Самостоятельная работа обучающихся
методическая разработка на тему

Практика показала, что без организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной  работы студентов невозможно добиться значимых результатов в освоении учебной дисциплины.  Домашнее задание является одним из сложных структурных элементов  занятия, которое не терпит формального к нему отношения как преподавателя, так и студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа обучающихся

        Эффективность обучения во многом зависит от правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы обучающихся. Лишь при единстве аудиторной и внеаудиторной самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

        Самостоятельная работа используется мной   в процессе аудиторных занятий, на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолженностей, при выполнении исследовательских и творческих работ. Формами такой работы являются         внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под моим руководством; творческая и научно-исследовательская работа, самостоятельное выполнение домашних учебных заданий.

         При организации самостоятельной работы по учебной дисциплине "История" и "Кубановедение" стремлюсь обеспечить полную информированность студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости.

        Домашнее задание рассматривается мной как один из основных видов самостоятельной работы.

        Вопрос об объеме и необходимости домашнего задания - один из важнейших вопросов организации самостоятельной работы студентов и задача обеспечения здоровьесбережения.  Однако практика показала, что без домашнего учебного задания невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельной работы обучающихся. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на занятии материала.  Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов занятия, которое не терпит   формального отношением преподавателя и студентов.

        Дозируя домашнее задание, стараюсь предусматривать работу такого объема и содержания, при которой обучающиеся не будут испытывать перегрузок. Тем более это важно, что в соответствии с учебными планами, 50% учебного времени отведено на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Поэтому, при разработке рабочей программы учебной дисциплины тщательно продумываю вид, объем и способ выполнения домашнего задания.   Стараюсь основную часть работы выполнить во время аудиторной работы, а для самостоятельного изучения выбираю задания, направленные на расширение знаний по теме, их закреплению, приобретению новых умений и навыков. При этом учитываю вид работы и выбираю наиболее интересный с позиций накопления знаний и заинтересованности студента.

        Мой личный опыт показал, что наиболее продуктивной является самостоятельная работа студентов, учитывающая их индивидуальные возможности и способности. Поэтому, при планировании самостоятельной внеаудиторной работы предлагаю студентам задания трех уровней. Например: при изучении темы "Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество": 1- выучить текст на стр. 120-128 и ответить на вопросы к параграфу  по учебнику  Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. М.: «Академия», 2015.; 2- составить конспект по теме «Парижская и Вашингтонская конференции и их решения; 3-й подготовить анализ особенностей Версальско-Вашингтонской системы и ответить на вопрос: насколько прочной и авторитетной была Версальско-Вашингтонская система?

        При изучении темы "Русская культура XVIII века" в качестве домашнего задания к изучаемой теме предлагаю следующие виды заданий: 1 -выучить текст на стр. 278-288  и ответить на вопросы к параграфу  по учебнику Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования : 1 ч. М.: «Академия», 2015; 2- заполнить таблицу «Историческая наука в России в ХVIII веке»; 3- подготовить виртуальную экскурсию по залам музея (картины художников ХVIII века ).

        Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания обучающихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внеаудиторного времени.

Объем и степень сложности домашних заданий планируются мной с учётом возможностей их выполнения. Практика показала, что лучшие результаты его выполнения бывают в случае, когда оно не превышает 50% объема аудиторной нагрузки и по содержанию не сложнее аудиторного материала, при этом в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Такие нормы рассчитываю на всех обучающихся с различным потенциалом и учетом дифференцированного подхода к каждому студенту (объем, характер и степень сложности домашних заданий).

Практика преподавания показала,  что не целесообразно завышать объем предлагаемого домашнего задания; давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни; перекладывать на студентов изучение новой темы; предлагать для выполнения дома задания на не отработанный материал; выдавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых учебных или творческих заданий; предлагать для домашней работы виды заданий, подобные которым еще ни разу не выполнялись на занятии; допускать перегрузку заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения задания; отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

        Очень важно учитывать при планировании домашнего задания его объем и содержание. Домашнее задание дается обучающимся с учетом возможности его выполнения. Одно на всю группу – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей обучающихся, но в ходе их выполнения отрабатываются типовые навыки, формируются общие умения.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным студентам. Это дает преподавателю возможность легко проверить уровень усвоенных знаний конкретным студентом.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа студентов выполняет задание, являющееся частью общего аудиторного задания. Например, при изучении темы "Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905—1907 гг. Столыпинские реформы", каждая группа готовит информацию по группе социалистических и либеральных организаций и партий, их целей, тактики, лидерах. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем занятии.

Домашнее задание призвано предупредить забывание изученного на занятии материала, усвоение которого носит концентрированный характер. Основными видами домашнего задания, которые применяются мной, являются: изучение материала по учебнику; выполнение различных письменных, практических, творческих работ; написание рефератов, проектов, участие в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах; самостоятельное составление словаря терминов, самостоятельное составление исторических кроссвордов; проектная деятельность; подготовка к деловой игре; опережающее самостоятельное задание.

        Особым видом работы является подготовка к дифференцированным зачетам, когда студенты по имеющейся программе ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы.

        Дидактическими целями самостоятельной работы студентов считаю: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом; формирование общетрудовых и профессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления; формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

        К используемым мной дидактическим приемам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний обучающихся относятся  обращение внимания студентов на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания; включить в его выполнение  вопросов, требующих от студентов размышлений и творческих усилий; дифференцированный подход к выдаче  домашнего задания, выдача дополнительных заданий или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углубленному изучению предмета.

        Считаю, что главная цель проверки домашнего задания – добиться полного осмысления ранее пройденного материала и убедиться, действительно ли все обучающиеся усвоили изученный материал. При правильно организации домашняя работа способствует успешному усвоению знаний, развитию различных умений по работе с учебником, практических и интеллектуальных умений, повышает интерес и творческую активность обучающихся, развивает их самостоятельность. Обсуждение на занятии результатов домашней работы делает процесс обучения непрерывным.

        Домашние задания обязательно проверяются, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.

         При постоянном, систематическом контроле за выполнением домашнего задания у студентов не возникает сомнения в обязательности его выполнения. Побудительных мотивов к выполнению самостоятельной работе по изучению дисциплины могут быть понимание значимости и полезности изучаемого материалы для дальнейшего профессионального роста, получение хороших оценок при контроле знаний, необходимости применения при дальнейшем изучении дисциплины.

      Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить их подготовленность к усвоению нового материала.

      Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять).

Используемые мной формы проверки: фронтальная проверка выполнения задания; выборочная проверка письменного задания; фронтальный опрос по устному заданию; опрос с вызовом к доске.

        Большой интерес обучающихся вызывают нетрадиционные формы контроля знаний: дискуссия, дебаты, защита проектов.

          С целью повышения результативности самостоятельной работы студентов применяю активные методов ее контроля: входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль; промежуточный контроль по окончании изучения; самоконтроль; итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета. Необходимое условие контроля -  чтобы работа обязательно была выполнена.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий помогает сохранить здоровье обучающихся. Излишнее увлечение домашними заданиями может привести к перегрузке студентов. Можно исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.

         

Список литературы:

1.        Гребень З.И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2006. – № 7. – С. 19–23.

2.        Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502880/ – Загл, с экрана. – Яз. Рус.

4.        Пидкасистый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2001. – 536 с.

5.        Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М.: Детская литература, 1986.

6.        Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка для занятия в школе начинающего преподавателя.

   «Методика разработки учебно-планирующей документации начинающего преподавателя»

Участники семинара: начинающие преподаватели.

 Форма проведения — семинар-практикум.

     

 Цель семинара: оказать практическую и методическую помощь начинающим преподавателям в подготовке и ведении учебно-планирующей документации.

Задачи:

- познакомить с законодательными и нормативными документами по теме;

- отработать алгоритм заполнения учебно-планирующей документации преподавателя применительно к различным учебным дисциплинам, МДК, ПМ;

- выработать рекомендации для преподавателей по вопросам  учебно-планирующей документации;

- передача своего опыта работы с документами для формировании общих и профессиональных компетенций преподавателей;

Методика подготовки и  проведения семинара:

1. Выбор темы семинара обусловлен анализом и выявлением наиболее значимых проблем в подготовке  учебно-планирующей документации начинающими преподавателями.

2. К работе семинара готовятся документы:

- законодательные и нормативные акты;

- бланки документов, необходимые для обеспечения работы участников семинара.

План работы семинара.

          Уважаемые коллеги, в рамках выполнения общеколледжной методической темы «Совершенствование методов контроля учебно-воспитательной деятельности как необходимое условие повышения  профессионального мастерства преподавателей и качества подготовки специалистов»    методической службой была проведена работа по изучению и анализу состояния  учебно-планирующей документации преподавателей.  Было выявлено, что начинающие преподаватели в ряде случаев испытывают затруднения  в оформлении учебно-планирующей документации, сроках ее корректирования, порядке внесения изменений и дополнений. С целью оказания методической и практической помощи в оформлении учебно-планирующих документов и проводится семинар-практикум.

              Прошу Вас  высказать ваши пожелания по поводу актуальности и практической значимости обсуждаемого вопроса.

               Итак, на основании  высказанных  Вами мнений , давайте сформируем пакет документов, при работе с которые у преподавателей могут возникнуть затруднения.

Перечень документов для работы семинара.

1. Изучение законодательных, нормативных и локальных актов в части касающейся учебно-планирующей документации.

2. Разработка рабочей программы учебной дисциплины, МДК, ПМ.

3. Разработка календарно-тематического планирования.

4. Методика подготовки методического сопровождения учебного занятия.

          Выберите  наиболее сложный для подготовки преподавателями документ из обязательного минимума учебно-планирующей документации.

        Выбран раздел 2.2 "Тематический план и содержание учебной дисциплины" рабочей программы.

        В «Положении о рабочей программе» откройте п. 2 «Разработка рабочей программы». Ознакомьтесь с его содержанием.

         Для дальнейшей работы сформируем  три группы: преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла, преподаватели обшепрофессиональных дисциплин, преподаватели МДК и ПМ.

        Перед каждым из Вас находится "Пакет документов для участника семинара (далее Пакет...)" с фрагментами документов.

Раздел 1.  Законодательные и нормативные  документы по работе с рабочими программами.

1.1 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" (ч. 7 ст. 12; ч. 8 ст. 73);

1.2 Выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине.

1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

1.4. «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 06-1225)» с учетом профилей получаемого профессионального образования;

1.5. «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)» с учетом профиля получаемого профессионального образования;

1.6.Примерные программы общеобразовательных учебных  дисциплин для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»;

1.7 Разъяснения МОН РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко от «27» августа 2009 г.).

1.8. Письмо министерства образования,  науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.07.2016 № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

1.9. Положение о рабочей программе.

        В вашем "Пакете..." находятся макеты рабочих программ. Выберите нужный вам бланк.

        Приступаем к работе с ними. Что же представляет собой рабочая программа учебной дисциплины, МДК, ПМ?

Рабочая программа - нормативно-правовой документ, регулирующий образовательный процесс и обеспечивающий требования к результату образования по определённому учебному курсу (дисциплине). Закон об образовании  относит разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов к компетенции образовательного учреждения (ст. 12 «Образовательные программы»). В соответствии с приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, (ред. от 31.05.2011, раздел 3 "Преподаватель") "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" разработка рабочей программы профессионального модуля входит в должностные обязанности преподавателя.

Для определения дидактических единиц следует руководствоваться:-

- при  разработке рабочих программ учебных дисциплин для студентов специальности «Сестринское дело» очного отделения на базе основного общего образования Примерными программами общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

        При  разработке рабочих программ учебных дисциплин для студентов специальности «Сестринское дело» очно-заочного отделения, «Лечебное дело»,  «Фармация» на базе среднего общего образования руководствоваться стандартами ФГОС.

        Рабочая программа профессионального модуля - документ, в котором формулируются цели и задачи изучаемого модуля, определяющие основное содержание образования по данному курсу, объем знаний и умений, который предстоит освоить его участникам, а также особенности организации занятий и их методическое обеспечение; определяются общие и профессиональные компетенции, которыми предстоит овладеть будущему специалисту, а также указываются цели и задачи профессионального модуля.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «_____________________»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Тема 1.

Содержание учебного материала.

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 2.

Содержание учебного материала.

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Итоговая аттестация в форме

Всего

        Заполнение разделов 1 и 2 программы профессионального модуля.

        При заполнении паспорта программы профессионального модуля дается характеристика ее применения в структуре соответствующей программы СПО.

        При заполнении второго раздела программы профессионального модуля нужно перенести все ПК и ОК из ФГОС СПО соответствующие данному модулю.

          Далее рекомендуется заполнение  раздела 5 программы профессионального модуля. Такая логика обусловлена спецификой компетентностно-ориентированных программ. Прежде чем определять содержание программы, необходимо зафиксировать показатели оценки результатов ее освоения.  Раздел 5 содержит результаты освоения модуля (профессиональные и общие

компетенции) и показатели их освоения в виде таблицы.

        Результаты(освоенные профессиональные и общие  компетенции). Основные показатели оценки результата. Графа 1:  в ней  указываются все профессиональные и

общие компетенции.   Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества процесса или результата деятельности.

         Общие компетенции (ОК) необходимы для выполнения различных видов профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Соответственно проверить их в большинстве случаев можно теми же заданиями, что и профессиональные компетенции (ПК). Для этого надо сгруппировать ОК с теми ПК с которыми они связаны содержательно.

        Заполнение раздела 3 программы профессионального модуля

 Третий раздел программы ПМ задает структуру и содержание обучения по данному профессиональному модулю.  Он характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. 

        Практическая часть модуля  включает в себя учебную или производственную практику, отдельные части учебной или производственной практики, взятые в разных соотношениях.

  1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций


Наименования разделов профессионального модуля
*


Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося


Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов


Всего,

часов


в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект),

часов


Всего,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Раздел 1. ………

*

*

*


*

*


*

*

*


Раздел 2. ………

*

*

*

*

*

*



Производственная практика

(ввести число)

(повторить число)

Всего:

*

*

*

*

*

*

*

*

Вопрос 3.  Законодательные и нормативные  документы по работе с календарно-тематическим планом. (Работаем с "Положением о календарно-тематическом планировании").

         Под календарно-тематическим планированием понимается последовательное тематическое планирование преподавателем содержания рабочей программы по учебному курсу или учебной дисциплине,  ПМ, МДК на один учебный год для определенной учебной группы. Главное назначение календарно-тематического планирования – обеспечение выполнения требований ФГОС СПО в получении обязательного минимума образования.

          Задачами составления календарно-тематического плана являются:

- определение места каждого раздела, темы рабочей программы в годовом курсе и место каждого занятия в теме;

- определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами и разделами программы учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики.

        Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность преподавателя по реализации содержания рабочей программы учебной дисциплины или профессионального модуля.  Календарно-тематический план составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом, программой учебной дисциплины, курса, модуля, производственного обучения, учебной и производственной практики.

        Календарно-тематический план (далее КТП) по профессиональному модулю является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой. Междисциплинарный курс (далее МДК) является составной частью соответствующего профессионального модуля.В календарно-тематическом плане отражается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам, темам и занятиям.

        При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть следующее:  календарно-тематический план составляется в соответствии с учебным планом по специальности и рабочей программой профессионального модуля.

А теперь приступаем к оформлению в соответствии с устанавливающими документами рабочей программы,  раздел № 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (ПМ, МДК).

        Приступаем к заполнению макета "Календарно-тематический план"      

3.Технологическая карта занятия. 

         

Технологическую карту можно определить как особую форму конструирования педагогом процесса обучения, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Однако этим специфика технологической карты не исчерпывается.

Ее сущностной характеристикой является представление процессов обучения на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий педагога и детей (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Технологическая карта как форма планирования позволяет представить процесс обучения в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по его этапам: целевому, содержательному, операциональному, деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование целей развития детей и планирование усвоения ими знаний, формирования и развития специальных умений. Указанные параметры являются конечными результатами усвоения детьми учебного материала.

Планирование конечных результатов усвоения учебного материи осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора фактов, понятий, правил, формул, законов, составляющих основу практической подготовки группы детей, класса.

Отбор содержания материала каждого раздела и «разбивка» его по темам осуществляются на основе работы с учебной программой и стандартами образования (в настоящее время в соответствии с минимальными требованиями к содержанию образования) по соответствующему учебному предмету или направлению развития. Для большей наглядности это содержание заносится в технологическую карту.

В данную карту можно внести также межпредметные связи, более чётко определить преемственные связи между разделами и темами внутри каждого из них. Все это позволит педагогу оптимально осуществить структурирование учебного материала.

Затем педагог приступает к планированию изучения каждой темы: разбивает содержание темы на логически завершенные части определяет количество учебных занятий, необходимых для изучения каждой из выделенных частей; конкретизирует конечный результат каждого занятия в виде действий детей (что он должен осмыслить, что должен знать и что должен уметь).

Далее в соответствии с целью каждого учебного занятия определяются методы обучения, педагогические техники проведения занятия, формы организации учебной деятельности детей, вид контроля и т.д. Учитывается также и характер деятельности учащихся на учебном занятии: репродуктивный (воспроизводящий), конструктивный, продуктивный.

Понятие технологической карты урока (учебного занятия) напрямую связано с технологическим подходом в образовании. В целом, любая образовательная технология рассматривает два этапа в профессиональной деятельности педагога: этап проектирования (подготовки урока и / или системы уроков) и этап реализации (осуществления урока и / или системы уроков) в образовательном процессе.

Этап проектирования учебного процесса по предмету в рамках технологического подхода сосредоточен на освоении определенных предписаний и процедур по конструированию учебного занятия. В этой связи учебное или внеучебное занятие, организованное по какой-либо образовательной технологии, должно содержать основные параметры технологически ориентированного образовательного процесса. Мы произвольно выбрали научные примеры, в которых рассматриваются компоненты образовательных технологий.

С.И. Львова, И.П. Цибулько, Ю.Н. Гостева предлагают обратить внимание на четыре структурных компонента образовательной технологии:

1) диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний;

2) мотивация и организация учебной деятельности учащихся, где основной задачей учителя является привлечение школьников к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса;

3) действие средств обучения (или собственно процесс обучения), где происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения;

4) контроль качества усвоения материала2.

Пять компонентов образовательной технологии выделяет В.М. Монахов. К их числу он относит следующие компоненты:

1) целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач;

2) диагностику как установление факта достижения или недостижения конкретной микроцели (задачи);

3) дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен самостоятельно сделать ученик, чтобы успешно пройти диагностику;

4) логическую структуру технологии, во-первых, как группу уроков (занятий), в ходе которых должна быть достигнута определенная цель и решены поставленные задачи, во-вторых, как программу развития памяти, речи, внимания, интереса и т.д.;

5) коррекцию учебного процесса как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику, на уровень стандарта.

Итак, Вами подготовлены документы, в соответствии с выбранным направлением. Приступаем к их анализу и обсуждению. Прошу указать, с какими затруднениями вы встретились в ходе работы; предложения и пожелания.

Выводы и предложения по итогам семинара:

1.  Старшему методисту провести семинар для начинающих преподавателей по теме «Рефлексия как этап современного занятия».

2. Полученные знания использовать в повседневной работе.

3. Рефлексия участников семинара:

- тематика семинара была (подчеркните):  нужной (не затронула главных проблем), важной (не актуальной), полезной (не дала новых знаний), другое ___________________________________;

- семинар дал (не дал) новые практические, теоретические, информационные знания (другое ___________________________________);

- на семинаре узнал (а) новое (ничего нового не узнал (а) __________________;

- знания, полученные на семинаре будут использованы (где?) ________________.

 Список литературы:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от   29.12.2012 г. № 273.

- Приказы Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям.

Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

Важеевская Н.Е., Глазунов А.Т. Учить учиться. М., 2000.

Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фестиваль педагогических идей « Современные образовательные технологии в практике преподавания учебных дисциплин и МДК » Тематический педагогический совет

Слайд 2

Тематический педагогический совет . Форма проведения: фестиваль педагогических идей Цель педсовета: выявление и трансляция передового педагогического опыта. Задачи: -создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей; -предоставление возможностей для самореализации и развития творческого потенциала преподавателя ; - повышение педагогического мастерства через знакомство с опытом коллег.

Слайд 3

Фестиваль педагогических идей Каждому человеку следовало бы иметь такого учителя, как Вы, но вы — единственный!

Слайд 4

Образовательная технология Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности, автоматизировать деятельность студента. ( из выступления фестивале )

Слайд 5

Образовательная технология Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. ( из выступления на фестивале)

Слайд 6

Образовательная технология Проектные методы обучения дают возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. ( из выступления на фестивале )

Слайд 7

Образовательная технология Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему в и определять пути ее решения , что важно при формировании мировоззрения . ( из выступления на фестивале )

Слайд 8

Образовательная технология Развитие критического мышления помогает критически относиться к любым утверждениям, ничего не принимать на веру без доказательств, быть открытым новым знаниям, идеям, способам. ( из выступления на фестивале )

Слайд 9

Образовательная технология Технология проблемного обучения Обучающийся самостоятельно может овладеть системой познания, включающей в себя определение цели и способ деятельности. (из выступления на фестивале )

Слайд 10

Образовательная технология Здоровьесберегающие технологии Использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность обучающихся, способствует сохранению и укреплению здоровья, повышению качества знаний. ( из выступления на фестивале ) .

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию подготовила: А ртамонова Н.Г., старший методист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум Методика разработки учебно-планирующей документации начинающего преподавателя

Слайд 2

Цель семинара-практикума Оказание практической и методической помощи начинающим преподавателям в подготовке и ведении учебно-планирующей документации.

Слайд 3

План работы семинара-практикума 1. Изучение законодательных, нормативных и локальных актов в части касающейся учебно-планирующей документации. 2. Разработка рабочей программы учебной дисциплины, МДК, ПМ. 3. Разработка календарно-тематического планирования. 4. Методика подготовки методического сопровождения учебного занятия.

Слайд 4

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» Ч.5 ст.12 «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное».

Слайд 5

Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, (ред. от 31.05.2011, раздел 3 "Преподаватель ") «Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников».

Слайд 6

Положение о рабочей программе Раздел 2 Разработка рабочей программы п.2.2 Ответственность за разработку рабочей программы несут преподаватель, председатель цикловой комиссии, методист.

Слайд 7

Рабочая программа учебной дисциплины Примерными программами общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Слайд 8

Рабочая программа ПМ, МДК Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

Слайд 9

Положение о календарно-тематическом планировании Раздел 1. Общие положения. 1.3. Под календарно-тематическим планированием в настоящем Положении понимается последовательное тематическое планирование преподавателем содержания рабочей программы по учебному курсу или учебной дисциплине, ПМ, МДК на один учебный год для определенной учебной группы. Главное назначение календарно-тематического планирования – обеспечение выполнения требований ФГОС СПО в получении обязательного минимума образования. Раздел 2 Правила разработки календарно-тематического плана 1.2. Календарно-тематический план разрабатывается преподавателем, самостоятельно в соответствии с программой учебной дисциплины, курса, модуля, производственной, учебной практики, с учетом компетентностного подхода к обучению.

Слайд 10

Технологическая карта занятия Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Слайд 11

- тематика семинара была (подчеркните): нужной (не затронула главных проблем), важной (не актуальной), полезной (не дала новых знаний), другое ___________________________________; - семинар дал (не дал) новые практические, теоретические, информационные знания (другое ___________________________________); - на семинаре узнал (а) новое (ничего нового не узнал (а) __________________; - знания, полученные на семинаре будут использованы (где?) ________________. Анкета участника семинара

Слайд 12

- Закон « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. № 273. - Приказы Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г. Важеевская Н.Е., Глазунов А.Т. Учить учиться. М., 2000. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г . Список литературы

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию подготовила: А ртамонова Н.Г., старший методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы обучающихся

Даны виды аудиторный и внеаудиторной работы обучающихся в учреждениях НПО и СПО....

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX

С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

Профилактическая работа с населением как одно из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

При изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы   самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением  является  одним ...