Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экстремизм, его источники и последствия»
методическая разработка на тему

Горобцова Оксана Александровна

Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. Речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstremizm_ego_istochniki_i_posledstviya.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

« Экстремизм, его источники и последствия»

Составила: Горобцова О.А.  

2015 год

Форма: Классный час – дискуссия;

Цели: 

  • постановка воспитательных целей и задач;
  • раскрытие понятия «Патриотизм»;раскрытие понятия «Экстремизм»; определение разницы между этими понятиями;
  • приведение примеров проявления обоих явлений;
  • способствование высказыванию студентами собственного мнения.

Воспитательные задачи:

  • рассказать о понятии «патриотизма»;
  • рассказать о понятии «экстремизм»;
  • сравнивая два понятия, подвести итог.

Ход мероприятия

Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?

...Несколько минут ходьбы отПетрищево, и мы в торжественной тишине леса - на месте первоначального погребения Зои. В окружении молодых деревьев, за оградой - мраморная плита с высеченной на ней надписью, которая печальной меткой напоминает нам о подвиге юной советской партизанки – Зои Космодемьянской.

23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска). Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.

На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в штаб полка, где гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!"

В штабе девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. В 10 часов вечера Зою втолкнули в дом колхозника Кулика. Тело ее было в кровоподтеках, на лице, губах запеклась кровь, ноги обморожены. В изнеможении девушка опустилась на табурет и попросила воды. Один из фашистских солдат, немного говоривший по-русски, схватил керосиновую лампу и подскочил к ней:

- Пей керосин!Пей керосин!

Гитлеровские офицеры придумали новый вид пытки. Через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут.

29 ноября после страшных пыток Зою под усиленным конвоем привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни...

В свой смертный час отважная партизанка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей.

- Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! - крикнула она, обращаясь к жителям деревни. - Это счастье - умереть за свой народ!

Колхозники не могли удержать слез.

Повернувшись в сторону немецких солдат, Зоя крикнула:

- Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!..

Как-то Зоя написала в своей школьной тетради об Илье Муромце: "Когда его одолевает злой навальщик, то сама земля русская вливает в него силы". И в те роковые минуты, словно сама родная земля дала ей могучую, не девичью силу. Эту силу с изумлением вынужден был признать даже враг.

Унтер-офицер Карл Бейерлейн, присутствовавший при пытках Зои, в своих показаниях, написал: "Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего".

Это самый явный пример патриотизма. Это желание помочь своей стране в экстремальных условиях, в мучениях и под угрозой смерти. Это великий подвиг великого русского духа.

Так что же такое патриотизм? Выслушивание мнений учащихся.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Это любовь к своей стране. Но если все-таки отталкиваться от официальных определений то:

Патриотизм— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

К сожалению, без черного, белого не существует… И черное это – экстремизм.

  • 11 января 2006 г. в московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.
  • 25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку-мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.
  • 7 апреля 2006 г. в Санкт-Петербурге застрелен 28-летний студент, гражданин Сенегала. Оружие (ружье с нарисованной свастикой) было найдено неподалеку от места преступления.
  • 25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19-летний гражданин России армянского происхождения.

Корни этих двух явлений одинаковы, это любовь к родине. Но в случае патриотизма этот корень есть основа всего. Из этого корня растет прекрасное, крепкое дерево равновесие, которого не в силах нарушить ни что, даже пытки фашистской Германии. В случае экстремизма, этот корень прорастает в тоненький стебелек, после чего высыхает вовсе. И вокруг этого стебелька, пропагандой обвивается подлая, глупая змея.

Под экстремизмом, как правило, понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе. Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), а могут быть и религиозные. О религиозном экстремизме (сектантстве) мы поговорим отдельно, а сейчас уделим внимание «традиционному» толкованию экстремизма. Проще говоря, экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам (Большая Советская Энциклопедия).

Экстремизм укореняется всюду. Его цель привлечь как можно больше единомышленников. И где это делать кроме как не в Интернете.

Экстремизм в Интернете – это в первую очередь пропаганда. Пропагандируется комплекс целей и ценностей, которые исповедуют экстремисты, доказывается их «прогрессивность» и «неизбежность», обличаются противники и несогласные. Если организация исповедует некую субкультуру – то там могут даваться советы по стилю поведения, одежды, внешнего вида и тому подобному. Даются «советы» и «консультации» и насчет повседневной жизни – что следует делать, а чего не следует, и как «правильное» делать правильно. Далее следует призыв «присоединяться» и участвовать в «борьбе» - в той или иной форме. В последнее время все чаще встречается «ликбез» по взаимоотношениям с правоохранительными органами, носящий характер «юридического просвещения».

Дискуссия:

1. Почему возникает тенденция пренебрежительно относиться к определенным группам людей?

2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей? (Нация; раса; профессия; вероисповедание; политические убеждения; класс или социальный статус; мнение).

3. Почему существуют различия национальные, расовые, религиозные?

4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные (религиозные) обычаи страны заслугой человека? Почему?

Выводы:человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.

Идеями, которые пропагандируют экстремисты, могут быть национализм или фашизм.

После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В России, практически, все скинхеды являлись националистами, причем не редко весьма агрессивными. Но почему это произошло?

Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.

Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.

Идеология скинхедов двинулась дальше. На устах экстремизма появилось новое понятие – неофашизм, то есть возрождение фашизма.

Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.

В связи с шаткими реформами образования того времени, молодые люди из группировок скинхедов, не достаточно хорошо понимали что такое фашизм, так как в школах сократили время для изучения Великой Отечественной Войны.

Экстремисты же в свою очередь пропагандировали чистоту русской нации. И для этого необходимо было искоренить всякого, кто не являлся русским, православным или не имел славянской внешности.

Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам.

Так начались безжалостные побоища, в которых жертвами выступали все перечисленные выше. Рынки, вокзалы, и прочие места скопления людей неславянской внешности были растоптаны толпами подростков, которые слепо выступали за чистоту расы.

А теперь давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.

Патриотами же называют людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.

Бессмертным доказательством этому служит тот самый подвиг маленькой советской партизанки – Зои Космодемьянской.

Также достойно уважения и патриотично желание человека создать крепкую семью и воспитать своих детей достойными гражданами своей страны. Такое отношение к жизни укрепляет семейные и нравственные ценности, духовные основы отечества. Вообще, не секрет, что построить гармоничные отношения в семье очень непросто, а тот, кто этого все-таки добился, достоин всеобщего уважения.

Заключительная часть

Я благодарю всех, кто сегодня присутствовал и беседовал о таких сложных понятиях, как «патриотизм» и «экстремизм». Я надеюсь, что вы почерпнули самое главное из сегодняшнего классного часа, а именно, то, что нужно быть хорошим человеком, и любить не только своих родных, но и всех окружающих, уважать их взгляды и мнения.

Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «Экстремизм – угроза обществу», Студенческая конференция

В последнее время в мире в целом и в России в частности возросла угроза экстремизма. Экстремизм из политического течения превратился в мощную силу деструктивного характера, способную разрушать государ...