Дифференцированный подход как необходимая составляющая профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья по теме
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург, СПБ ГБОУ НПО
«Профессиональный реабилитационный лицей»,
Кричевская Е.В., к.п. н, методист,
Петрова Н.В., методист
Дифференцированный подход как необходимая составляющая профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В Профессиональном реабилитационном лицее все обучающиеся – это лица с ограниченными возможностями здоровья. И главная задача, стоящая перед педагогами лицея, заключается в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому студенту, помочь ему овладеть профессией, встать на ноги, почувствовать себя более уверенным и самостоятельным. Дифференцированный подход реализуется в лицее,прежде всего,в составлении преподавателями и мастерами производственного обучения индивидуальных маршрутов для студентов, нуждающихся в особом подходе, а также в тьюторском сопровождении. Так, в этом году мы столкнулись с проблемой профессиональной реабилитации студентов-аутистов и студентов с некоторой степенью аутизации. Если раньше в нашей практике присутствовали единичные случаи, то в этом учебном году такие студенты обучаются в нескольких группах. В начале учебного года была проведена подготовка всего педагогического коллектива: представитель психологической службы лицея, педагог-психолог провела несколько занятий, посвященных специфике аутизма. При сотрудничестве с методическим отделом ею были разработаны методические рекомендации по стратегии взаимодействия педагогов с аутистами в процессе обучения. В этих рекомендациях особое внимание уделялось особенностям организации учебной деятельности студента, с учетом потребностей и возможностей аутистов: например, упрощение сложных заданий и разделение их на простые, последовательные операции; постепенное озвучивание, по мере продвижения работы, последовательности действий; использование наглядных пособий, заданий, карточек с рисунками, изображающими этапы действий; введение ритуалов, постоянных правил. Также было отмечено, что важную роль в установлении эмоционального контакта с данной категорией обучающихся играет спокойная доброжелательная манера поведения педагога, негромкая речь, отсутствие резких движений, излишней активности и суеты, избегание пристального и долгого контакта глаз, соблюдение пространственной дистанции, комфортной для обучающегося.
Большую помощь в проблемных ситуациях обучения аутистов оказывают тьюторы. В начале года в сложных случаях они находились практически на каждом занятии рядом со своими подопечными, впоследствии обучающие смогли уже справляться с учебным процессом самостоятельно, привыкнув к ритму, темпу работы и требованиям педагога.
В настоящее время прослеживается положительная динамика, выражающаяся в росте профессиональной компетентности данной категории обучающихся и уменьшении сложных ситуаций, возникающих в процессе их обучения. Это является итогом совместной работы всего педагогического коллектива и особенно мастеров производственного обучения.
Тьюторское сопровождение, а также работа сурдопереводчиков, облегчают процесс профессиональной реабилитации другой категории обучающихся нашего лицея – студентов, имеющих ограничения по слуху - глухих и слабослышащих.Когда эти студенты приходят в лицей, они оказываются в смешанных группах и обучаются вместе со слышащими студентами. Можно рассматривать это как вариант инклюзивного образования. Совместное обучение позволяет студентам с ограничениями по слуху получить положительный опыт общения, у них исчезает страх непонимания, повышается самооценка, что создает предпосылки к более успешному освоению ими профессии. На сегодняшний день эти студенты овладевают профессией «Портной», но в перспективе спектр образовательных услуг, предоставляемых в лицее данному контингенту,будет расширяться.
Внимательное отношение к каждому студенту, индивидуальный подход с учетом специфики ограничений по здоровью делает процесс обучения более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг профессиональных предпочтений лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)
В рамках выполнения программных мероприятий краевой инновационной площадки «Создание универсальной безбарьерной среды в системе СПО» на 2013-2017 годы специалистами Краевого центра дистанционного обуч...
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...
Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
hellip;Человечество победит раньше или позже и слепоту иглухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победитих в социальном и педагогическом плане, чем в планемедицинском и биологическом.Л. С. Выготск...
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...
Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанль...
«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси
20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...