Проблемы современной экологии
классный час на тему

Внеклассое занятие посвящено формированию экологической культуры молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_problemy_sovremennoy_ekologii.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский педагогический колледж»

 в г. Касимове

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Подготовила:

 преподаватель педагогики

Буянова Е.А.

 

Касимов, 2018

Тема: «Экологические проблемы современности».

Цель: углубить и расширить экологические знания, знания по охране природы и рациональному природопользованию.

Задачи:

1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.

2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды. Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

3. Формировать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции, побуждать обучающихся к участию в природоохранных мероприятиях.

Форма проведения: проблемная беседа, викторина.

Методы: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, рисование плакатов на экологическую тематику.

Оборудование: Компьютер, презентация, памятки экологического календаря, выставка плакатов на экологическую тему.

Оформление кабинета: плакаты и рисунки на экологическую тематику, экологические высказывания.
«Кто не любит природу, тот не любит человека». (Ф. Достоевский.)

«Охранять природу – значит охранять родину». (М. Пришвин.)

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». (К. Паустовский.)


Ход занятия

Вводная часть

     Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.

     Добрый день, уважаемые студенты! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Она ничего не стоит, но многое дает.

     Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.

Постановка проблемы, определение темы и цели занятия

     Постановка проблемы, темы и цели занятия.

     Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

     Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

     Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».

     Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений.

     - Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение                    Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)

До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.

Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.

Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.

Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!

     - Назовите проблему. (ответы учащихся)        

     Тема нашего классного часа – «Экологические проблемы современности».

     - Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

     За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

     Целью классного часа является углубление и расширение экологических знаний, знаний по охране природы и рациональному природопользованию, формирование вашей экологической культуры.

Основная часть

     - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

     - Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить.

     Термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.

     Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

     Только в XIX и XX веках люди, правительства, государства стали задумываться о том. Что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы?
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

     Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого, направленные на охрану и рациональное  использование,  а также восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и се притоки каким-либо мусором.

     Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на  13%. В начале 90-х годов XX века в атмосферу ежегодно выбрасывалось       6 млрд. тонн углерода, но многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой, т.к.   пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет человек в сутки? В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки.
Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология; физика, химия, геология, география, математика, а также юриспруденция, экономика. Заметим, что у слов «экология» и «экономика» общий корень, только в экологии «дом» – это вся биосфера, а в экономике «дом» в более узком, конкретном смысле – личное хозяйство, а потому такие близкие, но происхождению слова стали такими враждебными на деле: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу.

     Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.

     Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.

     Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.

     Жителю современного города и села сегодня не надо идти за водой – она подается прямо в краны: человек не ищет тепла, когда замерз, – помещение отапливается централизованно; в поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев – он включает вентилятор или кондиционер; за продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения – автомобиль, поезд и самолет. А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь, вода – продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пиши и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются!
Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы.

     Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)

     Русские писатели, наши современники, Валентин Распутин. Василий Белов, Сергей Залыгин и другие, первыми забили тревогу и встали в ряды защитников окружающей среды, когда дело касалось загрязнения уникального, естественного водохранилища – озера Байкал, и когда дело касалось поворота русла северных рек. Их страстное, гневное и решительное слово прозвучало как набат.

 (Стихотворение С. Михалева «Стон Земли»).

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясеньем

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

     Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

     Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой – усугубляют экологические проблемы.

     - Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

     Одна из таких проблем – «парниковый эффект». Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.
    Другую серьезную опасность представляет
истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты. Но и в области экватора и в средних широтах. Истончению озонового слоя способствуют такие процессы, как использование азотных удобрении, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией, но главной причиной является использование газа фреона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового       использования «Шатл», работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая экологически чистая ракета-носитель – наша «Энергия».

     Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема – кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники. От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 1000 озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни.
    Глобальные масштабы принял сегодня
процесс опустынивания.
Это один из самых грозных и быстротечных процессов современности. В результате деятельности человека к последней четверти XX века пустыни стали охватывать 43 % общей площади суши. Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Опустынивание является следствием неумеренной хозяйственной деятельности человека, а поскольку пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги, то в мире становится все больше людей, которые должны бежать от этого –  экологических беженцев.

     - Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и с ним нельзя не согласиться.

     - По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

     - ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

     - Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова.

Прости, Земля, прости, прости, прости.

Мы, люди, так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и... не видели.

     - «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

     - А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

     - Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: «как аукнется, так и откликнется»,  так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

     - Чтобы сохранить благоприятные условия жизни на нашей планете, человек должен изучать природу, познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека. Для этого мы обязательно должны знать законы экологии.

Законы  экологии сформулировал американский учёный Барри Коммонер.    

Первый закон: «Всё связано со всем».        

     Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

     Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

     Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

     - Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

     Возвращаясь к эпиграфу нашего классного часа «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг» можно отметить, что великий знаток природы, писатель М.Пришвин кратко и емко сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

      Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее»:

  1. Делайте скворечники.
  2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.
  3. Оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.
  4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.
  5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.
  6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.
  7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:

      - стеклянная бутылка – 1 млн. лет

      - консервная банка – 80-100 лет

      - резина – 50-80 лет

      - кожа – 50 лет

      - нейлон – 30-40 лет

      - пластмасса – 20-30 лет

      - полиэтилен – 10-20 лет

      - окурок – 1-5 лет.

  1. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).
  2. Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).

Заключительная часть

     - Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.) 

     Давайте же беречь нашу Землю – наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, Человек?

Обратите внимание на выставку плакатов.

     - Почему дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно-белыми красками? Получается, что взгляд взрослых на эти проблемы более пессимистичен, а детям, может быть, в силу возраста еще не понять всей опасности, грозящей им? Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии и осознание вины изображается черным цветом.  Краски взрослых траурны, наверное, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах – она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано – люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными, но отношению к природе нельзя.

     Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

     Экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, – вот то, что необходимо нести каждому из нас. И вам, молодому поколению, нести эти знания и на деле проявить себя хранителями Земли.

     - Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

     - Вот и я говорю вам: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

    - Хочу раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках Природы.

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

     Вот и подошел к концу наш классный час. Всем спасибо за участие!

Список литературы:

  1. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988.
  2. Вронский В. А. Прикладная экология/В.А.Вронский. - М.: Феникс, 1996.
  3. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М., 1999.
  4. Молодцова З. В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.
  5. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986.
  6. Рац М. В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.
  7. Толковый словарь по охране природы / Под ред. В. В. Снакина. – М.: Экология, 1995. – 191 с.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 3 ("География"). "Аванта+", 1994.

Интернет - ресурсы

http://900igr.net/prezentacii 

Http://jmkn. ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija. html

http://power-p.ru 

http://powerpt.ru 

http://prezentacii.com 

http://www. rogdestvenskij. ru/

http://www.openclass.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин

В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и ...

Состояние уровня творческого развития студентов как педагогическая проблема

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения пробл...

Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростковКоломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за пери...

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...