Открытые уроки по дисциплине Педагогика
план-конспект занятия на тему

Большина Ирина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №1

преподавателя общепрофессиональных дисциплин  системы СПО

Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных  дисциплин  системы СПО

Специальность 44.02.02.  «Преподавание в начальных классах»

ОП Педагогика

Преподаватель (Ф.И.О.) Большина И.Г.

Наименование ОУ КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»

Конспект  занятия

Тема: Формы  обучения, педагогические возможности и условия их применения.

Цели и задачи: 

Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения.

Задачи: закрепить знания о принципах обучения; раскрыть сущность понятия «формы обучения», особенности классификаций форм организации педагогического процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации принципов обучения; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Место проведения занятия: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация,

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: листы оценивания,  учебники по педагогике, презентация.

Тип занятия: комбинированный урок

1. Мотивационно-организационный момент

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Добрый день, уважаемые студенты!

Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.

Я хочу начать наше занятие со слов Л.Н. Толстого.

Как вы понимаете его слова? Как вы думаете, как эти слова подходят к нашему занятию?

Слайд 2

Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л.Н.Толстой 

(1 мин)

.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулировка цели и задач предстоящей деятельности.

Создание мотивации учебной деятельности студентов

Посмотрите на план нашей работы, на мою цель урока.

Сейчас я предлагаю вам сформулировать цели собственной деятельности на уроке, исходя из общей цели, плана работы и общих требований к учителю начальных классов

Я надеюсь, что этот урок будет полезен вам (как в будущем при подготовке к практике пробных уроков, непрерывной практики, так и в собственной профессиональной деятельности).

Перед вами лежат карты – планы, в них обозначены тема и этапы нашей совместной деятельности. Данная карта является вашим рабочим документом на сегодняшний урок. Именно в ней сейчас вам необходимо зафиксировать предполагаемые результаты, которые вы ожидаете от работы, в первой колонке – цели собственной деятельности на уроке, а после каждого этапа урока, вы будете выставлять в карте отметки за каждый этап работы

Формулирование цели студентами.

- Приступаем к ее заполнению.

План: слайд 3

  1. Возникновение и развитие системы форм обучения.
  2.  Урок как основная форма. Требования к современному уроку.
  3. Типология и структура.
  4. Педагогические возможности и условия применения

Слайд 4

Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения.

Задачи: закрепить знания о принципах обучения; раскрыть сущность понятия «формы обучения», особенности классификаций форм организации педагогического процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации принципов обучения; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности.

(2 мин)

3.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Выполняют тестовое задание, тем самым активизируя свои знания по теме.

Решение ситуаций в подгруппах и представление результатов.

На прошлом уроке начали характеризовать принципы обучения. Прежде чем продолжить эту работу, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили принципы обучения.

1 Задание. Тестовое задание.

Для вас предложены тестовые задания, где требуется определить принцип по его описанию. Вам необходимо ответ записать на листочке. Будьте внимательны, время на работу ограничено.

Тест.

Из предложенных ответов выберите правильный;

1.Что вы понимаете под принципами обучения?

А. Исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся.

Б.Исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью обучения.

В.Общие закономерности и методы преподавательской работы учителя.

Ответ:_____

2. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному?

А.Наглядности.

Б.Научности.

В.Доступности.

Г.Связи теории с практикой.

Д.Систематичности и последовательности.

Ответ:_____

3.К какому принципу обучения вы отнесете правило «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения»?

А. Сознательности и активности.

Б. Наглядности.

В. Доступности.

Г. Научности.

Д. Связи теории с практикой.

Ответ:_____

4. К какому принципу обучения вы отнесете правило «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

А. Связи теории с практикой.

Б. Прочности.

В. Научности.

Г. Систематичности и последовательности.

Д. Сознательности и активности.

Ответ:_____

5. К какому принципу обучения вы отнесете правило «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?

А.Наглядности.

Б.Научности.

В. Доступности.

Д.Прочности.

Е. Связи теории с практикой

Ответ:_____

- Итак, давайте проверим. Обменяйтесь работами и проверьте. А теперь сравните с ключом. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Теперь поставьте соответствующую отметку, а рядом запишите словесное суждение, например, «молодец» или «нужно подучить».

2 Задание. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы. Какие дидактические принципы реализуются учителем  начальных классов в предложенной  ситуации? Обоснуйте свой ответ. 

Для решения педагогической задачи можно воспользоваться опорным конспектом .

(5 мин) слайд 5

Ключ:

1.б

2.д

3. а

4.б

5.б

Слайд 5

Критерии оценки:

  1.  правильных ответов – «отлично»

4.  правильных ответов – «хорошо»

3 правильных ответа – «удовлетворительно»

 меньше  3– «неудовлетворительно».

3. Изучение нового учебного материала 

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Определяют понятие «формы организации обучения » используя разные источники.

1.Сластенин. Педагогика, с.429

2.Подласый  Педагогика, с.285

34. Интернет-ресурсы.

Определяют классификацию форм обучения

Работа в подгруппах

Определяют значимость  классификации формы обучения

Презентация студентов «Классификация форм организации воспитательного процесса»

Составление схемы в подгруппах

Определите следующий этап урока. Определите наши виды деятельности.

  1. Определение понятие «Форма обучения».
  2. Возникновение и развитие системы форм обучения.

Какими источниками информации можем воспользоваться?

Раскройте понятие формы обучения, используя разные источники.

Организуется работа по подгруппах.

3. задание. На экране представлены формы обучения. Разделите их на группы.  (школьные, групповые,  внешкольные, классический урок 45 минут, массовые, пара 90 минут, индивидуальные».

По каким основаниям вы их разделили?

Зачем нам нужно знать современные формы организации обучения?

История развития школы знает разные формы организации обучения:

  • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
  • дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
  • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
  • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
  • американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

4 Задание. Презентация студентов «История развития форм организации обучения»

Нескольким студентам было дано задание, изучить  историю развития форм организации обучения и сделать презентацию.

Сравните представленные форм организации обучения, как вы думаете, какие из них являются идеальными.

Разные классификации форм обучения не противоречат друг другу. Они позволяют с разных позиций определить специфику и место многообразных форм организации обучения в педагогическом процессе.

Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор форм организации обучения?

Слайд 7

Форма обучения-

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке.

Слайд 8

 школьные, групповые,  внешкольные, классический урок 45 минут, массовые, пара 90 минут, индивидуальные».

Слайд 9

Классифицируются форм организации обучения по:

  1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
  2. Месту учебы - школьные и внешкольные.
  3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

Слайд 10

История развития форм организации обучения:

  • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
  • дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
  • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
  • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
  • американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
  • классно-урочная система обучения (17 век).

4. Подведение итога занятия:

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Оценивают свою деятельность, анализируют достижение поставленных задач

Обратитесь еще раз к общей цели урока. Какие формы и методы работы на уроке позволили достичь поставленной цели? (формы – индивидуальная, парная, групповая; методы –тест, опорными конспектами, самоконтроля и самооценки посредством карты - плана).

- Можете ли вы – будущие педагоги опыт, полученный вами на уроке, использовать в будущей практической деятельности?

- Проанализируйте свою деятельность на уроке по достижению поставленных вами целей, запишите результаты в соответствующей графе карты-плана урока. - Выведите итоговую отметку себе за урок. Поднимите руки те, кто сработал на «отлично» и «хорошо». Молодцы!

Рефлексия: Слайд 10

я узнал(а)…  

я понял(а), что…

теперь я могу…

могу похвалить себя за то, что

Приложение

Лист самооценки

Ф.И. студента

умение применить знания

(тест)

умение применить знания

(педагогическая ситуация)

умение взаимодействовать друг с другом

умение сравнивать и анализировать информацию

умение перерабатывать информацию в виде схем

умение создавать презентации

Итоговая оценка

* Я активно работаю над заданием – 3 балла

 Я работаю и иногда предлагаю идеи            – 2 балла.

 Я слушаю внимательно            – 1 балл.

 

Тест

«Принципы обучения»

Удачи! Из предложенных ответов выберите правильный;

1.Что вы понимаете под принципами обучения?

А. Исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся.

Б.Исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения.

В.Общие закономерности и методы преподавательской работы учителя.

Ответ:_____

2. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному?

А.Наглядности.

Б.Научности.

В.Доступности.

Г.Связи теории с практикой.

Д.Систематичности и последовательности.

Ответ:_____

3.К какому принципу обучения вы отнесете правило «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения»?

А. Сознательности и активности.

Б. Наглядности.

В. Доступности.

Г. Научности.

Д. Связи теории с практикой.

Ответ:_____

4. К какому принципу обучения вы отнесете правило «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

А. Связи теории с практикой.

Б. Прочности.

В. Научности.

Г. Систематичности и последовательности.

Д. Сознательности и активности.

Ответ:_____

5. К какому принципу обучения вы отнесете правило «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?

А.Наглядности.

Б.Научности.

В. Доступности.

Д.Прочности.

Е. Связи теории с практикой

Ответ:_____

Решение педагогических ситуаций:

Решение педагогических ситуаций по теме Т.2.3.

1. Ситуация. Какие дидактические принципы реализуются учителем  начальных классов в предложенном фрагменте:

«Анна Ивановн, готовясь к урокам,  тщательно продумывает их содержание и методы преподавания, заботиться о том, чтобы для всех детей упражнения были посильны, интересны. После объяснения новых упражнений она сразу же проверяет, все ли ребята поняли, у кого не получается, какая помощь требуется. И тут же оказывает ее

2. Ситуация. Определите принципы обучения, реализованные в следующих ситуациях:

В образовательную программу студентов второго курса входило изучение педагогики. Летом они проходили педагогическую практику в летних лагерях, где они использовали свои знания по психологии и педагогике

3. Ситуация. Ира отличалась от других первоклассников стеснительным характером, слабо развитой речью. К школе девочку никак не готовили, детский сад она не посещала. Прошло несколько учебных дней, и Ира наотрез отказалась посещать школу: самые простые задания у нее не получались, девочка почувствовала сразу себя безнадежно отстающей. Софья Николаевна приложила много усилий, чтобы преодолеть негативное отношение девочки к школе.

 Нередко вместе с учительницей, будто невзначай, шли они после уроков домой. В пути, мимоходом, девочке предлагалось то сосчитать дома и деревья, то сравнить грузовик с "Жигулями" - чем похожи, чем отличаются? Или сравнить листья тополя и клена. Так, день за днем расширялся круг наблюдений, а между учителем и ученицей устанавливались доверительные отношения. Ира все чаще и увереннее рассказывала об увиденном на уроках. Внимание класса радовало, девочка все заметнее привязывалась к коллективу. К марту она научилась считать и читать, заметно продвинулась в своем развитии.

 На уроках Софьи Николаевны никто не попрекнет за ошибку - объяснят непонятное, искусно подтолкнут собственную мысль, всегда и во всем тебя поймут.

Проанализируйте ситуацию

В соответствии с какими дидактическими принципами обучения по системе известного советского педагога Л. В. Занкова учительница строит свои уроки? Дайте им оценку.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия №2

преподавателя общепрофессиональных дисциплин  системы СПО

Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных  дисциплин  системы СПО

Специальность 44.02.02.  «Преподавание в начальных классах»

ОП Педагогика

Преподаватель (Ф.И.О.) Большина И.Г.

Наименование ОУ КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»

Конспект  занятия

Тема: Формы  обучения, педагогические возможности и условия их применения.

Цели и задачи:  Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения; вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи: 

-Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;

- Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;

- Развивать интерес к педагогической теории и практике;

- Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Место проведения занятия: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация,

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.

Тип занятия: комбинированное учебное занятие.

Форма обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

1. Мотивационно-организационный момент

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Добрый день, уважаемые студенты!

Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.

Я хочу начать наше занятие со слов Л.Н. Толстого.

Как вы понимаете его слова? Как вы думаете, как эти слова подходят к нашему занятию?

Слайд 2

Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л.Н.Толстой 

(1 мин)

.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулировка цели и задач предстоящей деятельности.

Создание мотивации учебной деятельности студентов

А.  Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Б) Побуждение к осознанию противоречия.

В) Побуждение к формулированию проблемы.

Г) Совместная постановка целей занятия.

Посмотрите на план нашей работы, что мы уже знаем? Что нам нужно еще узнать, и какие знания нужно закрепить?

2) Мотивация.

Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

- Перед вами различные варианты структуры урока (Приложение 1). Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два)

- Прочитайте их внимательно.

1.Структура учебного занятия усвоение новых знаний

1.        Организация начала занятия

2.        Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.        Актуализация знаний.

4.        Первичное усвоение новых знаний и способов действий

5.        Первичная проверка понимания

6.        Первичное закрепление

7.        Рефлексия. Подведение итогов занятия

8.        Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2.Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений

1.        Организация начала занятия

2.        Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний

3.        Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.        Первичное закрепление знаний и способов действий

5.        Творческое применение и добывания знаний в новой ситуации

6.        Рефлексия.  Подведение итогов занятия

7.        Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Побуждение к осознанию противоречия.

– Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков)

Побуждение к формулированию проблемы.

– Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?)

– Какая будет тема обсуждения будет на нашем уроке? (Типы и структура урока)

Совместная постановка целей занятия.

- Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

- Определим задачи сегодняшнего урока.

- Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.)

- В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля (Приложение 2). В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.

Я надеюсь, что этот урок будет полезен вам (как в будущем при подготовке к практике пробных уроков, непрерывной практики, так и в собственной профессиональной деятельности).

План: слайд 3

  1. Возникновение и развитие системы форм обучения.
  2.  Урок как основная форма. Требования к современному уроку.
  3. Типология и структура.
  4. Педагогические возможности и условия применения

Слайд 4

Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения; вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Слайд 5

Задачи: 

-Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;

- Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;

- Развивать интерес к педагогической теории и практике;

- Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

(2 мин)

3.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Заполняют таблицу, тем самым активизируя свои знания по теме.

3 минуты.

- Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты.

- Поменяйтесь работами – взаимопроверка.

Оцените работы товарища по критериям.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 9-10 баллов – «отлично»,

7-8 баллов – «хорошо»,

5-6 баллов – «удовлетворительно»,

менее 5 баллов – «неудовлетворительно».

Поставьте отметку. Сверьте с образцом (Приложение 4). Все ли смогли правильно оценить?

(3 мин) слайд 6

Задание. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат.

Слайд 7

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 9-10 баллов – «отлично»,

7-8 баллов – «хорошо»,

5-6 баллов – «удовлетворительно»,

менее 5 баллов – «неудовлетворительно».

3. Изучение нового учебного материала 

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

А) Выдвижение и проверка гипотез.

Б)Применение полученной информации в практической деятельности.

Работа в группах 3 минуты.

Материал для выдвижения гипотез.

– Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно.

Побуждение к гипотезе.

– Что заметили? (Разные типы урока – разные структурные компоненты)

– От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока)

Побуждение к проверке.

– Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

Вывод

– К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования – учёт типа урока)

– Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 5). Слайд 7)

- А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели)

- Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)

- Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Разный материал для выдвижения гипотезы.

– Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 6).

1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия актуализации знаний и умений (повторение).

2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

3 группа. Предложить структурные компоненты комбинированного урока

- Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты.

Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой.

– Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

– Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)

– К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа)

– Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

– Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)

– К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока)

- Оцените продукт своей деятельности на соответствие предложенному образцу (Приложение 7). Что заметили? (Могут быть разные варианты построения)

- Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя)

- Какова последовательность действий при планировании урока?

(1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.)

Вывод.

– Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока)

 

Слайд 8-9

Выделяют следующие типы учебных занятий по ФГОС:

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Учебное занятие закрепления знаний.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель: усвоение знаний в их системе.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.

Слайд 9

Принципы структурирования учебного занятия

  1. -От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? ( Учёт типа урока)
  2. А от чего зависит тип учебного занятия? (От дидактической цели)
  3.  Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)
  4. Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Слайд 9

Задание для групп (Приложение 6).

1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

3 группа Предложить структурные компоненты комбинированного урока

Слайд 10

структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Закрепление знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Слайд 11

структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Слайд 13

Последовательность действий при планировании урока

1. Определить тип урока.

 2. Определить цель урока.

 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.

4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

4. Подведение итога занятия:

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Оценивают свою деятельность, анализируют достижение поставленных задач

Возврат к проблемному вопросу.

- Какой была тема урока? (Типы и структура современного урока)

- Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?)

- Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

- Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия)

Демонстрация усвоения изученного материала и получения опыта деятельности.

- Чтобы оценить результаты своей работы на уроке, выполните задания (Приложение 8). На работу вам даётся 4 минуты.

Сверьте ответы с образцом (Приложение 9).

Рефлексия.

- С помощью листа самоконтроля оцените достижение результата: на шкалах ручкой поставьте отметку (крестик).

- Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?

Домашнее задание.

- Домашнее задание вы выберите сами в зависимости от результатов урока:

1. Те, кому нужно поработать над знанием теоретических основ структурирования учебного занятия и пониманием принципа структурирования работают с учебником Педагогика . Сластенин В. А. с. 229 (с.255)…

2. Те, кому нужно поработать над умением проектирования структуры учебного занятия с учётом разных типов урока предлагают не менее 2 вариантов структуры уроков каждого типа, опираясь на теорию И.П. Третьякова.

-Можете ли вы – будущие педагоги опыт, полученный вами на уроке, использовать в будущей практической деятельности?

Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль.  В хорошем уроке есть и завязка, и кульминация, и развязка, текст и               подтекст!                                С. Л. Соловейчик

Рефлексия: Слайд 14

-Какой была тема урока?

- Какой проблемный вопрос мы поставили?

- Какую вы ставили перед собой учебную цель?

- Удалось ли её решить? Каким способом?

Приложение 1

Структура учебных занятий для анализа

Структура учебного занятия усвоения  новых знаний .

  1. Организация начала занятия
  2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний и способов действий
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление
  7. Рефлексия. Подведение итогов занятия
  8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

 

Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений

  1. Организация начала занятия
  2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний
  3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Первичное закрепление знаний и способов действий
  5. Творческое применение и добывания знаний в новой ситуации
  6. Рефлексия.  Подведение итогов занятия
  7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 2

Лист самоконтроля

Показатели степени овладения знаниями и умениями

Не овладела

(0 б)

Овладела в минимальной степени(1б)

Овладела в средней степени (2б)

Овладела в высокой степени (3б)

Знать теоретические основы структурирования учебного занятия

Понимать принцип структурирования

Уметь проектировать структуру учебного занятия

Проводить различия между структурой уроков разных типов

Определять последовательность планирования учебного занятия

Оценивать продукт своей деятельности по критериям

Приложение 3

Задание.  Заполните таблицу , укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат.

№ п/п

Этапы

Дидактические задачи

Реальный результат

1

Организация начала занятия

 

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

2

Постановка цели и задач урока мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации и принятия цели.

 

3

Актуализация знаний

Актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

4

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

 

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

 

6

Первичное закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

 

7

Обобщение и систематизация знаний

 

Активная деятельность по систематизации, классификации

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

 

9

Подведение итогов занятия

 

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

10

Рефлексия

 

Открытость в осмыслении своих действий

11

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

 

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение №4

Структурные элементы урока и их характеристика

Этапы

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Постановка цели и задач урока мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации и принятия цели.

Готовность к деятельности на основе З

Актуализация знаний

Актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Активные действия учащихся с объектом

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Первичное закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Получение достоверной информации о достижении результата

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение №5

Выделяют следующие типы учебных занятий по ФГОС (по И.П.Третьякову):

Учебное занятие усвоение новых знаний.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Учебное занятие комплексного применения знаний, умений (закрепления).

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Учебное занятие актуализации знаний, умений и навыков (повторение)

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель: усвоение знаний в их системе.

Урок контроля и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.

Комбинированный или смешанный урок.

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Приложение 6

№ 1. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

№ 2. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Применение знаний и умений в новой ситуации

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 7

Возможные варианты структуры учебного занятия актуализации знаний и умений (повторение)

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

 Применение знаний и умений в новой ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

 Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Возможные варианты структуры учебного занятия обобщения и систематизации знаний

Организация начала занятия.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Тест

Приложение 8

Бланк ответов _________________________________________

(Фамилия И.)

1. Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа и запишите в бланке.

1. Текст задания: К принципам структурирования учебного занятия относятся:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

В) Творческий подход к проектированию урока.

Г) Учёт формы организации познавательной деятельности.

Д) Учёт дидактической цели урока.

Ответ: _________________

2. Инструкция: Запишите ответ в бланке цифрами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность структурных компонентов учебного занятия контроля ЗУН, рефлексии деятельности.

  1. Организация начала занятия
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
  4. Усвоение новых знаний и способов действий
  5. Выявление знаний, умений и навыков
  6. Первичная проверка понимания
  7. Закрепление знаний и способов действий
  8. Обобщение и систематизация знаний
  9. Контроль и самопроверка знаний
  10. Подведение итогов занятия
  11. Рефлексия
  12. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _______________________________

3. Инструкция: Запишите ответ в бланке буквами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность планирования учебного занятия.

А. Определить цель урока.

Б. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

В. Определить тип урока.

Г. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.

Ответ: ____________________________

4. Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Каждому элементу первого столбца соответствует один элемент второго столбца. Запишите правильный ответ, соединив буквенные и числовые показатели (Например, А-1).

Текст задания: Каким типам учебных занятий соответствуют предложенные структуры?

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

А Учебное занятие усвоения новых знаний.

Б Учебное занятие комплексного применения знаний и умений (закрепления).

В Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

1. Организация начала занятия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Первичное закрепление знаний

Творческое применение и добывание знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление знаний и способов действий

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _________________________

 

Приложение 9

Ответы:

  1. А, В, Д
  2. 1, 2, 3, 5,  11
  3. В, А, Г, Б
  4. А - 3, Б - 2, В – 1



Предварительный просмотр:

КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме: «Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификация»

Преподаватель: Большина И.Г.:

Группа НК151

04.04.2017 год


Конспект занятия

преподавателя общепрофессиональных дисциплин  системы СПО

Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных  дисциплин  системы СПО

Специальность 02.02.44  «Преподавание в начальных классах»

ОП Педагогика

Преподаватель (Ф.И.О.) Большина И.Г.

Наименование ОУ КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»

Конспект  занятия

Тема: Формы, методы и средства воспитания. Проблема классификации.

Цели и задачи: 

Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах воспитания, проблемах классификации форм организации воспитательного процесса.

Задачи: закрепить знания о методах воспитания; раскрыть сущность понятия «формы воспитания», особенности классификаций форм организации воспитательного процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации методов воспитания; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Место проведения занятия: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация,

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: листы оценивания,  учебники по педагогике, презентация.

Тип занятия: комбинированный урок

1. Мотивационно-организационный момент

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Добрый день, уважаемые студенты.

Мы на прошлом уроке начали изучать тему «Формы, методы и средства воспитания».

Я хочу начать наше занятие со слов Л.Н. Толстого.

Как вы понимаете его слова? Как вы думаете, как эти слова подходят к нашему занятию?

Слайд 2

Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л.Н.Толстой 

(1 мин)

План: слайд 3

1. Методы воспитания. Проблема классификации.

2. Формы воспитания. Проблема классификации.

3. Средства воспитания. Проблема классификации.

4. Педагогические возможности и условия их применения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулировка цели и задач предстоящей деятельности.

Посмотрите на план нашей работы, что мы уже знаем? Что нам нужно еще узнать?

Для того чтобы наше занятие было наиболее продуктивным предлагаю сформулировать цель и задачи.

Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах воспитания, проблемах классификации форм организации воспитательного процесса.

Задачи: закрепить знания о методах воспитания; раскрыть сущность понятия «формы воспитания», особенности классификаций форм организации воспитательного процесса; формировать умение анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации методов воспитания; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), формировать умение оценивать свою деятельность и работу других; воспитывать интерес к будущей профессиональной деятельности..

(2 мин)

3.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Выполняют тестовое задание, тем самым активизируя свои знания по теме.

Решение ситуаций в подгруппах и представление результатов.

На прошлом уроке начали характеризовать методы воспитания. Прежде чем продолжить эту работу, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили методы воспитания.

1 Задание. Тестовое задание.

Для вас предложены тестовые задания, где требуется определить метод по его описанию. Вам необходимо ответ записать на листочке. Будьте внимательны, время на работу ограничено.

О каких методах воспитания идет речь?

  1. Способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок и суждений.

Ответ :_____________________________________________

  1. Яркое эмоциональное изложение конкретных фактов, явлений из жизни людей.

Ответ:________________________________________________

  1. Это, прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания.

Ответ: ____________________________________________________

  1. Метод направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимых норм поведения.

Ответ: __________________________________________________

  1. В своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий и поступков. Предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий.

         Ответ :_____________________________________________

  1. Специально создаются педагогом, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить или нет сверстника в игру, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это всегда наличие выбора, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятых в обществе.

Ответ :_____________________________________________

  1. Связан с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или инной деятельности, направлен на корректирование поведения ребенка.

Ответ :_____________________________________________

- Итак, давайте проверим. Всего у вас должно быть записано 7 методов. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Теперь поставьте соответствующую отметку, а рядом запишите словесное суждение, например, «молодец» или «нужно подучить».

2 Задание. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы. Какие методы воспитания  использовал учитель в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ. 

(5 мин) слайд 4

Ключ:

  1. этическая беседа,
  2. рассказ,  
  3. пример,
  4.  приучение,
  5. упражнение,
  6. воспитывающая ситуация,
  7.  наказание,

Слайд 5

Критерии оценки:

7 правильных ответов – «отлично»

6 – 5 правильных ответов – «хорошо»

4 правильных ответа – «удовлетворительно»

3 и меньше – «неудовлетворительно».

3. Изучение нового учебного материала 

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Определяют понятие «формы воспитания» используя разные источники.

1.Пидкасистый П. И. Педагогика, с.429

2.Подласый  Педагогика, с.285

3.Сковородкина И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста. С.106

4. Интернет-ресурсы.

Определяют функции форм воспитания

Работа в подгруппах

Определяют значимость  классификации современных формы воспитательной деятельности

Презентация студентов «Классификация форм организации воспитательного процесса»

Составление схемы в подгруппах

Посмотрите еще раз на план нашей работы, что нам нужно еще узнать?

Определите следующий этап урока. Определите наши виды деятельности.

  1. Определение понятие «Формы воспитания».
  2. Рассмотреть классификацию форм воспитания.

Какими источниками информации можем воспользоваться?

Раскройте понятие формы воспитания, используя разные источники.

Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они – что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о  том,  что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора – танцевал, если человека доброго – надо, чтобы он творил добрые дела, педагога – чтобы он имел практику воспитания детей.

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Какие же функции несут в себе формы воспитания?

Организуется работа по подгруппах.

3. задание. На экране представлены формы воспитания. Разделите их на группы.  (День знаний, конкурс песен, викторина, трудовой десант, спартакиада,  праздник мастеров, «Веселые старты».

По каким основаниям вы их разделили?

Каждый из вас провел уже несколько внеклассных мероприятий, назовите формы внеклассных мероприятий.

Актуальным является вопрос о классификации большого разнообразия форм воспитательной работы. В настоящее время в современной теории и практике организации воспитательной работы накоплено значительное количество авторских подходов к систематизации форм воспитания.

Зачем нам нужно знать классификацию современные формы воспитательной деятельности?

4 Задание. Презентация студентов «Классификация форм организации воспитательного процесса»

Нескольким студентам было дано задание, изучить авторские классификации и сделать презентацию.

Сравните представленные классификации  форм организации воспитательного процесса, как вы думаете, какие из них являются идеальными.

Разные классификации форм воспитания не противоречат друг другу. Они позволяют с разных позиций определить специфику и место многообразных форм организации воспитательной деятельности в педагогическом процессе.

5 Задание. В подгруппах составьте схему классификацию методов воспитания, которая наглядно сразу представит все классификации, используя, учебник Сковородкиной И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста. с.108-112)

Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор форм организации воспитательного процесса?

Слайд 6

Форма воспитания – это внешнее выражение, оболочка воспитания, внешнее выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и воспитанников. (М. И.Рожков)

Формы воспитания – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия воспитателей и детей. (П)

(5 мин)

Функции воспитания: Слайд 7

А) Организаторская функция;

б) Регулятивная функция;

в) Информативная функция.

Значение: Слайд 8

В целях эффективного построения процесса воспитания.

Владение ими позволяет подобрать оптимальную систему форм взаимодействия с воспитанниками в русле решения педагогических задач.

Классификации форм организации воспитательного процесса: Слайд 9

  1. ВС. Селиванов. В зависимости от основной решаемой воспитательной задачи.
  2. М.И. Рожков. По времени проведения, По субъекту организации. По видам деятельности.
  3. Ю.К. Бабанский. По количеству участников.
  4. В. В. Воронов. По главным средствам воспитательного воздействия.
  5. Е.В. Титова. По целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса.
  6. И. П.Иванов. КТД по видам воспитательной деятельности.
  7. Л.И. Маленкова. С точки зрения новизны в практике современного воспитания.

4. Подведение итога занятия:

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Оценивают свою деятельность, анализируют достижение поставленных задач

Итак, оцените себя, использую лист самооценки.

Определите, все ли цели и задачи нам удалось реализовать?

Рефлексия: Слайд 10

я узнал(а)…  

я понял(а), что…

теперь я могу…

могу похвалить себя за то, что

Д/З: Составьте структурно-логическую схему, отображающую цель, задачи,  методы и организационные формы воспитания учащихся начальной школы . Слайд 11

Приложение

Лист самооценки

Ф.И. студента

умение применить знания

(тест)

умение применить знания

(педагогическая ситуация)

умение взаимодействовать друг с другом

умение сравнивать и анализировать информацию

умение перерабатывать информацию в виде схем

умение создавать презентации

Итоговая оценка

* Я активно работаю над заданием – 3 балла

 Я работаю и иногда предлагаю идеи            – 2 балла.

 Я слушаю внимательно            – 1 балл.

 

Тест

«Методы воспитания»

О каких методах воспитания идет речь?

  1.  Способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок и суждений.

Ответ :_____________________________________________

  1. Яркое эмоциональное изложение конкретных фактов, явлений из жизни людей.

Ответ:________________________________________________

  1. Это, прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания.

Ответ: ____________________________________________________

  1. Метод направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимых норм поведения.

Ответ: __________________________________________________

  1. В своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий и поступков. Предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий.

         Ответ :_____________________________________________

  1. Специально создаются педагогом, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить или нет сверстника в игру, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это всегда наличие выбора, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятых в обществе.

Ответ :_____________________________________________

  1. Связан с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или инной деятельности, направлен на корректирование поведения ребенка.

Ответ :_____________________________________________

Удачи!

Решение педагогических ситуаций:

Ситуация 1.

В четвертый класс пришла новая учительница – Нина Сергеевна. Она внимательно присматривалась к ученикам. Бросилось в глаза,  что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно.  На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней. Нина имела слабое зрение, еле вытягивала тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение и учительница поставила ей пятерку и похвалила. Ученики как-то настороженно загудели. В дальнейшем Нина Сергеевна не упускала случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо выучить материал по русскому языку и литературе. Учительница замечал это и обращал внимание других учеников. Авторитет Нины в коллективе постепенно укрепился.

Какие методы воспитания  использовал учитель? Почему он оказывался эффективным?

Ситуация 2.

Из рассказа ученицы: «У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу. Частенько  наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился.  Пока стоишь во время урока, записывать   что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказалось на месте, виноват был хозяин тетради. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке».

 Какой же метод воспитания использовал учитель? Почему он оказывался малоэффективным?

Ситуация 3.

Ученик 2-го класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша». После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации?

Ситуация 4

        Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели вести себя в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении третьеклассников не произошло.

Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации? Почему не изменилось поведение ребят?

Ситуация 5. (формы воспитания)

В ДОЛ вожатый девятого отряда (8-9 лет) Сергей на второй день смены предложил своему отряду провести мероприятие в виде викторины. Собрав детей в холле, он начал рассказывать про организацию КТД (7 шагов) по Иванову. После подробного изложения теоретического материала, Сергей попросил ребят провести мероприятие. Ребята с заданием не справились. Проанализируйте позицию Сергея. В какой форме вожатому Сергею следовало бы рассказать о КТД своему отряду? Приведите пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по дисциплине "Операционные системы"

В данном разделе представлен материал открытого урока по дисциплине "Операционные системы" на тему "Программы оболочки"...

открытый урок по дисциплине «Экономика организации»

Изучение темы урока: издержки производства  является актуальной и имеет большое  значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных  параметров при формировани...

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

Открытый урок по дисциплине "Технология". Тема урока: "Составление резюме".

Открытый урок по дисциплине "Технология". Тема урока: "Составление резюме". В учебных материалах представлены: "План-конспект урока"; 2) презентация к план-конспекту для ...

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...