Медико-социальная оценка состояния здоровья учащихся
статья по теме

Анализ факторов, оказывающих влияние на реализацию здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artmedsococenkazdoruch.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Медико-социальная оценка состояния здоровья

учащихся

Л.А.Симонян

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт, Коломна

Health of pupils is now a social and significant indicator of the medico-demographic characteristic of the population of Russia. According to the carried-out researches, deterioration of a state of health of pupils of schools, colleges, higher educational institutions is noted. In the improving program it is necessary to allocate a leading place for optimum impellent activity of children.

 

         Актуальность. Анализ современной научной литературы показывает, что за последние двадцать лет здоровье детей и подростков Российской Федерации значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, недостаточное внимание к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 2001 году», 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн живут в бедных семьях; 2 млн детей прекратили обучение; 2-4 млн – нищие, безнадзорные, попрошайки [1]. На таком социальном фоне формируется здоровье детей и подростков в наступившем веке.

         Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.          

         На пороге третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху единой всемирной цивилизации. Этот переход, безусловно, вызвал пересмотр и изменение статуса наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала, создания учения о познании и преобразовании мира. Особенностью современной социальной общечеловеческой практики является «возвращение» к человеку. Переориентация наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции – важнейшая задача, поставленная сейчас самой жизнью, и служит целью гуманизации общественной жизни, и прежде всего, педагогики и психологии, как составляющим в концепции обучения и воспитания, пригодной для образовательных систем всего мира [2] с признанием авторитета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов. Однако сейчас гуманистическая направленность образования меняет привычные наши представления о его цели (формирование систематизированных знаний, умений, навыков), ибо именно такое понимание цели образования (безусловно, прогрессивное в прошлом) послужило причиной его дегуманизации, а следствием дегуманизации явилось обострение на исходе второго тысячелетия проблемы здоровья участников педагогического процесса. Обострились противоречия между такой приоритетной ценностью, как физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях [3], где ослабла физкультурно-спортивная база, ликвидирована система летних баз отдыха, ухудшилась организация школьного питания, увеличилась нагрузка на учащихся в связи с вводом отнюдь необязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью школьников, как результата физиологической усталости и психо-эмоциональных перегрузок.

         Цель. Проанализировать факторы, оказывающие влияние на реализацию здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания.

         Для достижения цели ставили следующие задачи:

- обозначить факторы, влияющие на формирование ЗОЖ учащихся;

- провести комплексную оценку по группам здоровья среди выпускников школ;

 - провести анализ состояния здоровья студентов средних специальных и высших учебных заведений.

         Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей  (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов. К окончанию школы у 70% учащихся выявляются хронические заболевания пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30% старшеклассников, снижение слуха – у 5-7%, нарушение осанки – у 15-25%. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10-12% школьников [4]. Эти проблемы здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. Эти так называемые «школьные болезни» создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни. 

         Результаты медицинских осмотров студентов-первокурсников Коломенского медицинского колледжа в возрасте до 18 лет, проводимых ежегодно при поступлении, позволяют проследить динамику состояния здоровья подростков в городском округе Коломна и Коломенском районе. Анализ проводился за период с 2009-2011 год (рис.1). Согласно полученным результатам, удельный вес студентов с III группой здоровья остается самым высоким – 50%, что в 2 раза больше, чем количество студентов с I и II группами здоровья, даже вместе взятых.

         

Рис. 1. Анализ состояния здоровья студентов Коломенского медицинского колледжа до 18 лет за 2009-2011 гг.

         

         Анализ функционального состояния студентов высших учебных заведений выявил следующие показатели здоровья: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий  - 69% [5].

         Согласно опубликованным исследованиям отмечается ухудшение состояния здоровья учащихся высших образовательных учебных заведений с переходом на старшие курсы [6]. Так, если ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, то к четвертому - на 43% [7]. Таким образом, в течение последних нескольких лет исследователи обращают внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов, в том числе, и высших учебных заведений, одновременно указывая на ряд трудностей, к которым относят: специфичность и широкий спектр представленности данной социальной группы (гуманитарные и технические ВУЗы, срок и форма обучения и т.п.); динамичность факторов риска и их зависимость от региональных условий [8].

         Как известно, ведущее место в оздоровительной программе отводится оптимальной двигательной активности человека, так как недостаток её (гиподинамия) приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови, снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и механизмов их регуляции [9]. Анализ литературных источников показал, что с началом системного обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% [10]. 

         Таким образом, задачей здоровьесберегающих технологий является укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя:

- средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);

- оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);

- гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).

         Выводы. Здоровье, воспитание и образование всегда были и будут в основе физической культуры и спорта. Главная задача такого процесса – это воспитать здоровых, культурных, интеллектуально и физически развитых, морально устойчивых, высокодисциплинированных детей, социально адаптированных к условиям современной жизни, способных в дальнейшем к высокопроизводительному труду и защите отечества.

Литература:

  1. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году». М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 19 с.
  2. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Р.-н.-Д., 1995. - С. 103-110.
  3. Найн А.А., Серинов С.Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса. М.: Педагогика, 1998, №6. - С. 53-57.
  4. Чурьянова М.Н., Круглова И.И. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. - 1994. - № 4. - С. 25-27.
  5. Емелъяненко С.В. Состояние здоровья и организация лечебно-профилактической помощи студентам медицинского вуза: автореф. дис. канд. мед. наук / С.В. Емельяненко. М., 2003.
  6. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Л.В. Нефедовская. М.: Литтерра, 2007. - 192 с.
  7. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности; высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дисс. канд. мед. наук / Б.Г. Акчурин. Уфа, 1996. - 132 с.
  8. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: Пути оздоровления. / В.Ю: Альбицкий, А.А. Баранов. Казань, 2006. – 184 с.
  9. Сухарев А.Г. «Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников». Автореферат дисс. докт. педнаук. М. 1972.
  10. Гришин Т.В. В здоровой школе - здоровый дух // Образование в современной школе. - 2001. - №11. - С.42.

Лусине Арменовна Симонян, доцент кафедры медико-биологических дисциплин МГОСГИ, кандидат медицинских наук. Адрес: г. Коломна, ул. Левшина, 1-21; e-mail:lusinesi1@mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростковКоломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за пери...

Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп.

Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп. Приложение N 2 к Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденному при...

4.2. ПОЛИКЛИНИКА Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп.

2. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп....

4.2 ПОЛИКЛИНИКА ПРАВИЛА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.3. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_ПРАВИЛА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ...

Оценка и планирование потребности пациента в медико-социальном уходе

Целью мультимедийного сопровождения лекционного занятия является повышение эффективности учебного процесса при изучении темы «Оценка и планирование потребности пациента в медико-социальном уходе...