Статья " Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС"
статья на тему

Мелещенко Елена Александровна

  Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;  формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС

Часть I

Основные идеи и требования ФГОС на уроке в начальной школе

  Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;  формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;
  • формирование более дружественной, доброжелательной обстановки;
  • повышение самооценки и коммуникативной компетентности;
  • умение анализировать свои действия;
  •  умение самостоятельно принимать решения, прогнозировать их возможные последствия;
  • умение отличаться мобильностью;
  • умение быть способным к сотрудничеству;
  • умение обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

 Принципиально изменяется деятельность учителя, реализующего новый стандарт.

Теперь учителю необходимо создать условия, благодаря которым каждый ученик будет включен в учебную деятельность, способствующую его развитию, формированию его субъективной позиции.

Целью современного образования является развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

 В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного  развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для  обучающихся к решению жизненных задач.

Функции УУД:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, т.е. формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Учение направлено на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

–  применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

-создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. 

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

Основной формой организации учебного процесса так и остался урок. Только все изменения, которые произошли в образовании с приходом ФГОС, конечно же отразились на его структуре, содержании и т.д. Целью урока в начальной школе сейчас является создание условий, способствующих овладению обучающимися как предметными, так и метапредметными планируемыми результатами.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.

Урок включает в себя все элементы обучения:

  • цель
  • дидактические задачи
  • содержание материала
  • методы
  • формы
  • результаты

Обучение, в свою очередь, - это целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся, в ходе которого осуществляется образование. В традиционном обучении речь шла все-таки не о взаимодействии, а воздействии. Традиционное обучение выстраивалось на субъектно-объектных отношениях: субъектом являлся педагог, объектом – обучающийся. Другими словами, учитель транслировал обучающемуся готовые знания, он, в свою очередь, должен был эти знания запомнить, выучить и воспроизвести. Таким образом, данное определение обучения не совсем было реализовано. Согласно стандартам, современные системы обучение выстраиваются на субъектно-субъектных отношениях. Учитель должен из объекта перевести обучающегося в субъекта. В таком случае и возникает взаимодействие, которое характеризует личностно-ориентированное обучение, прописанное в концепции ФГОС.

Как обучающегося перевести из объекта в субъект? Любая деятельность (обучение – это деятельность) состоит из следующих элементов:

  • мотив
  • цель
  • содержание материала
  • методы и формы
  • результат
  • оценка
  • анализ

Основным системообразующим элементом любой деятельности будет являться цель. Взаимодействие учителя и обучающегося на уроке может произойти только через цель. Но если у учителя одни цели, а у обучающегося другие, то никакого взаимодействия не произойдет. Почему? Потому что мотивы разные. Принятие цели обучающимся может произойти только через мотив, мотивацию: через систему всевозможных заданий, вопросов и т.д.

Общие требования к мотивации на уроке:

  1. направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
  2. возможность высказывать разные точки зрения;
  3. связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
  4. необычность формы или манеры подачи материала;
  5. доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
  6. проблемность или дискуссионность.

        Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами.

         Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

         Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.

        Ключевые положения:

  1. оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
  2. оценка не должна умалять достоинство человека;
  3. следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
  4. важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
  5. оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
  6. оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.

        Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?        

Таким образом, сейчас задача учителя направлять действия детей, а не передавать им готовые знания. Урок должен носить проблемный характер. Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести обучающихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике. Задача учителя на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем.

Можно сделать вывод, что современный урок (урок по ФГОС) - это урок совместной деятельности учителя и ученика.

Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока:

  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

• Современный урок должен готовить ребенка к жизни в выскотехнологичном конкурентном мире.

• На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе.

• Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Часть II

Классификация уроков в условиях введения ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». Достижение данной цели требует качественно нового подхода к организации образовательной деятельности, взаимодействию ее участников, выбору видов деятельности, форм учебного общения.

С этой точки зрения возможно корректирование традиционного взгляда на классификацию типов уроков в начальной школе. 

Наталья Федоровна Виноградова (руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников, реализующих принципы гуманизации, дифференциации и интеграции начального образования) предлагает классификацию типов урока в соответствии с его приоритетной целью.

Всего их пять: сенсорный, поисково-исследовательский, репродуктивный, объяснительный, творческий. Приоритетной целью сенсорного типа урока является обогащение и уточнение чувственного опыта, наблюдение за различными явлениями. Методы и формы, которые используются, - экскурсия, наблюдение, опыт.  Цель поисково-исследовательского типа урока – развитие поисково-исследовательской деятельности, мыслительных операций. Формы и методы, которые при этом используются, решение логических задач, мини-исследования, учебный диалог, дискуссия. Тип урока  репродуктивный. Его цель – работа с информацией. Следовательно, формы и методы – объяснение учителя, чтение, анализ и воспроизведение текста. Цель объяснительного типа урока решение логических задач. Формы, которые используются, - упражнения на основе различных интеллектуальных действий. Целью творческого типа урока выступает развитие творчества, способности к поиску вариативных решений. Методы и формы – упражнения на основе импровизации, воображаемых ситуаций, компиляции.

Стоит отметить, что в чистом виде эти типы уроков встречаются очень редко. Бывает сложно отнести какой-то тип урока только к репродуктивному. Тем более репродуктивный тип урока не должен доминировать. Школа сегодня уходит от «зубрежки». Современное образование ориентирует на организацию поисково-исследовательской деятельности и проблемного обучения. Это говорит о том, что когда ребенок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает вывод, это знание становится его собственным достоянием.  Нет необходимости зазубривать материал. Поэтому предлагаемая классификация типов урока может использоваться педагогами в своей работе.

Мы же более подробно остановимся на классификации типов уроков, которую предлагают разработчики новых образовательных стандартов. Они предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;

2. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);

3. Урок рефлексии;

4. Урок развивающего контроля.

Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти. 

Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания.

  • Выделить и сформулировать «новое знание».
  • Смоделировать способ открытия нового знания.
  • Вычленить мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Зафиксировать те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подобрать упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбрать те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Смоделировать проект построения нового знания, подобрать возможные способы его осуществления, зафиксировать средства, необходимые для создания проекта.
  • Составить проверочную работу и создать объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумать форму работы на каждом этапе урока. Выбрать приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составить технологическую карту урока (конспект).
  • Провести самоанализ урока по составленному конспекту, внести правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызвать интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подвести ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определить тематические рамки познания, продемонстрировать, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Графический диктант.
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием «Светофор».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировать мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение;
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Мозговой штурм.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Группировка.
  • Домысливание.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа - формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится следующим образом:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа - ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Презентация.
  • Прием «Снежный ком».
  • Рассказ-эстафета.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Прием «Да-нет».
  • Найди соответствие.
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа - зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Кластер.
  • Тестирование.
  • Различные виды опросов.
  • Эссе, резюме.
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Таблица «+ - ?».
  • Свободный микрофон.
  • Дерево настроение.
  • Лестница успеха.
  • Анкетирование.
  • Цветотехника.
  • Пантомима.
  • Синквейн.

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний

Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.

Рассмотрим примерную структуру построения такого урока:

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. У каждого учителя существует немало способов побудить мотивацию учеников.

Приемы:

Словесное приветствие.

Ритмическое начало урока.

Эпиграф к уроку.

Цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме. Задания не должны быть большими по объему.

Приемы:

  • Ассоциативный ряд.
  • Разные виды мини-опросов.
  • Лови ошибку.
  • Тестирование.
  • Проблемная ситуация или проблемный вопрос.
  • Мизансцены.
  • Дидактические игры.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые они смогли обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

  • Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
  • Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
  • Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

В начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы:

Деловые игры.

Пресс-конференция.

Проблемный ряд.

4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель данного этапа - применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить обучающиеся.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.
  • Работа по карточкам.
  • Исследования или мини-проекты.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку.

Приемы:

Графики.

«Светофор».

Различные таблицы.

На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы.

Урок рефлексии

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — школьник должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Рассмотрим примерный план проведения урока-рефлексии

1. Мотивация (самоопределение)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу.  И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»! 

Приемы:

Добрые пожелания.

Высказывания великих о работе над собой и своими ошибками.

Интеллектуальная  разминка.

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Приемы:

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это повод задуматься.

3. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример/правило/упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

  • Какое задание я выполнял?
  • Какое знание я использовал/каким способом решал задачу?
  • Что делал сначала? Потом?
  • Где возникло затруднение?
  • Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

  • Сформулировать цель.
  • Определить средства. 
  • Определить способ.

5. Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет обучающегося, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

6. Обобщение затруднений во внешней речи

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Приемы:

Графические диктанты.

Творческий пересказ.

Мини-тестирование.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе обучающиеся получают задания, которые связывают новое знание/умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Приемы:

Блиц-опросы.

Викторины.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Приемы:

Синквейн.

«Светофор».

Рефлексивная мишень.

Тип урока-рефлексии поможет детям не просто совершить работу над ошибками, а будет учить самоанализу и самокоррекции. 

Урок развивающего контроля проводится по завершении большого блока раздела или темы. Его цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строится такой урок, в чем его особенности. 

Главные особенности уроков развивающего контроля

  • Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
  • В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

  • Ученики пишут контрольную работу.
  • Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
  • Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
  • По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

  • Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
  • Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
  • Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

Рассмотрим структуру уроков развивающего контроля

I урок

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной («хочу»), осознал ее необходимость («надо»), почувствовал уверенность в своих силах («могу»). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.

Приемы:

Рифмованные строки.

Цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин.

Успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приемы:

Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

2. Этап актуализации и первого пробного действия

На данном этапе продолжается подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученики сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.

В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.

Приемы для этапа актуализации:

II урок

Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

3. Этап локализации затруднений

Главная цель этого этапа работы заключается в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

  • Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
  • Что я сделал сначала, что потом?
  • В чем возникло затруднение?
  • На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
  • Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе ученики  должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. В качестве средств можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

  1. Поставить цель.
  2. Найти средства, которые понадобятся для достижения цели.
  3. Найти способ достижения цели.

Приемы:

  • Прием «Да-нет».
  • Толстые и тонкие вопросы.

5. Этап реализации построенного проекта

Ученик на данном этапе самостоятельно, или в парах (в группах), работает по составленном проекту.

Приемы:

  • Мудрые совы.
  • Интеллектуальный ринг.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют, какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

Приемы:

  • Мудрые совы.
  • Толстые и тонкие вопросы.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

Приемы:

  • Прием «Да-нет».
  • Верные и неверные суждения.
  • Мини-тестирование.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.

Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.

Приемы:

  • Бег ассоциаций.
  • Кластер.
  • Лови ошибку.
  • Толстые и тонкие вопросы.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

Приемы:

  • Дерево познания.
  • Лестница успеха.
  • Анкетирование.

Можно использовать алгоритм конструирования урока развивающего контроля

  1. Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам.
  2. Составить перечень необходимого минимума знаний, то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.
  3. Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).
  4. Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.
  5. К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.
  6. Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.
  7. После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.
  8. Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.
  9. Продумать форму проведения этапа рефлексии.
  10. Составить задания для этапа повторения.
  11. Составить технологическую карту урока (конспект).
  12. Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.

Стоит отметить, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

2. Герасимова Е.Ю. Современный и традиционный урок. Самара, 2015. 3. Ковалёва Г. С. Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

4. Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011.

5. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий, обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010.

6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение, 2010.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.