Цикл тренинговых занятий с подростками "Жизнь стоит того, чтобы жить"
план-конспект занятия на тему

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на  4 занятия, продолжительность каждого занятия  от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 12 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание,  рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
Цикл  тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – тренинг «Смысл жизни»

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей; помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию; развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

Конспект занятия.

Ритуал приветствия

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Здравствуйте!"

А сейчас давайте поприветствуем друг друга в другой занимательной форме.

Упражнение на приветствие «А ну-ка все вместе»

Один участник становится водящим. Остальные выбирают несколько строк из всем известного стихотворения или песни и распределяют между собой слова. Каждому участнику должно достаться по одному слову. Для упрощения игры слова можно распределять по кругу — каждый по порядку произносит одно слово из песни (стихотворения); если кому-то не хватило слов, строка повторяется еще раз.

После этого водящий участник заходит в комнату. По команде тренера все хором произносят доставшиеся им слова, а участник-вода должен догадаться, что за песню или стихотворение они загадали. Если ему не удается это сделать с первого раза, тренер предлагает всем повторить слова еще раз и снова дает команду.

Пример строчки из песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

                                           «Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом. Иди мой друг

                                            всегда иди дорогою добра»

Психолог. На занятиях мы будем выполнять разные интересные задания и упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили успешно нам необходимо обсудить правила, которые необходимо соблюдать на протяжении всех встреч. (Учащиеся  предлагают, педагог записывает на ватмане, который будет обязательным атрибутом на каждом занятии).

Знакомства с правилами группы

Психолог: Следующим шагом нашей встречи, по правилам хорошего тона, станет знакомство.

Упражнение «Снежный ком»

Каждый по очереди называет свое имя и свое положительное качество на первую букву своего имени, следующий участник повторяет имя и качество предыдущего участника и называет свое имя и качество и т.д., пока вся группа не представится.

Игра «Копилка хороших новостей» (ритуальное)

Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за неделю.

Ведущий обращается к группе: «Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, учимся или работаем, смотрим телевизор, ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь под названием «жизнь», осознать свои жизненные цели, в чем для каждого из вас заключается смысл жизни,   приобрести новый опыт, новые взгляды на жизнь в целом, увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное.

Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Упражнение «Чемодан»

Участники группы называют необходимые качества, которые пригодятся им в пути, ведущий записывает их на изображении чемодана.

Упражнение «Продолжи фразу «Жизнь – это…» или «Я живу для того, чтобы …»

Цель: помочь подростку осознать смысл жизни.

Подведение итога - заповедь оптимиста:

«Человеку никогда не достается осознания, что при любых бедах у него есть главное благо – сама жизнь»

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Нарисуйте три больших круга на листе бумаги, отметив любым удобным для вас символом или знаком каждый из них: это круг прошлое, этот - настоящее, этот – будущее. Вспомните и напишите или нарисуйте в каждом круге 5-7 событий, которые имели, имеют или могут иметь для вас наиболее важное значение. Влияние в жизни. Поразмышляйте, какие перемены принесли, принесут в вашу жизнь эти события.

Упражнение «Уровень счастья» 

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить на листе предыдущего упражнения, на круге настоящего.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут увидеть себя в какой-либо социальной роли. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».

По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно было представить себя взрослыми в какой – либо социальной роли.

Деловая игра «На что потратить жизнь»

Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.

Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих – одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, интересов и т.д. На время этой игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы? Итак, начнем «торги».

пары

Пары ценностей

1

А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон)

Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон)

2

А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона)

Б. Поная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона)

3

А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон)

Б. Один настоящий друг (2 жетона)

4

А. Хорошее образование (2 жетона)

Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)

5

А. Здоровая семья (3 жетона)

Б. Всемирная слава (3 жетона)

После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.

6

А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон)

Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона)

7

А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон)

Б.Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона)

Те, кто выбрал пять лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8

А. Чистая совесть (2 жетона)

Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы не пожелали (2 жетона)

9

А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона)

Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого

(2 жетона)

10

А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона)

Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона)

Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры: ответьте на следующие вопросы:

- Какой покупкой вы больше всего довольны?

- Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

- Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Возможные предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».

- Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?

Психолог: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы. Деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше. Чем вы предполагали. Выбор решения в каждой ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.

Это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свое время, силы, возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Возможно, вы увидите связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, вы отдали жетон за изменение внешности – значит, придаете большое значение тому, что думают о вас окружающие. Если предпочли быть довольной собой – значит, больше цените свое мнение о себе.

Вспомните, какие ценные вещи вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное. Может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром; я сделал правильный выбор и приобрел то. Что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать все, другой, наоборот, что слишком долго ждал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

 И если вы сейчас действительно о чем-то сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор – и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивая ее попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

 Игра «Королевство» 

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

Разминка «Хи! – Ха! – Хо!»

Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

Игра «Найди пару»

На спинах участников крепятся название животного (сам участник не знает, каким животным он является). Участники с помощью мимики и жестов находят пару.

 

Игра упражнение «Моя мечта»

Дети пишут на карточках то, о чем мечтают, потом опускают их в коробочку.  Когда все выполнят задание, то по очереди достают первую попавшую карточку. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Это дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления.

Упражнение «Сон героя»

Цель: выработать у участников тренинга умение составлять позитивный образ будущего для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами и страхами. Игра предназначена для направленной визуализации.

Инструкция: Ведущий говорит членам группы: «Вы долго путешествовали и, наверное, устали. Сядьте как можно удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит себя самого через 5 лет. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)

Обратите внимание на то, как вы выглядите через 5 лет, где вы живете, что вы делаете. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (На выполнение этого задания дается 15 секунд.)

Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягите, а затем расслабьте свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели.

Сейчас каждый возьмет лист бумаги и запишет, каким он будет через 5 лет: где будет жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также над тем, как вы достигли этого. (На выполнение этого задания дается 10 минут.)»

После выполнения задания участники вновь занимают свои места в кругу. Проводится обсуждение. Ведущий задает участникам тренинга следующие вопросы:

• Довольны ли вы увиденным образом будущего?

• Что понравилось больше всего?

• Было ли что-то, что не понравилось?

• Что хотели бы изменить в своем образе будущего?

• Какие шаги для этого необходимо сделать?

Творческая игра «Сотворение мира»

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

  • описать доставшуюся часть созданного мира;
  • дать всему необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • государственный строй;
  • сферы деятельности;
  • предметы импорта и экспорта;
  • приблизительная численность населения;
  • чем население занимается, наиболее востребованные профессии;
  • есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;
  • культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).
  • 10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком.

Ритуал прощания

Рефлексия «Живая анкета»

 Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

 · Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

 · Что тебе понравилось?

 · Что не понравилось?

 · Какого цвета сейчас твое настроение?

Заповедь оптимиста:

 «Почти все замечают, как расточаются деньги, но мало кто замечает, как расточается жизнь на тревоги и страхи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Необитаемый остров"

Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ...

Книги пишут для того. чтобы их читали

Эта работа - исседование студентов, посвящённое проблеме чтения молодого поколения. Сложилось мнение, что сегодня студенты не читают художественную литературу. Наша работа опровергает данную точку зре...

Книги пишут для того. чтобы их читали

Эта работа - исседование студентов, посвящённое проблеме чтения молодого поколения. Сложилось мнение, что сегодня студенты не читают художественную литературу. Наша работа опровергает данную точку зре...

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)...

Коллекционируем с ребенком. Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы.

КоллекционируемДаже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребенок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) ...

«Мы рождены, чтоб жить под мирным небом»

Познакомить со значением слов Мир, война, познакомить с символом мира;причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов;воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле...

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!»

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!» направлен на  формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.  Информация мероп...