О профессии и специальности
статья на тему

Шабров Павел Николаевич

D статье изложены авторские выводы о некоторых причинах снижения мотивации к обучению у студентов колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_professii_i_spetsialnosti.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Шабров Павел Николаевич

преподаватель специальных дисциплин, к.п.н.

СпбГБПОУ «Колледж метрополитена»

г. Санкт-Петербург

О профессии и специальности

Аннотация: в статье изложены авторские выводы о некоторых причинах снижения мотивации к обучению у студентов колледжа

Ключевые слова: колледж, профессия, выбор, знания, умения.

        Как известно, современная российская система среднего профессионального образования испытывает значительный комплекс проблем [1], следствием которого закономерно является снижение работы ее эффективности в целом.  Поиск решений этого комплекса проблем ученым педагогическим сообществом ведется постоянно и в ходе этого поиска необходимо рассматривать весь процесс среднего профессионального обучения, от начала до завершения. Начальный этап среднего профессионального обучения имеет особое значение, поскольку он начинается с процесса выбора профессионального учреждения абитуриентом, и образовательная проблематика среднего профессионального образования не в последней мере определяется степенью оптимальности этого выбора. Исследованию феномена профессионального выбора выпускников школ посвящено множество трудов, но наибольший интерес, по нашему мнению, составляет соотношение рангов критериев этого выбора. Рассмотрим один из таких примеров [2]. По  результатам тестирования на первое ранговое место учащиеся поставили именно мотив призвания:

- "…Мне нравится профессия" - 51,1% опрошенных в ПТО и 61,3% в ССУЗ;

- "Имею реальную возможность трудоустройства" - 17,5% опрошенных в ПТО и 16,2% - в ССУЗ.

- следующая группа - это мотивы влияния: семьи - 15,1% (ССУЗ - 25%), друзей и знакомых - 12,4% (ССУЗ - 6,2%), учителей в школе - 3,4% (ССУЗ - 5,3%), СМИ (пресса) - 0,7 и 0,6%. В целом мотивация влияния присутствовала у 42,7% опрошенных в ПТО и 64,7% в ССУЗ…».

        При анализе этой шкалы видно, что доминирующий мотив выбора учебного заведения  - это симпатия к представляемой абитуриентом будущей профессии. И вот здесь, по нашему мнению, имеется весьма существенный нюанс, который может поставить под сомнение оптимальность выбора абитуриентом учебного заведения. Дело в том, что абитуриент субъективно выбирает понравившуюся ему профессию, а учебное заведение готовит специалистов по специальности, и здесь мало кто обращает внимание, что профессия и специальность – это далеко не одно и то же. Поскольку термин «специальность» определяет род занятий в рамках одной профессии, соответственно, он более связан с конкретной  спецификой, требованиями и особенностями этого рода занятий. На практике это означает, что абитуриент при выборе учебного заведения должен адекватно оценить свое соответствие именно выбираемой специальности учебного заведения, т.е. в условиях дефицита времени решить довольно сложную задачу выбора, особенно если учесть тот факт, что родители абитуриента на фоне выбранной  их детьми будущей профессии далеко не всегда сами представляют нюансы овладения старшим школьником  конкретной специальностью, которую необходимо усвоить для получения желаемой профессии. Недоработки школьной профориентации накладываются на результаты поспешного выбора самого абитуриента и все это вполне может обернуться разочарованием студента уже в процессе обучения  по специальности и утратой мотивации к обучению.

        Хотя бы частично избежать вышеперечисленных факторов, по нашему мнению, возможно опять же только грамотно поставленной профориентационной работой с учетом вышеперечисленных положений. Во-первых, необходимы массовые и общедоступные медиаресурсы для всех выпускников  с подробными профессиограммами (хороший пример представления профессиограмм – немецкий сайт berufenet.arbeitsagentur.de [3]) – это позволит довести более подробно все нюансы профессиональной специфики до потенциальных абитуриентов и их окружения; во-вторых, необходимо уделять в этом ключе внимание содержанию репрезентативных материалов самого учебного заведения, прежде всего – его сайтов, на которых необходимо разместить подробные и красочные профессиограммы, характеризующие специализацию данного учебного заведения, а также подходящие он-лайновые тесты, успешное прохождение которых вполне возможно засчитывать абитуриенту при поступлении; в-третьих – необходимо учитывать динамику профессиональных интересов студентов на начальных этапах обучения и, проводя соответствующие тестирования и мониторинги, возможно, переводить отдельных студентов в смежные группы, на другие специальности.

Список литературы

1. Проблемы СПО в России. Колледжи и техникумы. – Режим доступа:

http://fulledu.ru/articles/kolledj/article/1210_problemy-spo-v-rossii.html/

2. Мотивы выбора учебного заведения. – Режим доступа http://studbooks.net/636291/sotsiologiya/motivy_vybora_uchebnogo_zavedeniya

3. Finden Sie ausführliche Berufsinformationen. – Режим доступа   https://berufenet.arbeitsagentur.de/berufenet/faces/index?path=null


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция профессий и специальностей парикмахерского профиля «Теория и практика внедрения актуальных тенденций и современных технологий в парикмахерском искусстве»

В сборнике представлены материалы выступлений участников общетехникумовской научно-практической конференции специальностей парикмахерского профиля.Материалы конференции раскрывают актуальные про...

Комплект тестовых заданий по профессии "автомеханик" специальность "слесарь по ремонту автомобилей"

Комплект тестовых заданий состоит из 3 вариантов теста, каждый вариант содержит 15 вопросов, возрастающих по уровню сложности....

Фонд оценочных средств по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии кассир» специальность 38.02.01

Фонд оценочных средств  содержит: Паспорт фонда оценочных средств; Результаты освоения  профессионального модуля, подлежащие проверке на экзамене (зачете); Оценка освоения теоретического кур...

Формирование учебно – методического комплекса по профессиям и специальностям (презентация)

Задачами КМО, его элементов (или составляющих)– создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов;– активизация деятельности как о...

Комплексное учебно-методическое обеспечение профессий и специальностей

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для первокурсников по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания» «Посвящение в профессию и специальность»

Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции  общественного питания». Проводится в перв...

Разработка сценария рекламы – профессии горных специальностей «Шахтёрская профессия – слава Кузбасса!»

Реклама – презентация профессий горных специальностей «Шахтёрская профессия – слава Кузбасса!»...