Занятие по ознакомлению с окружающем «22 марта – сороки, встреча перелётных птиц» старшая группа
план-конспект занятия на тему

Иванова Евгения Николаевна

Занятие по

 ознакомлению с окружающем

«22 марта – сороки,

встреча перелётных птиц»

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_marta_-_soroki.docx161.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  - детский сад №26 общеразвивающего вида (здание 2 п. Кожино)

Занятие по

 ознакомлению с окружающем

«22 марта – сороки,

встреча перелётных птиц»

старшая группа

                                                                                      Воспитатель: Иванова Е.Н.

        2018

Задачи: познакомить детей с обрядами, обычаями русского народа, которые водились – 22 марта.

Повторить с детьми ранее выученные заклички, приметы, пословицы о весне, о птицах, продолжать учить выразительно рассказывать.

Обогащать знания детей о перелётных птицах, об их пользе, проявлять заботливое отношение к ним.

Воспитывать любовь к Родине, к русским народным традициям.

Научить детей лепить из теста подмосковного жаворонка. Повторить русские народные игры-хороводы, песни.

Предварительная работа:

Заучивание закличек, примет, пословиц о весне, хороводов, игр, песен.

Наблюдения за продными явлениями весной.

Изготовление шапочек  птиц.

Изготовление скворечников (работа с родителями).

Рассматривание  иллюстраций, чтение художественной литературы.

Материал к занятию: фартуки для выпечки, клеёнки, тесто, ножи, салфетки для рук.

Работа в группе:

- Ребята, сегодня особенный весенний день. Давным-давно в народе считалось, что именно 22 марта – это день когда прилетали 40 видов птиц к нам, возвращаясь из тёплых стран. Этот день так и называли –« 22 марта – сороки». Взрослые и детвора прославляли долгожданную весну, закликали птиц, играли в русские народные игры, водили хороводы, пели песни. Хозяйки в этот день пекли сорок шариков из ржаной и гречневой муки птичек-жаворонков.

- Давайте и мы слепим подмосковных жаворонков.

Дети идут мыть руки, одевают фартуки, идут к столам, на которых приготовлено – шарики сдобного теста на каждого ребёнка, изюм, ножи. Воспитатель объясняет и показывает последовательность действий. Скатать из теста жгутик, обвалять в муке, осторожно завязать обычным узлом, один кончик наверх – голова, другой – хвостик. На голове заострить клюв, воткнуть глазки изюминки, а хвостик расплющить, надрезать ножом.

Дети повторяют последовательность работы и приступают к работе.

Всех жаворонков положить на заранее приготовленный и смазанный маслом противень и отнести на кухню.

Пока жаворонки пекутся, дети в группе. Группа украшена изображениями птиц и солнца.

Дети: Если снег повсюду тает,

           День становится длинней,

           Если всё зазеленело

           И в полях звенит ручей,

           Если солнце ярче светит,

           Если птицам не до сна,

           Если стал теплее ветер,

           Значит, к нам пришла весна!

Исполняется песня «Веснянка».

Вос-ль: О каком времени года говорится?

Назовите весенние месяцы. Какой месяц сейчас?

- Ребята, на улице ещё много снега, ночью часты сильные морозы. Как же мы заметили, что наступила весна?

- Давайте вспомним приметы и пословицы о весне.

Приметы:

Дети:

- Хороший год по весне видно.

- Жаворонок запел – пора выходить на пашню.

В марте облака плывут быстро и высоко – к  хорошей весне.

Если в марте вода не течёт – в апреле трава не растёт.

Пословицы

-Матушка - весна всем красна.

-Весною с веху печёт, а снизу морозит.

-И в марте мороз на нос садится.

Дети исполняют песню «Вот уж зимушка проходит»

Вос-ль:

-Ребята, вспомним как мы весну закликали!

Дети стоят хороводом и произносят заклички.

Солнышко –колоколнышко, ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди, нам в поля бежать, нам весну встречать.

Приди, приди солнце красное, солнце красное, солнце дивное, веди весну красавицу, красавицу – урожайницу.

Дети водят хоровод под музыку с движениями.

Воспитатель: С наступлением весны просыпается вся живая природа, становится теплее, тает снег, на деревьях набухают почки, к нам возвращаются наши пернатые друзья. Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: журавли, грач, скворец, жаворонок, ласточки, дикие утки.

Воспитатель: «Всех перелётных птиц черней,

Враг, личинок, друг полей,

Взад, вперёд по пешне вскачь,

А зовётся птица … (грач).

- Может, кто другую загадку знает?

Дети: «Чёрный, проворный, кричит «крак», всем гусеницам враг»

- что вы знаете про грачей?

Дети: Грачи чёрные крупные птицы, с большими клювами. Важно разгуливают по проталинам , зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. Шагают за трактором, поднимают с земли вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят  всходы, подгрызая молодые корешки.

Воспитатель: «На шесте дворец,

                        Во дворце певец,

                        А зовут его … (скворец)

Дети: Вслед за грачами прилетают скворцы. Интересно наблюдать, как они возятся в скворечниках, выбрасывая оттуда всё старое, а иногда выгоняют поселившихся там воробьёв. Сядут потом на ветке возле домика. Размахивают крылышками, вертят головой, поют широко раскрыв клюв, а их чёрное оперение красиво переливается на солнце. Скворцы собирают гусениц на ветках фруктового сада.

Воспитатель: Наши родители смастерили скворечники – домики для птиц. Мы их обязательно вывесим на деревья нашего участка и будем наблюдать заселение жильцов.

А мы споём песню «Птичий дом».

Воспитатель: Основная встреча весны на Руси праздновалась 22 марта, на сороки. День равен ночи. На сороки –новые приметы. Прилетают жаворонки.

Дети: Жаворонки – маленькие пёстрые птички. Его не видно, только высоко в небе слышны звонкие трели. Жаворонок звонко славит победу тепла над стужей. Молодёжь  и детвора величают пташек и закликают в этот день весну на пригорках.

Воспитатель:  Я сейчас перелётных птиц буду звать, они всегда впереди весны летят.

- Жаворонушки, перелётушки, прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную принесите к нам!

Не слышат, слаб мой голос, один он.

- Ребята, помогите, со мной птиц перелётных позовите!

Дети:

Жаворонушки, перелётушки, прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную принесите к нам!

С сохой, с бороной, и с лошадкой вороной!

Зима надоела, весь хлеб поела!

Ручки познобила! Скотинку поморила!

Выходят дети в шапочках птиц.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие, долгожданные друзья. Мы рады вас видеть!

- Посмотрите, ребята, все ли тут птицы перелётные или есть ещё другие? Как они называются? Почему?

- В это время все люди радовались возвращению птиц, весне. Устраивали народные гуляния, водили хороводы, пели песни, играли в игры. И мы свами поиграем.

Проводится игра «Воробейко»

С приходом весны солнце светит всё ярче и ярче, пригревает нас.

Давайте прославим солнышко.

Дети:

Солнышко, солнышко, красное вёдрышко

Выгляни из-за горы, да до вешней поры!

Видело ль ты, солнышко, красную весну?

Встретили ли ясное солнце по утру!

Проводится игра «Гори, гори, ясно!»

Воспитатель: Существовал раньше и другой обряд – наряжать весеннее дерево берёзку ленточками желаний. Когда мы выйдем на прогулку, каждый из вас получит ленточку и загадает своё желание, чтобы наступила скорей весна, чтобы ярко светило солнце, было много цветов, ягод, чтобы было тепло. Я помогу вам завязать ваши ленточки. Считалось, что желания, загаданные в этот день, обязательно сбудутся.

Дети водят хоровод «Улица широкая»

Приходит повар, приносит жаворонков, дети повторяют закличку.

Жавората, жавората,

Вы не клюйте мои ноги,

Выходите на дугу,

Распевайте на лугу!

Дедушка! Бабушка! Подайте жаворонка!

Дети благодарят повара, угощают гостей и идут пить чай с жаворанятами. C:\Users\ПК ЛЕНА\Desktop\DSCN4655.JPG

C:\Users\ПК ЛЕНА\Desktop\DSCN4646.JPGC:\Users\ПК ЛЕНА\Desktop\DSCN4608.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обувь"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование социально значимых навыков у умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Украсим сапожок"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков ручного труда для умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Юные модельеры"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков работы с кистью и красками у умственно отсталых детей...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Незнайка в стране насекомых»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная   группа №9«Островок»Тема: «Откуда хлеб пришел?»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Подготовительная группа №9 «Островок» Тема: «Путешествие колоска»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромПодготовительная   группа №9«Островок»Тема: «Путешествие колоска»Воспитатель: БайбараЕ.Н. Программное содержани...