Проект
проект на тему

Гаврилова Евгения Михайловна

«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА

КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrilova_prekt.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

ПРОЕКТ

ГАВРИЛОВОЙ ЕВГЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ

НА ТЕМУ

«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА

КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

                                               

 Актуальность проблемы:

 

Профилактическая работа в школьной среде предполагает взаимодействие с учащимися, имеющими отклонения в поведении, учёбе. Чаще всего активная работа всех служб и структур профилактики направлены на учащегося, а не на устранение причин, вызывающих отклонения в поведении и обучении. Сигналом для действия чаще всего служит подростковый возраст ребёнка, когда как под действием лакмусовой бумаги на поверхность выползают все проблемы, накопившиеся на протяжении нескольких лет обучения в школе. Бороться с такими проблемами сложно, а порою поздно. Стиль поведения, характер взаимодействия со сверстниками и учителями к этому времени уже практически сформирован у подростка, при этом накоплен багаж проблем в учёбе, сложилось негативное отношение к своим способностям, личностным качествам, окружению. Усугубляет положение оценка подростком несовершенства взаимодействий его и родителей, а также стиль и методы семейного воспитания. Таким образом «раскрывшийся бутон» требует больших как психологических, так и физических затрат всей социально-педагогическиой системы школы.  Как следствие, проблема лишь сглаживается под воздействием целенаправленной работы психологов, педагогов, социальных служб, но практически никогда не устраняется.

Необходимо в корне пересматривать профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Можно с уверенностью сказать, что невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. Таким образом, появилась программа действий, которая направлена на выявление учащихся с отклонениями в  поведении, анализ причин асоциального поведения, социально-педагогическое сопровождение в трудный жизненный период учащегося.

Программа основана на принципах социальной психологии, социальной педагогики обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Она обеспечивает взаимосвязь со службами профилактики школы, администрации села и района.

           

Цель:

- Формировать и корректировать психологическую неустойчивость школьников;

- Оказывать психолого-педагогическую помощь учащимся с отклоняющимся поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Задачи:

- Выявление учащихся, имеющих проблемы в поведении, обучении, социализации;

- Исследование причин, вызывающих проблемы в обучении и поведении учащегося;

- Планирование профилактической работы по оказанию психолого-педагогической помощи учащемуся и его семье

Срок реализации: 1 год

Объектом реализации являются: учащиеся с девиантным поведением.

Предмет исследования: асоциальное поведение учащихся.

Основные направления проекта:

- работа с детьми;

- работа с семьями;

- работа с педагогами;

Ожидаемые результаты:

1)  Учащимся будут прививаться нормы поведения, морали;

 менее болезненно пройдёт период адаптации в школьной среде; появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с социальным педагогом, психологом, учителями;

процесс социализации и становления личности подростка пройдёт естественно, бесконфликтно;

снизится количество учащихся, стоящих на учёте;

2)  Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации:

тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия;

профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.

  1. Успешная адаптация учащихся с девиантным поведением в школьной среде.

 

Проект представляет собой деятельность педагога- психолога с профилактическими структурами школы: педагогическим консилиумом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, завучем школы, социальным педагогом;

Педагогом психологом выстраивается взаимосвязь с родительскими комитетами классных коллективов, попечительским советом школы;

инициирует взаимодействие с участковым инспектором, комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав, медико-педагогической комиссией, социально-правовой защитой населения;

предусматривает повышение компетентности её участников.

План реализации проекта содержит организационный и подготовительный этапы, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися, полностью диагностируется контингент учащихся начального, среднего и старших звеньев, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.

В процессе реализации возможны следующие трудности:

- низкий воспитательный потенциал родителей учащихся с проблемами в обучении, поведении;

- неэффективность профилактических мер;

- психолого-педагогические отклонения в развитии учащегося, слабая мотивация к обучению и самовоспитанию;

- поступление в учебное заведение учащихся из других школ, с уже имеющимися проблемами в обучении и поведении.

- воспитание и обучение учащегося в подопечной или опекаемой семье, контакты с родителями нерегулярные.

Концепция проекта:

Правовую основу проекта «Ранняя диагностика учащихся группы риска как один из этапов успешной  профилактической работы в школе» составляет:

Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «Об образовании», Федеральный закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности».

Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей реанимировать педагогически и психологически запущенных детей с проблемами в поведении и обучении для успешной адаптации и социализации.

План реализации:

  • организационный этап
  • подготовительный этап
  • этап внедрения
  • аналитический этап

Комплексная диагностика.

Цель комплексного диагностирования: улучшение эффективности от реализации проекта в процессе отслеживания результатов его выполнения.

В процессе диагностики реализации проекта создаётся банк данных на учащихся с характерными проблемами в поведении, обучении, адаптации.

Важным показателем успешности реализации  является динамика снижения количества учащихся, склонных к правонарушениям, бродяжничеству, неуспевающих по предметам, стоящих на учёте.

Для анализа и последующих выводов составляется диаграмма, характеризующая полную социально-педагогическую статистику классов начального звена, с учётом уровня обученности учащихся, имеющих проблемы в адаптации и социализации.

Одним из показателей успешности реализации проекта является сравнительная диаграмма соотношения количества учащихся группы риска к общему количеству учащихся в классе, т.е. тенденция к снижению учащихся с девиантным поведением, трудновоспитуемым и труднообучаемым за счёт эффективной профилактической работы.

Уровень социальной адаптации и обученности устанавливается путём анкетирования, опроса, наблюдения за классным коллективом.  Такое исследование проводится при поступлении учащихся в школу, на первом этапе обучения в новом для него, классном коллективе, при возникших психолого-педагогических трудностях у учащихся в процессе обучения, воспитания, не реже одного раза в четверть.

Главным показателем успешности реализации являются диагностика положительной адаптации и социализации учащихся группы риска в классных коллективах и социуме.

Составляется таблица и графики уровня адаптации и социализации, учащихся группы риска в разные периоды времени, влияния различных факторов на поведение и обучение учащихся в школьной среде и во внеурочное время.

Подготовительный этап.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

  1. Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элептоидов и психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.

Структура взаимодействия различных факторов риска в процессе формирования школьной дезадаптации

(С.А. Беличёва)

Негативные воспитательные воздействия семьи и микросоциальной среды развития ребёнка; психическая депривация

Биологические вредности, действовавшие на ребёнка в процессе развития

                                                                                                             

  Нарушение психического развития

Трудности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками

Нарушения поведения

Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения

Трудности в овладении учебной деятельностью

Негативное отношение учителя, неверный педагогический подход

Отрицательное отношение соучеников, низкий социальный статус

               

Состояние эмоционального дискомфорта

                                                           

Школьная дезадаптация

Дальнейшие отклонения в поведении, формирование асоциальной направленности, правонарушения

Формирование негативных личностных качеств, дальнейшие нарушения психического развития

Возникновение соматической и нервно-психической патологии

Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребёнка.

Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Концепции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребёнка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Реабилитация невозможна без восстановления ребёнка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребёнка как социального субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация не только связана с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и изменением представлений ребёнка о самом себе – его «Я - концепции».

Трудновоспитуемость – та или иная степень неспособности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.

Труднообучаемость – та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъективности и дисгармониями развития, вызванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами.

Социальная дезадаптация – особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующего основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.

Антиобщественное поведение – юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (не уголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм).

Девиантное – (отклоняющееся) поведение – нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями. 

Делинквентность – (провинность) – психическая готовность к правонарушению.

Анализируя возрастные особенности развития ребёнка, появилась следующая схема. Её нельзя считать абсолютной, но учитывая свой опыт работы в школьном учреждении, могу утверждать, что планировать работу с учащимися группы риска необходимо своевременно.

Возрастная

категория

 Риски девиантного поведения

Действия профилактического характера

Учащиеся 1-2 классов

Дезадаптация учащегося в классном коллективе, асоциальное поведение, низкая способность к обучению, бесконтрольность со стороны родителей, заторможенность в развитии, гипердинамичность либо инфантилизм, склонность к бродяжничеству, инвалидность.

Тесная взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка.

Своевременная диагностика и коррекция, отслеживание положительной и отрицательной динамики развития, контроль за успеваемостью, поведением, общением.

Учащиеся 3-4 классов

Низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, учителями, склонность к бродяжничеству, проблемы в семье, агрессия, отказ от контактов, религиозные ограничения.

Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи.

Учащиеся 5-6 классов

Адаптация учащегося в среднем звене, проблемы взаимоотношений с учителями, сверстниками, потеря интереса к обучению, отказ от контактов, склонность к бродяжничеству, проблемы во взаимоотношениях с родителями.

Взаимосвязь с учителем, родителями, родственниками, социумом ребёнка. Контроль за поведением, общением, успеваемостью. Задействовать учащегося во внеурочное время. Активная пропаганда здорового образа жизни. Обследование семьи.

Учащиеся 7-8 классов

Потеря интереса к обучению, проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями. Отклонения сексуального характера, агрессивность, попытки суицида, влияние группировок, компаний, вовлечение в антиобщественные деяния, поступки.

Тесная взаимосвязь с учителями, родителями, детским психологом, социумом учащегося. Мероприятия по профилактики правонарушений, разъяснительная работа, активное вовлечение в работу секций, кружков, детских объединений, творческих клубов.

Учащиеся 9-10 классов

Потеря интереса к обучению, агрессия по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Склонность к бродяжничеству, проституция. Тяга к алкоголю, наркотикам, курению. Пивной алкоголизм, правонарушения, скрытые и явные увлечения противоправного характера. Низкая либо завышенная самооценка.

Тесная взаимосвязь с семьёй, правоохранительными органами, психологом, наркологом, психиатром. Пропаганда здорового образа жизни, активные методы распространения информации профилактического характера. Анонимная помощь и содействие подростку в решении трудных жизненных ситуаций. Трудоустройство, помощь в оказании лечения.

Учащиеся 11 класса

Проблемы в обучении, бродяжничество, уход из дома, ранняя половая жизнь. Злоупотребление спиртным, употребление наркотиков. Склонность к садизму. Грубость, вспышки агрессии, религиозные отклонения. Противоправные действия, судимость.

Тесная взаимосвязь с семьёй, правоохранительными органами, психологом, наркологом, психиатром. Пропаганда здорового образа жизни, активные методы распространения информации профилактического характера. Анонимная помощь и содействие подростку в решении трудных жизненных ситуаций. Трудоустройство, помощь в оказании лечения.

Алгоритм действий

Педагога-психолога с категорией учащихся группы риска.

Мероприятия социального педагога

Документация

Отслеживание

Планирование

1.

Изучение со

циально-психологической обстановки, знакомство с проблемами и трудностями детей.

Заполнение социально-психологической карты класса

Заполнение карты личности на каждого учащегося

Выявление проблемных зон, ситуаций.

2.

Изучение социально-психологической обстановки семей учащихся

Заполнение картотеки для базы данных социальной среды ребёнка

Заполнение картотеки для базы данных социально-неблагополучных семей

Выявление трудностей в семье, статуса семьи, возможности оказания социально-педагогической и психологической помощи.

3.

Определение путей профилактической, коррекционной работы.

Комплексный план работы с семьями учащихся

Циклограмма работы с семьями учащихся

Составление плана работы с семьями, находящимися в опасном социально-психологическом положении.

4.

Анализ проблем учащегося, поиск путей решения проблем и трудностей.

Комплексный план работы с учащимся

Учёт посещаемости, успеваемости, поведения, занятости учащегося

Составление плана индивидуальной профилактической работы с учащимся.

5.

Текущий анализ результатов профилактики, диагностики и коррекции

Отслеживание результативности деятельности всех служб, задействованных в диагностической и профилактической работе

Отчёты классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога  по индивидуальной профилактической работе.

Выбор путей решения по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями (коррекция, просвещение, развитие, изменение, дополнение).

6.

Отчёт психолого-педагогической работы по индивидуальной профилактико-диагностической работе с учащимися и их семьями.

Обобщение материала по диагностико-профилактической работе

Анализ проделанной работы по индивидуальной профилактической работе.

Проектирование психолого-педагогической деятельности с учётом накопленного опыта.

Осмысливая направления в своей деятельности, я пришла к выводу: лишь взаимодействие всех структур профилактики смогут оказать полноценное влияние на кризисное психологическое состояние ребёнка. Содействие заинтересованных людей создают благоприятную среду для решения самых насущных вопросов воспитания и коррекции.

Первое направление:

«Работа с семьёй».

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней формируются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Перефразируя известную пословицу «Сколько людей – столько мнений», можно с уверенностью сказать: сколько семей – столько и стилей воспитания. Семья, как зеркало общества, отражает в себе все его проблемы, кризисы, несовершенство и неустроенность. В нашей действительности институт семьи претерпел большие изменения, зачастую не в лучшую сторону. Становление «рыночных отношений» в России в полной мере отразился на образе жизни молодых семей. Жизненные неурядицы, безработица и безденежье, безразличие общества – всё это повлекло за собой разгул пьянства, попустительство и бездуховность в семьях. С появлением детей, которые чаще всего оказывались в таких семьях обузой, ситуация радикально не изменялась. Родители были заняты проблемами выживания, воспитание сводилось к минимальному контролю, дети росли самостоятельно, принимая образ жизни своей семьи за эталон поведения. В школу хлынул поток повзрослевших, но практически невоспитанных детей.

Основной задачей в работе с такими семьями стало повышение культурного образа жизни семьи, а также педагогического просвещения родителей. Постепенно условия жизни в семьях улучшались, с появлением постоянного заработка, повысился уровень благосостояния, и первоочередным для многих родителей вновь стало образование  и воспитание своих детей. Но пробелы в воспитании повлекли за собой и проблемы в обучении. Всё чаще в таких семьях возникают конфликтные ситуации, многие нерадивые родители пытаются переложить груз своих упущений на хрупкие плечи своих детей, что ведёт за собой вереницу подростковых проблем – бродяжничество, правонарушения, наркозависимость.

Основной задачей в работе с проблемными семьями есть и остаётся тесное сотрудничество и взаимопомощь. Необходимо чётко расставить приоритеты в работе с каждой семьёй, создать свою программу оздоровления и укрепления социального статуса семьи. За мою практику мне пришлось поработать со многими родителями. Редко встречаются совсем беспомощные, равнодушные родители. Чаще всего ситуация выходит из-под контроля из-за слабых знаний родителями возрастной психологии ребёнка, низкого культурного уровня общения в семье, зачастую пьянства, что порождает у родителей затруднения в воспитании и обучении своих детей.

За несколько лет работы с проблемными семьями, сформировался опыт, который ежегодно претерпевает различные изменения и усовершенствования, благодаря взаимодействию с различными социальными структурами и службами. В нашей школе работа с семьями включает в себя целый комплекс мер профилактического и просветительского характера. Одним из направлений является работа социального педагога с проблемными семьями.

Цель работы с семьями, имеющими проблемы в воспитании и обучении детей: оказание психолого-педагогической помощи. 

Учитывая опыт своей работы с семьями, можно охарактеризовать их как по –разному. Каждая семья требует особого подхода. Не все родители согласны взаимодействовать и сотрудничать с педагогом. Вторжение в личные взаимоотношения в семье, проблемы вызывают у обоих родителей настороженность и протест. За привычным бытом, делами, работой многие родители не замечают или не хотят замечать боль и страдания своих несовершеннолетних детей. Поведение детей, их образ жизни кажутся обычными и нормальными. Общение со своими детьми во многих семьях сводится до указов и приказов, взросление и становление ребёнка как личности их зачастую не интересует. Незаметно для взрослых появляются проблемы во взаимоотношениях с детьми: грубость, непослушание, уход из дома, мелкие шалости и хулиганство, бродяжничество, злоупотребления и правонарушения – всё это последствия неправильного воспитания либо попустительства со стороны взрослых. Исправлять ошибки взрослых куда сложнее, чем предвидеть и  не допускать их.

Основная задача педагога-психолога при работе с проблемными семьями - своевременно заметить отклонения в воспитании детей и вовремя предупредить асоциальное поведение учащегося. 

Необходимо правильно выбрать пути взаимодействия, найти точки соприкосновения безболезненного общения с родителями, приложить максимум усилий для оказания востребованной и конкретной помощи семье. Не все усилия социального педагога приносят быстрый и продуктивный результат, но, порою, взаимодействие с семьёй помогает избежать более тяжких последствий искажённого воспитания. Иногда достаточно компетентной помощи со стороны, чтобы заставить родителей задуматься, принять правильное решение, увидеть и оценить свои ошибки и последствия бездействия. Многие родители охотно идут на контакт, своевременно реагируют на замечания, принимают верные меры воздействия на ребёнка. Но, порою приходится долгое время убеждать, разъяснять и «воспитывать» родителей, нежелающих что-то менять в своей жизни, во взаимоотношениях со своими детьми и друг с другом.

Социальные проблемы заметно сказываются на воспитании и обучении детей в семьях. Повышенная конфликтность, нервозность, взаимные упрёки и ругань создают в семьях невыносимую обстановку для ребёнка. Справиться с беспокойством и страхом ему одному часто не под силу, в этом случае необходимо своевременно заметить отклоняющееся от норм поведение учащегося: его угнетённое состояние, растерянность, отказ от контактов. Чаще всего от безысходности и непонимания дети совершают необдуманные поступки, пускаются во все тяжкие. Общаясь с такими семьями, приходится заострять внимание на самочувствии ребёнка, объяснять нерадивому родителю, что творится в душе маленького человечка, за что они могут жестоко поплатиться.

Бич современного общества – пьянство. Трудно определить, что страшнее – когда пьют оба или один родитель, и то и другое порождает кучу проблем и в проживании, и в воспитании. Уговоры и назидания зачастую бессильны. Приходится действовать с привлечением социальных комиссий и служб. Но восстановить воспитательные функции удаётся не в каждой семье. Ведь за время, когда родители провели в пьяном угаре, у детей сформировалось негативное отношение к ним и дальнейшие воспитательные потуги воспринимаются не всегда адекватно. Много усилий уходит на восстановление прежних уважительных и доброжелательных отношений между членами семьи.

Всё это позволяет контролировать ситуацию с положением дел в каждой семье, своевременно выявлять семьи, нуждающиеся в помощи, поддержке, а иногда и наказании. Если в семье не удаётся изменить ситуацию в лучшую сторону, приходится обращаться за помощью в социальные и правовые органы по профилактике правонарушений и безнадзорности.

Важным моментом в работе с семьями группы риска является создание более благоприятных условий как социальных, так и психолого-педагогических для полноценного воспитания, проживания и развития, учащихся в этих семьях. Даже во внешне благополучных семьях бывают очень сложные конфликтные отношения с детьми, что в дальнейшем порождает ряд проблем как психологического, так и поведенческого характера.

 Тесное сотрудничество с семьёй, просветительская, диагностическая, коррекционная работа, систематические обследования бытовых условий проживания учащихся, связь с социальными структурами, правоохранительными органами, позволяют своевременно выявлять учащихся с отклонениями в поведении, корректировать их отношение к учёбе, вовремя предупредить правонарушения и асоциальное поведение.

Второе направление:

«Работа с педагогами».

Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям. Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем. В этом случае одному педагогу не справиться, необходима грамотная консультация психолога, психиатра, помощь логопеда, социального педагога. Взаимосвязь всех структур способствует коррекции поведения и обучения учащегося, что в дальнейшем сказывается благоприятно на его адаптации в школьной среде.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребёнка, интеллектуальной и личностной. Избежать больших проблем в обучении учащегося поможет социально-педагогическая диагностика, проводимая совместно с учителем.

Итог заполнения карты позволяет выявить наиболее проблемные зоны у учащегося, ознакомить родителей с полученными наблюдениями, порекомендовать консультирование у психолога, психиатра, либо наладить сотрудничество с семьей по исправлению негативных проявлений у учащегося.

Первый этап – это диагностическая работа по выявлению первичных причин данного поведения, а также, совместно с социальным педагогом посещение семей учащихся, обследование материально-бытовых условий проживания ребёнка в семье. Выявляются семьи, где необходима либо материальная, либо психолого-педагогическая помощь. Планируется совместная работа классного руководителя и социального педагога. При выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении, составляется ходатайство на главу администрации сельского совета о постановке семьи на учёт. В отдельных случаях семья берётся на учёт внутри школы для профилактической работы.

Цель постановки семьи на внутришкольный учёт – это оказание психолого-педагогической, социально-педагогической помощи в воспитании и обучении учащихся, содействие в создании благоприятных психологических условий в семье для полноценного воспитания и обучения.

В течение учебного года проводятся профилактические беседы с родителями на родительских собраниях:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Возрастные особенности младшего школьника.
  • Роль родителей в воспитании и обучении учащегося.
  • Наказания и поощрения в семье.
  • Сотрудничество – один из способов нормальной адаптации учащегося в школе.
  • Роль отца в воспитании детей.
  • Психологический климат в семье как условие успешного воспитания.
  • Вера и безверие.
  • Как не идти на поводу у ребёнка.
  • Родительский эгоизм.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Причины агрессии у ребёнка.
  • Ложь и её последствия.
  • Возрастные особенности ученика.
  • Причина бродяжничества детей.
  • Пагубные привычки в семье.
  • Тяжкие последствия равнодушия в семье.

Второй этап – консультирование учащегося и родителя на заседании  районной медико-педагогической комиссии (осень-весна).  Консультирование помогает выявить у учащихся уровень обученности, своевременно скорректировать обучение для определённой группы учащихся, получить родителям грамотные рекомендации для оказания помощи своим  детям в успешном освоении учебной программы, пройти обследование и лечение у специалистов района и области.

Третье направление

«Работа с социальными службами»

Сотрудничество с социальными структурами села и района является неотъемлемой частью профилактической работы по оказанию социальных, психолого-педагогических и юридических услуг семьям, имеющим учащихся с девиантным поведением.

На ранних этапах возникновения проблемы в семье результативным является вмешательство социального работника, правоохранительных органов, либо членов комиссии опеки и попечительства. Своевременное участие этих служб предупреждает усугубление проблемной ситуации, частично решает возникшие трудности, либо помогает в решении семейных конфликтов. Родители не остаются одни со своими проблемами, порою достаточно консультации грамотного специалиста, чтобы устранить трудную жизненную ситуацию. Но не всегда семья готова к этой помощи, иногда настрой родителей не располагает к сотрудничеству, отношения выстраиваются не лучшим образом, родители предпочитают «держать оборону» по отношению, как к социальному педагогу, так и к другим членам профилактических структур. С такими семьями приходится работать долгое время. Можно изменить ситуацию в семье, но гораздо сложнее изменить психологию родителей, их образовательный уровень и воспитательную компетентность.

Главной задача всех мероприятий -  уберечь семью от полной деградации, возобновить полноценные функции семьи для решения насущных вопросов воспитания и обучения.

Профилактические рейды в семьи позволяют выявить неустроенность семейного быта, антисанитарные условия проживания учащихся, иногда скрытые угрозы для безопасности ребёнка.

На протяжении нескольких лет прослеживается положительная тенденция к снижению семей, нуждающихся в систематическом контроле. Многие изменили своё отношение к быту, к вопросам воспитания и обучения, к оказываемой им педагогической или психологической помощи. Всё реже возникают проблемы с бродяжничеством несовершеннолетних детей в семьях, злоупотреблением спиртного обоими родителями, попустительством в воспитании и обучении. Считаю это результатом целенаправленной и совместной работы профилактических и социальных служб города и школы.

Немало проблем составляют приезжие семьи. Как правило, в таких семьях долгое время неустроенный быт, много проблем с воспитанием, обучением детей. Визит социального педагога не всегда приветствуется, многие свои трудности оправдывают переездом, временной неустроенностью. Опыт показывает, что такие семьи требуют пристального внимания и систематического контроля как со стороны школы, так и социальных структур. Своевременно оказывается как моральная, так и материальная помощь, во избежание более сложных проблем.

Динамика работы по вышеуказанным направлениям в рамках данного проекта с учеником МАОУ Домодедовской СОШ №8

Ниже предложены документационные формы работы по данному направлению.

        

Карта наблюдения.

Фамилия имя учащегося: Артём Г

Год рождения: 2007 г.

Класс: 4 класс

Характерные поведенческие отклонения

Степень усвоения учебного материала

Реакция на замечания учителя

Внешний вид и готовность к урокам

Роль семьи в воспитании и обучении

Мальчик агрессивен, не сдержан. С трудом высиживает урок, часто отвлекается, задаёт вопросы не по теме, проявляет лидерские качества, проигрыш воспринимает болезненно. Частая смена настроения, бывает отказ от контактов.

Память кратковременная, внимание рассеянное, читает быстро, но часто неправильно, с трудом пересказывает прочитанное. Трудно заинтересовать на уроке, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Неусидчив.

Пытается оправдать свои поступки, часто обвиняет других в своих неудачах, обидчив, агрессивен.

Внешне, в школу ребенок приходит подготовленный, однако к концу дня внешний вид оставляет желать лучшего. Иногда не готов к урокам, не приучен к порядку и аккуратности.

Пассивная, семья группы риска (многодетная), постоянно на работе, работает вахтами, с детьми контакт налажен слабо, основная ответственность за воспитание и хозяйство лежит на матери, на почве этого в семье часто скандалы. Взаимоотношения между членами семьи недоброжелательные, грубоватые (это проявляется в том, что ребенок иногда употребляет ненормативную лексику)

ФИ ребенка, год рождения, класс

Направления

Работа с семьёй

Работа с ребенком (индивидуальная)

Работа с соц. службами

Работа с педагогами

Артём Г (2007г.р.), 4 класс

Для первоначального анализа психологом была организована встреча с родителями, где психологом было предложено родителям заполнить анкету семьи. На встречу со специалистом пришла мама, т.к папа находился на работе (вахтовым методом). После заполнения анкеты психолог провела с мамой беседу, оказала консультативную помощь. В процессе беседы выяснилось, что маму не совсем устраивает ситуация в семье, мама была напряжена, раздражена и старалась в некоторых моментах опровергать тот факт, что состояние ребенка это, в какой-то степени отражение ситуации в доме.

По итогам первой встречи психолог предложила маме некоторые рекомендации, принять к сведению некоторые методы и приёмы, которые могут помочь наладить психологическое состояние в семье, соответственно данные рекомендации, необходимо выполнять всем членам семьи.

На первой встрече с ребенком была проведена беседа по выявлению его общих эмоциональных состояний; диагностика по выявлению уровня школьной тревожности, по выявлению уровня самооценки и диагностика внутрисемейных взаимоотношений (семейная социограмма, проективная методика «Моя семья»).

Психологом была проведена совместная работа с соц. педагогом школы. Социальный педагог составила соц. паспорт семьи, организовала выход в семью с целью исследования социально- воспитательной среды в семье.

Социальный педагог оставила определённые рекомендации матери по устранению определённых причин, которые могут повлиять на психологические нарушения в поведении ребёнка.

Психологом было организовано наблюдение за ребенком на уроках (не только с классным руководителем), на перемене, в столовой, с целью выявления уровня взаимодействия между ребенком и взрослым. По итогам наблюдения психолог составила ряд рекомендаций для педагога, которые могут быть причиной улучшения обстановки внутри класса, между детьми и взрослыми.  

Первая встреча

Вторая встреча (спустя месяц)

На следующей встрече мама была более спокойна, она призналась, что выполнять все рекомендации педагога-психолога, было не так просто, необходимо было набираться терпения, т.к не всегда реакция ребёнка на те или иные действия матери, была как ожидалось. Так же мама призналась, что в поведении ребенка наметились изменения, он научился слушать, немного спокойнее реагирует на определенные коррекционные действия в свой адрес. Так же была проведена диагностическая работа по выявлению уровня супружеский взаимоотношений. Психолог заполнила протокол и карту беседы, занесла значимые изменения в карту работы с семьей.

На протяжении всего времени, до момента последующей встречи, психолог активно наблюдала за изменениями в поведении ребенка в школе и семье. Была организована тесная взаимосвязь педагога- психолога и классного руководителя, с целью отслеживания положительной динамики. Во время индивидуальных бесед и встреч, ребенок показывал больше положительных аспектов в работе, его рисунки стали оснащены цветовой гаммой, напряженность и высоки й мышечный тонус, постепенно спадали.

При взаимодействии педагога-психолога и социального педагога школы, выявлено, что при повторных визитах соц. педагога в семью, в семейном коллективе улучшились соц. условия, к примеру, мальчик сам стал более охотно оказывать посильную помощь матери по дому, более организовано стал подходить к определённым воспитательным требованиям.  Мать призналась соц. педагогу, что психологическая атмосфера в семье стала более приемлемой и положительной.

Классный руководитель на протяжении всего времени выполняла рекомендации психолога, заполняла мини-журнал «поведенческих замечаний» мальчика. Учитель призналась, что оказывать пристальное и индивидуальное внимание одному определенному ребенку, не просто, но грамотно поставленная работа учителя не заставила себя долго ждать. Мальчик сидит на первой парте, стал больше вовлекаться в учебный процесс, был назначен «звеньевым» на своем ряду. Со слов учителя домашнее задание стали выполняться с большей систематичностью, правда не всегда правильно,   зато выполняется.

Третья встреча

На третьей встрече психолог и мама мальчика заполнили карту семьи, где отметились изменения в поведении всех членов семьи по отношению к психологически- сложившейся ситуации. Так же мать описывала какие приемы применялись по отношению к ребенку, какие рекомендации психолога выполнялись легко, а какие с трудом. Что касаемо эмоционального состояние матери ребенка, можно сказать что мама была более спокойна, уверена в себе, раздражённости при беседе не наблюдалось. Со слов мамы, при общении ребенка с отцом тоже наметились изменения, отец  по характеру очень эмоциональный, порой раздражительный, но при   выполнении определенных рекомендации, смог найти правильный подход к ребенку и реагировать с необходимой терпимостью к тем или иным выпадам сына.

Во время беседы с психологом, было замечено, что мальчик был открыт для разговора, с охотой рассказывал о различных мероприятиях в семье и в школе, с воодушевлением ждал приезда отца. Мальчик психологически и эмоционально был свободен. С ребенком была проведена повторная диагностика (по отличной от предыдущей методике) внутрисемейных отношений. Когда ребенок уходил из кабинета психолога, спросил когда мы снова встретимся.

Социальный педагог отмечала изменения во внешнем виде ребенка, повторно посетила семью, для выявления улучшения социально– психологического уровня семьи. Динамика работы имела положительный характер.

Учитель отметила, что ребенок, если захочет, то может учиться на «4», но к сожалению, не всегда у него есть желание активно работать. Несмотря на это классный руководитель, продолжает вовлекать ребенка в определенную внутриклассную деятельность.  Со слов учителя, у мальчика наладились отношения с одноклассниками. Некоторые ребята сами проявляют инициативу для сотрудничества с мальчиком.

В силу определённых особенностей характера ученика, работа учителя не является окончательной и требует постоянного контроля и коррекционной работы, как в классе,  так и индивидуально с ребенком.

Результативность

Психологом была представлена модель работы с отдельным учеником, которая включала описание основных, конкретизировано - общих видов деятельности, для просматривания динамической линии изменений в работе.  По итогам работы в рамках данного проекта, можно сделать ряд определенных выводов и примерных заключений, хотя любое заключение психолога не несет характер диагноза.

Мы были свидетелями того, что поведенческие отклонения ребенка, напрямую зависели от состояния и психологической обстановки в семье. От определенных действий, слов, реакций взрослого. Во время проведения работы, психолог постоянно контактировала с родителями мальчика, учителем, социальным педагогом. Именно благодаря слаженной, совместной и тесноорганизованной работе со всеми взрослыми, мы увидели изменения в поведении ребенка. Взрослые, которым необходимо было иметь тесную прямую и обратную взаимосвязь, подобно единой цепочке, звеньями которой являлись, должны были совместно и по отдельности каждый выполнять определенный фронт рекомендаций и условий. Не для кого не секрет, что если одно звено сработает неправильно, есть риск разрушения и «разрыва» всей конструкции. Работа с данной семьей не закончена, т.к. контроль и заинтересованность всех участников образовательной деятельности должна всегда оставаться открытой.

Заключение

Анализируя работу, проведённую в течение всего действия проекта, можно с уверенностью сказать о положительной динамике по снижению количества учащихся с девиантным поведением среди учащихся школы. Заметно снизились пропуски уроков учащихся без уважительной причины, уходы с последних уроков. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями учащихся, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе психологический климат во многих классных коллективах стал более благоприятный. Реже происходят конфликтные ситуации между учащимися среднего и старшего звена. В течение последнего года консультацию у психолога получают все больше и больше обучающихся. Активнее стали показывать учеников начального звена, имеющих проблемы в обучении, на районную психолого-медико-педагогическую комиссию  для определения вспомогательной программы обучения.. Поддерживается тесная связь с медицинскими работниками, отделом опеки и попечительства по выявлению симптомов неблагополучия в семьях и своевременному реагированию. За счёт постоянного потока приезжих семей, чаще всего неблагополучных, не вполне удаётся решить проблему по снижению подростков и их семей, стоящих на учёте. Благодаря отлаженной воспитательной системе и регулярной пропаганде здорового образа жизни в школьном коллективе удалось снизить количество учащихся, употребляющих алкогольные напитки, не зарегистрировано ни одного факта употребления наркотических средств.  

Категория учащихся группы риска продолжает отслеживаться в течение всего периода обучения в школе. Созданная атмосфера доброжелательности и взаимопомощи между родителями и учителями позволила во многом сократить риски возникновения правонарушений в школьной среде. Многие учащиеся по-иному относятся к различным конфликтным ситуациям, осознавая последствия своих действий.

Правовое просвещение заметно снизило статистику случаев воровства, хулиганства среди подростков с девиантным поведением. Каждый случай, требующий внимания педагога-психолога рассматривается своевременно, совместно с администрацией школы, родителями. Ведь порой шалости детей незаметно превращаются в хулиганские действия, за которые незамедлительно следует наказание. Во избежание таких рецидивов, пристального внимания требуют даже единичные случаи жестокого обращения, лжи, воровства, бродяжничества учащихся.

Профилактические мероприятия по реализации программы будут продолжены в течение нескольких лет. Обозначились новые проблемы, появились особенности и факты, которые требуют более долгой проработки и более пристального внимания со стороны различных профилактических структур. Новые методы и наработанный опыт работы с данной категорией учащихся дают возможность более продуктивно реализовывать задачи, заявленные в программе.

Современные требования к образовательному процессу требуют как от учителей, так и от учащихся иного подхода. Личностно-ориентированное обучение, в центре которого стоит ученик, позволяет обновить образовательную среду, создать более благоприятные условия для успешной адаптации и социализации. Необходимо, чтобы ученики, не смотря на различные факторы риска, смогли в полной мере освоить необходимый багаж знаний, умений для полноценного развития.

Практическое занятие «Разрешаем конфликты»

Цель: Освоить навыки конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи:

1. Познакомить участников с понятием «конфликт»;

2.  Сформировать стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций;

3. Научить предотвращать развитие конфликта, показать способы выхода из конфликтных ситуаций.

    -  Всем привет! Очень рада вас всех видеть! Сегодня мы будем говорить о конфликтах. С конфликтами мы сталкиваемся в разных сферах нашей жизни. Это случается очень часто, ведь мы живем в мире людей, и наши желания и интересы не всегда совпадают. Так что сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт, почему он возникает и как можно его разрешить. Но давайте начнем с разминки, которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.

Разминка «Рисунок в парах»

Пояснение: Перед началом упражнения необходимо разделить группу на пары. Если в группе нечетное количество участников, ведущий также участвует в упражнении. Каждая пара получает по одному листу бумаги и одному карандашу и садится так, чтобы не мешать остальным парам.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем рисовать. Пусть каждый участник представит небольшой рисунок, который он хотел бы нарисовать. Представили? Каждая пара, держась вдвоем за один карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги, общаться словами при этом нельзя. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Начали.

Анализ упражнения:

Какую тактику вы применяли во время совместного рисования?    

Какой рисунок получился в результате?    

Все пары довольны получившимся результатом?    

Чьи идеи не реализовались?    

Кому так и не удалось договориться о том, что рисовать?  

- Посмотрите на ваши рисунки. Они, как вы видите, далеки от совершенства. Чаще всего это «каляка-маляка». Собственно, это и есть конфликт.

Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, который позволяет эти мнения реализовать.

У вас был один карандаш и у каждого своего рисунка в голове, поэтому получилось то, что получилось. Но это очень хорошее отображение конфликтной ситуации. На сегодняшнем занятии мы постараемся понять, как разрешать эти ситуации и как их не допускать.

Если у кого-то все-таки получился осмысленный рисунок, спросите:

Как вы договаривались?

Введение в тему

Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию.

Давайте разберемся, что же такое конфликт.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов, противоборство.

Противоборство порождается нашими целями, например, в семье один телевизор, но все в одно и то же время хотят смотреть разные передачи.

Например, представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй - смотреть телевизор или слушать тяжелый рок. Если один достигает своей цели – смотреть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.

Как выглядит сам конфликт, давайте попробуем рассмотреть в деталях.

Существует 2 формулы конфликта: (формулы на слайде)

Конфликт (К) = Конфликтная Ситуация (КС) + Повод (П)   (сокращенно: К= КС + П)

Конфликтная ситуация отличается от Конфликта тем, что Конфликтная Ситуация может складываться на протяжении очень длительного времени (даже нескольких лет, например), и из-за какого-нибудь мелкого Повода может разразиться серьезный Конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды.

Например, юноша и девушка достаточно долго общаются, любят друг друга, но при этом не говорят о своих обидах, а потом могут из-за какой-то мелочи (например, юноша забыл про годовщину их первой романтической встречи) поссориться и расстаться. На самом деле, виной тому - долго копившиеся обиды.

Вывод: надо говорить о своих чувствах, это очень важно. Ведь аналогичные примеры есть и в вашей жизни, когда вы ссоритесь со своими друзьями, родными и любимыми из-за пустяка. Вспомните себя.

Поднимите руку те, у кого такое было… Хорошо!

А ведь есть очень действенный способ не доводить до этого, и чуть позже вы о нем узнаете.

А мы пойдем дальше…ко второй формуле. Но прежде – пример.

В стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится?

Комментарий: надо нарисовать на доске стакан и капли воды.

Возможно, участники выскажут разные версии и даже назовут правильную. Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами, которые - вольно или невольно - задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше терпение лопается.

А выглядит это так: Конфликт = Конфликтоген_1 (Кф_1) + Кф_2 +…+ Кф_n

Хочу также заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов…

Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта количество будет разным.

Каждый день мы общаемся со многими людьми: в школе, во дворе, дома, у нас здесь. И невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не подозревая об этом.

Давайте подумаем, что нас может обидеть в словах собеседника?

(На слайде по мере объяснения)

1. Прямое оскорбление. Например, «Ты дурак (идиот, козел, трепло и т.д.)». Конечно, это может стать началом конфликта.

2. Упрек. Например, «Из-за тебя я опоздала. А я думала, что на тебя можно положиться!».

3.  Обобщение. Это те же упреки, но со словами «ты всегда…», «вечно ты…», «ну, как обычно…».

4. Сравнение (не в твою пользу). Например, «А вот Серега Кате всегда цветы дарит» или «Да я в твои годы уже 2 спортивных кубка имел!».

5.  Приказ. Например, «Умойся. Почисти зубы. Не сутулься. Не опоздай» и т.д. Все глаголы в повелительном наклонении (даже просьбы) вызывают у нас неосознанный протест.

Поднимите руку, кто испытал на себе или сам говорил подобные фразы? Эти фразы и есть Конфликтогены. Их намного больше, чем наши примеры.

Как же быть? Мы не можем и не должны загонять внутрь свои обиды. Нужно говорить о своих чувствах. Вопрос – как? Не оскорбляя человека. Не упрекая и, тем более, не обобщая. Не сравнивая и не приказывая.

Давайте сейчас сделаем упражнение и потренируемся предупреждать конфликт, не доводить до него.

Теория: «Способы выхода из конфликта»

Мы возьмем одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из нее выйти.

Ситуация: сын поздно вернулся домой – отец кричит на него.

1. Уклонение

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет».

2. Уступка

Подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции.

У нашей ситуации теперь другой финал.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой

не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признает свою полную неправоту

и, подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз.

3. Компромисс

Решение конфликта - через взаимные уступки. Разрешая конфликт таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений.

У данной ситуации теперь новый финал.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс- взаимоуступку: с понедельника до четверга он приходит домой в 21.00, но в пятницу и субботу отец позволяет ему приходить в 23.00 часа.

Анализ. Что чувствовал «сын» во время конфликта и после предложения компромисса?  

Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как принял условия компромисса?

4. Подавление

Это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Часто в этом случае победу пытаются взять «силой», перехитрить собеседника, сделать все, чтобы отстоять свой и только свой интерес.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток, игнорируя требования отца, говорит ему в ответ, что виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и впредь возвращаться, когда захочет.

Анализ. Вопрос группе: Удалось ли «сыну» подавить «отца»?  

Вопросы добровольцам:

Что чувствовал «сын» во время конфликта и после того, как он «победил»?  

Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как его «победили»?

5. Сотрудничество

Предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка – для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так: с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21.00. В пятницу и субботу – не позже 23.00. Начиная с 19.30, один раз в час сын будет САМ звонить отцу и сообщать, все ли в порядке. Отец не будет звонить сыну во время его прогулок, не будет делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента – они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.

Анализ.  Вопросы к учащимся: В каком или каких из 5 случаев «сын» чувствовал себя наиболее комфортно?  

А «отец»?  

Вопросы к группе:  

С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего в жизни?  

Выводы.  Давайте подведем итоги:

Таким образом, в конфликте возможны 5 линий поведения:

Уклонение   – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не учитываются;

если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитываю по максимуму, то это

Уступка- если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие - по минимуму или   вообще их в расчет не беру, то это

Подавление, или противоборство. (Внимание!  Эта линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму!).

Компромисс   – это когда каждый из участников конфликта чем-то жертвует, чтобы что-то получить. Это взаимоуступка;

и, наконец,  

Сотрудничество– такое поведение в конфликте, когда интересы каждого из участников учитываются по максимуму.

Считается, что Компромисс и Сотрудничество– это самые эффективные способы выхода из конфликта, но реализовать их бывает очень трудно

Просмотр видеосюжета из Ералаша «Выход есть!»

Вопросы для обсуждения:

Был ли в данном сюжете конфликт? (да)

Каким способом отец вышел из конфликта? (подавление в негрубой форме, а затем уклонение путём физического ухода)

Какой способ выбрал подросток? (уступку, стал учить физику и тем самым вышел из конфликта. В итоге это его привело к желаемой цели – поиграть в компьютерные игры)

Мог ли быть другой финал у этой истории? (да)

Какой? (ответы детей)

Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компромисса и сотрудничества?

«Шкатулка мудрости»

«Дорогие ребята! Перед вами стоит шкатулка мудрости. И с каждым из вас она поделится мудрыми мыслями. Загляните в нее».

(Дети достают из шкатулки цветные карточки с поговорками и зачитывают вслух.)

-любовью и уступками достигается всё.

-где лад, там и клад.

-дракою прав не будешь.

-ссора до добра не доведет.

-лучше худой мир, чем добрая ссора.

-в мире жить - с миром жить.

-много бранился, а добра не добился.

-мир вам, и я к вам.

- С миром - везде простор, с бранью - везде теснота.

- В тесноте люди живут, а в обиде погибают.

-Человека уважай, но достоинства не теряй

- Где разладица — там дело не ладится.

- Где дружба и совет, там и промахов нет.

- В отношениях, где нет согласия, добра не бывает.

- Бранью и криком к согласию не придешь.

- Согласие лучше каменных стен.

- Согласие питает, раздор разрушает

- Есть согласие между двоими — многого добьются

Рефлексия

Что запомнилось на занятии?

Что нового вы узнали?

Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Итог:

Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой конфликт – это противодействие.  

Наша задача - не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь».

Но если уж конфликт возник, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становиться мудрее.

Завершить наше занятие я хочу стихотворением:

Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает.
Конфликты зарождаются и движутся по кругу.
То что-то непонятно нам, то нас не понимают.
Как важно и полезно - просто выслушать друга друга.

Давайте будем попросту учиться говорить.
Среди задач и теорем мы учимся общаться.
Попробуйте быть вежливы, попробуйте дружить!
Тогда обидные слова не будут повторяться.

Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...