Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема
статья по теме

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростковКоломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за период с 2009-2011 год. Представлена динамика изменения состояния здоровья подростков  по группам здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artsostzdoruchkakmsproblema.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Симонян,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры МБД МГОСГИ

Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема

Ключевые слова: группа здоровья, медицинский осмотр, профилактическая медицина, хронические заболевания, сколиоз, гастродуоденит.

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростков Коломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за период с 2009-2011 год. Представлена динамика изменения состояния здоровья подростков  по группам здоровья.

         Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков Российской Федерации значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, недостаточное внимание к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.

         По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 2001 году»[1], 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн живут в бедных семьях; 2 млн детей прекратили обучение; 2-4 млн – нищие, безнадзорные, попрошайки. На таком социальном фоне формируется здоровье детей и подростков в наступившем веке.

         Результаты медицинских осмотров студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа в возрасте до 18 лет, проводимых ежегодно при поступлении, позволяют проследить динамику состояния здоровья подростков в г.Коломне и Коломенском районе. Анализ проводился за период с 2009-2011 год (табл.1-4).

Табл. 1. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа за 2009-2010 учебный год (n= 65 человек).

I группа

здоровья

II группа

здоровья

III группа

здоровья

IV группа

здоровья

V группа

здоровья

14 чел.

22%

12 чел.

18%

37 чел.

57%

2 чел.

3%

0 чел.

0 %

Табл. 2. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа за 2010-2011 учебный год (n=72 человека).

I группа

здоровья

II группа

здоровья

III группа

здоровья

IV группа

здоровья

V группа

здоровья

13 чел.

18%

15 чел.

21%

38 чел.

53%

2 чел.

3%

4 чел.

5%

Табл. 3. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа за 2011-2012 учебный год (n=135 человек).

I группа

здоровья

II группа

здоровья

III группа

здоровья

IV группа

здоровья

V группа

здоровья

50 чел.

37%

31 чел.

23%

51 чел.

38%

2 чел.

1,5%

1 чел.

0,5%

Табл. 4. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа за период 2009-2011 год.

I группа

здоровья

II группа

здоровья

III группа

здоровья

IV группа

здоровья

V группа

здоровья

25%

21%

50%

2,5%

1,5%

         Анализ результатов показал (табл.4), что число подростков с I группой здоровья (совершенно здоровые, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений) за период с 2009-2011 год составляет 25%. Удельный вес учащихся со II группой здоровья (дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения) - 21%. Самую значительную группу составляют студенты с III группой здоровья (дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии компенсации) - 50%. Среди заболеваний этой группы преобладают хронический гастродуоденит, хронический пиелонефрит, миопия, плоскостопие, сколиоз и др.  И, наконец, с IV и V группами (хронические заболевания в стадии субкомпенсации и декомпенсации-ивалиды) – 2,5% и 1,5% соответственно. В этой группе чаще встречаются сахарный диабет и бронхиальная астма.

         Динамика изменения состояния здоровья подростков по группам здоровья представлена в виде диаграмм (рис. 1-4).

Рис. 1. Динамика изменения количества студентов с I группой здоровья

за период 2009-2011 год.

Рис. 2. Динамика изменения количества студентов со II группой здоровья

за период 2009-2011 год.

Рис. 3. Динамика изменения количества студентов с III группой здоровья

за период 2009-2011 год.

Рис. 4. Анализ состояния здоровья студентов до 18 лет за период 2009-2011 год.

Выводы:

  1. Исследования показали, что за период 2009-2011 год количество студентов Коломенского медицинского колледжа до 18 лет с I и II группами здоровья имеет тенденцию к увеличению, а число учащихся с III группой уменьшается;
  2. Тем не менее, удельный вес студентов с III группой остается самым высоким (почти в 2 раза превалируя над I и II группами здоровья, даже вместе взятых).

L.A. Simonyan

The health status of students as medical-pedagogical problem

In article the data about a state of health of teenagers of Kolomna and the Kolomna area by results of medical inspections of students-first-year students till 18 years of the Kolomna medical college from 2009-2011 is cited. Dynamics of change of a state of health of teenagers on health groups is presented.


[1] Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году». М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медико-социальная оценка состояния здоровья учащихся

Анализ факторов, оказывающих влияние на реализацию здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания....

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида...

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

Презентация к уроку "Распределение учащихся на группы по состоянию здоровья"

Цель данного урока - изучить особенности распределения учащихся по группам по состоянию здоровья....

План работы психолого- медико-педагогического консилиума на 2018-2019 учебный год.

План работы психолого- медико-педагогического  консилиума Ломоносовской специальной (коррекционной) школы- интернатана 2018-2019 учебный год.Цель:Обеспечение диагностика-коррекционного, психолого...