Программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов: "Чтение с увлечением"
рабочая программа на тему
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnlsti_chtenie_s_uvlecheniem_1.docx | 855.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
" Дети становятся читателями
на коленях своих родителей "
Эмили Бухвальд
Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры. Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие, укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к миру, обеспечивает становление личности в целом.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одними из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение». Достичь этих результатов помогает программа библиотечного кружка «Книгочеи», которая является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.
Цель программы
1. Формирование у обучающихся представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры.
2. Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, библиотеки и других социальных институтов, связанных с чтением.
3. Развивать и поддерживать в детях привычку радости чтения и учения, также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
4. Дать обучающимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ).
Задачи
1. Научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающиеся возможности.
2. Приобщить обучающихся к справочной, энциклопедической литературе и развить в них навыки самостоятельной работы с ней.
3. Укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам.
4. Воспитать у обучающихся потребность самовыражения через творческую деятельность.
Общая характеристика программы
Наша страна, некогда самая читающая в мире, сегодня, к сожалению, уже не может претендовать на это почетное звание. Компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение. Родительское чтение в семьях сошло почти на нет. Все чаще применительно к детскому чтению мы слышим слово «кризис». Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого информационного чтения, чтения деструктивной и «облегченной» литературы и, как следствие, в снижении языковой и общей культуры подростков и молодежи. Общество с нечитающим, духовно обделенным поколением может в будущем столкнуться с большими проблемами.
Чтобы предотвратить переход кризиса чтения в катастрофу, была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, где одной из важных составляющих культурной компетентности человека названа читательская компетентность, под которой понимаются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие подростку свободно ориентироваться в разнообразии книг; библиографическая грамотность и, конечно же, позитивное отношение к чтению.
Опираясь на основные положения этой программы, была составлена программа библиотечного кружка «Чтение с увлечением», представляющая собой систему библиотечных уроков и мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта подростка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.
Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, Программа предусматривает работу в нескольких направлениях:
1.Библиографические уроки предусматривают постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с элементами книги до умения пользоваться справочным аппаратом библиотеки.
2.Занятия по формированию круга чтения дают возможность обучающимся познакомиться с художественной и научно-познавательной литературой, адресованной им по возрасту; научиться не только «через ум», но и через чувства воспринимать написанное; использовать книги при подготовке к урокам; участвовать в литературных праздниках и видеть в книге не только источник знаний, но и источник радости, хорошего настроения.
3. Сила и красота слова раскрываются в его звучании, поэтому очень важно, чтобы переживание эмоциональной окраски слова шло от восприятия на слух – от выразительного чтения. Громкие выразительные чтения как обязательный элемент Программы «Чтение с увлечением» помогают осознанному восприятию текста, открывают глубину и богатство книги, журнальной или газетной публикации. Именно здесь, в процессе самого чтения и в ответной рефлексии читателя формируется личность.
4. Творческая деятельность развивает воображение, художественный вкус. На занятиях выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению обучающимся помогают выставки детских поделок, конкурсы рисунков и самодельных книжек, красочно оформленные отзывы о полюбившихся произведениях. В то же время, выставленные в библиотеке творческие работы одних ребят смогли стать побудительным мотивом для других обучающихся обратиться к книге.
5.Введение в урок игр, игровых упражнений, ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребят. Во время игры они чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Увлеченные игрой, дети легче усваивают материал, закрепляют его, приобретают знания, умения, навыки.
Форма проведения занятий:
· урок-объяснение;
· урок- беседа;
· беседа-консультация;
· громкие чтения;
· обзор литературы у книжной выставки, книжной полке;
· турнир эрудитов;
· выставка-просмотр;
· викторина;
· игра-поиск («Книги обо всем на свете»)
· библиографическая игра («Найди книгу»)
· игра-путешествие;
· инсценировки;
· урок творчества;
· практические занятия;
· анкетирование;
· комбинированные уроки;
· экскурсия в детскую библиотеку поселка
Использование технических средств, красочных наглядных пособий, игр, проведение экскурсий способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку.
Место программы в структуре ООП
Программа «Книгочеи» рассчитана на один год обучения, предназначена для обучающихся
5 -7 классов, учитывает потребности и интересы обучающихся данного возраста, а также их возрастные, психологические и познавательные возможности. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (всего 34 часов) после уроков основного расписания.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценности русской и мировой литературы, эстетические ценности, ценности культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя, ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития
Ожидаемые результаты
В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· расширение знаний о книге, библиотеке, человеке, обществе;
· обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта
· формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
(личность, семья, коллектив, общество, Отечество, толерантность);
· совершенствование навыков работы в группе;
· развитие индивидуальных способностей.
Предметные результаты
· формирование потребности в чтении художественной литературы;
· развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· расширение литературного кругозора;
· формирование образного мышления обучающихся.
Содержание программы
Программа предполагает блочный принцип организации материала.
Первый блок «Основы библиотечно-библиографических знаний» - знакомит с азами информационно-библиографической грамотности. На этом этапе предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге и библиотеке: от знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных источников информации, самостоятельному поиску информации.
Первый блок занятий имеет следующие разделы:
· Книга – память человечества
· Чудесный город – Книгоград
· Искусство быт читателем
· Структура книги
· Газеты и журналы для детей
· Справочно-библиографический аппарат библиотеки
· Книжная выставка в библиотеке
Второй блок «Знакомьтесь – интересная книга» - чтение лучших произведений детской литературы, обсуждение прочитанных книг, турнир эрудитов, литературные игры.
Третий блок «Практические занятия. Уроки творчества» - оформление книжных выставок, составление отзывов о полюбившихся книгах, выставки-сюрпризы, где каждый правильно ответивший на вопросы викторины читатель, получает приз, игра «Книжкина больница», выставки-конкурсы на лучшую иллюстрацию к любимой книге.
В зависимости от содержания, материал внутри блоков распределяется по хронологическому (история книги, первые библиотеки) или тематическому принципу («Книга в твоем доме», «Твои первые энциклопедии», «Читайка» и компания», «В мире фантазии» и т.д.)
Наиболее часто используемая форма проведения занятий – комбинированные уроки, когда объединяется материал I и II или I и III блоков.
I блок. Основы библиотечно-библиографических знаний
1. Здравствуйте: вводное занятие
На занятии происходит знакомство с учащимися. Обзор программы, выбор названия и девиза кружка.
2. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»: беседа
3. Книга – память человечества
Знакомство с историей возникновения письменности и появлением книг, развитие воображения, воспитание бережного отношения к книге.
· Страницы истории книги: беседа
· Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке
· Что значит чтение для меня: анкета
· Правильный ответ!: турнир эрудитов
· В стране книг: кроссворд
4.Чудесный город Книгоград
Привлечь к чтению и регулярному посещению библиотеки.
· Аптека для души: беседа о библиотеках
· Книга в твоем доме: рассказ участников кружка о своей домашней библиотеке и любимых книгах
· Книжное царство – премудрое государство: литературная игра
· Приглашение в читальню: библиографическая игра
· Экскурсия в детскую поселковую библиотеку
5.Искусство быть читателем
Обучение правилам пользования книгой и библиотекой.
· Заповеди читателя: правила пользования библиотекой
· «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы»: о бережном отношении читателей к книге
· Как выбрать книгу: беседа
· Найди книгу: библиографическая игра
· Книга и компьютер в информационном обществе: урок-диалог
· Записи о прочитанном. Дневник чтения: беседа-консультация
6.Структура книги
Знакомство обучающихся с понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности.
· Знакомьтесь – Книга!: библиотечный урок о структуре книги
· Читаем книги от форзаца до сноски: викторина
7. Художники-иллюстраторы
Углубить знания об иллюстрации, познакомить с известными иллюстраторами. Развивать навыки рисования.
· Сказки и краски: урок-беседа о значении иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И.Билибин и др.)
8. Газеты и журналы для детей
· «Читайка» и компания»: беседа. Игры по материалам детских журналов
· «Журнальная империя»: кроссворд
9. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Расширить понятия о видах справочной литературы, привитие навыков пользования ими; типы справочных изданий и принципы работы с ними.
· Зачем нужны энциклопедии: урок-диалог
· Эти книги нам расскажут обо всем на свете: викторина
· Наши помощники – словари и справочники: беседа
· Приключения Словаренка: библиографическая игра
· Что нужно знать чтоб нам помог библиотечный каталог: библиотечный урок
· Страничка деда Буквоведа: игра
10. Книжная выставка в библиотеке:
Знакомство с различными видами книжных выставок, с их значением при выборе книг.
· Выставка в библиотеке: беседа
· Живая старина: обзор полочной выставки (книги по истории)
· Я и мир вокруг: обзор полочной выставки (книги о растениях и животных), загадки
· В мире фантазии: обзор книжной выставки (веселые стихи, повести, приключения), викторина
· Твоя золотая библиотека: книжная выставка оформляется членами кружка (самые интересные по мнению читателей книги)
II блок. Знакомьтесь – интересная книга
Путешествуя в мир художественного слова, открывая его тайны, переживая, радуясь вместе с героями книг, шестиклассники развивают свой ум, чувства, учатся лучше понимать окружающий мир и себя, свое отношение ко всему происходящему.
1. Книги – юбиляры 2017 года: беседа, громкие чтения.
2. Книги – юбиляры 2018 года: беседа, громкие чтения.
3. Осеева В. «Бабка»: громкие чтения, обсуждение.
4. Васильева Н. «Полынья»: громкие чтения, обсуждение.
5. Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой»: громкие чтения, обсуждение.
6. Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой»: громкие чтения, обсуждения.
7. Книг заветные страницы: литературная игра.
III блок. Практические занятия. Уроки творчества
1. На приеме у доктора «Нервистраничкиной»: подготовка и проведение библиотечного урока-сценки для обучающихся 2 классов (проводится во время экскурсии детей в библиотеку).
2. Расстановка документов в фонде: практическое занятие.
3. Книжкина больница: ремонт журналов, учебников и художественной литературы.
4. Сегодня мы художники: рисуем иллюстрации к детским книгам
5. Книги, которые мы полюбили: выставка-рекомендация (красочно оформленные отзывы о прочитанных книгах).
Умения навыки
В ходе реализации программы «Чтение с увлечением» у обучающихся формируются следующие знания, умения и навыки:
- знание привил поведения в библиотеке и обращения с книгой
- правильно называть произведение, указывая фамилию автора и заголовок
- выделять авторскую точку зрения (что хотел сказать автор)
- выражать свою точку зрения о прочитанном произведении
- владеть приемами работы с энциклопедиями, словарями, справочниками
- самостоятельно пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями
- выбирать нужный (поисковый) вид чтения в соответствии с целью чтения
- воспринимать и понимать прочитанный текст
Промежуточная аттестация
Изучение каждого раздела программы заканчивается творческими работами обучающихся: рисунки, турнир эрудитов, викторина, интеллектуальная или библиографическая игра.
Планирование содержания программы по разделам и объему
№ п/п | Раздел | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Основы библиотечно-библиографических знаний | 22 | 11 | 11 |
2 | Знакомьтесь – интересная книга! | 7 | 2 | 5 |
3 | Практические занятия. Уроки творчества | 5 | 1 | 4 |
| Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1
2 | I блок. Основы библиотечно- библиографических знаний Здравствуйте! Вводное занятие. Обсуждение и утверждение плана, названия и девиза кружка. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» | 2 |
07.09 14.09 |
07.09 14.09 | |
3 4
5 6 7 | Книга – память человечества «Страницы истории книги» Стихи, пословицы, загадки о книге, высказывания выдающихся людей о чтении и библиотеке. «Что значит чтение для меня» «Правильный ответ!» «В стране книг» | 2 |
21.09 28.09 |
21.09 28.09 | |
8 9 10 11 12 | Чудесный город Книгоград «Аптека для души» «Книга в твоем доме» «Книжное царство – премудрое государство» «Приглашение в читальню» Экскурсия в Тункинскую сельскую библиотеку | 5 |
05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 |
05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 | |
13 14 15 16 17 | Искусство быть читателем «Заповеди читателя» «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы» «Как выбрать книгу» «Найди книгу» «Записи о прочитанном. Дневник чтения» | 3 |
16.11 23.11 30.11 |
16.11 23.11 30.11 | |
18 19 | Структура книги «Знакомьтесь – книга!»: «Читаем книжки от форзаца до сноски» | 1 |
07.12 |
07.12 | |
20 | Художники-иллюстраторы «Сказки и краски» | 1 | 14.12 | 14.12 | |
21 22 | Газеты и журналы для детей «Читайка» и компания» «Журнальная империя» | 1 | 21.12 | 21.12 | |
23 24 25 26 27 28 | Справочно-библиографический аппарат библиотеки «Зачем нужны энциклопедии» «Эти книги нам расскажут обо всем на свете» «Наши помощники – словари и справочники» «Приключения Словаренка» «Что нужно знать, чтоб нам помог библиотечный каталог»: «Страничка деда Буквоведа» |
3 |
28.12 11.01 18.01 |
28.12
11.01
18.01
| |
29 30 31 32 33 | Книжная выставка в библиотеке «Выставка в библиотеке»: беседа «Живая старина»: «Я и мир вокруг» «В мире фантазии» «Твоя золотая библиотека» | 4 |
25.01 01.02 08.02 15.02 |
25.01 01.02 08.02 15.02 | |
1 2 3 4 5 6 7 | II блок. «Знакомьтесь – интересная книга» «Книги – юбиляры 2018 года» «Писатели – юбиляры» Осеева В. «Бабка» Васильева Н. «Полынья» Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой» Бернетт Ф. «Маленький лорд Фаунтлерой» «Книг заветные страницы» | 7 |
22.02 01.03 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 |
22.02 01.03 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04
| |
1 2 3 4 5 | III блок. Практические занятия. Уроки творчества «На приеме у доктора Нервистраничкиной» «Расстановка документов в фонде» «Книжкина больница» «Сегодня мы художники» «Книги, которые мы полюбили» | 5 |
18.04 25.04 03.05 10.05 17.05 |
18.04 25.04 03.05 10.05 17.05 | |
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
Портреты писателей, рисунки, схемы «Справочный аппарат библиотеки», «Типы справочных изданий», компьютер, мультимедийный проектор,
DVD и др., цветные карандаши, краски, альбом для рисования.
Учебно-методическое обеспечение
1. Бесхлебников, П. Что ты знаешь о книге: библиотечная игра/ П. Бесхлебников // Школьная библиотека. – 2001. - № 2. – с.33-34
2. Бесхлебникова, В. Библиотечная мозаика: урок-игра/ В.Бесхлебникова// Школьная библиотека. – 2001. - № 3. – с.36
3. Библиотечные уроки. Вып.1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)
4. Библиотечные уроки. Вып.2: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы. М.: Глобус, 2007. – 160с. – (Школа)
5. Голубева Е., Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информционной культуры школьников / Е.Голубева // Школьная библиотека. – 2005. - № 6. – с.45
6. Иллакрина, Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М.: Глобус, 2007. – 268с. – (Школа)
7. Кривенко, Л.В. Приключения Словаренка: библиотечно-библиографический урок / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.22
8. Кузякина, н. Любите книгу и цените библиотеку / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. № 13, № 14
9. Плюснина, С. Работа с периодическими изданиями в библиотеке / С.Плюснина // Школьная библиотека. 2004. № 2. – с.14
10. Расскажут обо всем на свете детские журналы и газеты // Праздник книги и чтения. – М., 2005. – с.264
11. Сергеев, В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 1984
12. Степанова, т. Тысяча мудрецов под одной крышей: игра-путешествие/Т.Степанова / Библиотека. – 2002. - № 6. – с.47
13. Ступак, Т.В. Путешествие в Библиоград: игра-путешествие по библиотеке. / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – 2005.- №2. – с.49
14. Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских
традиций/И.И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2006. - №2. – с.27
15. Щукина, Н. Центр информационной культуры – библиотека. /
Н.Щукина // Библиотека в школе. – 2005. - № 23. – с.11
16. Хохлова, Г.А. Корабль мысли: библиографическая игра / Г.А.
Хохлова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 9. – с.18
- Мне нравится (1)