Методическая разработка лекции Тема «Истинные растворы»
методическая разработка по теме
Методический материал предназначен для формирования профессиональных компетенций – умению производить расчеты в рецептах в зависимости от способа обозначения концентрации лекарственных средств в растворе, умению проверять дозы ядовитых, наркотических, сильнодействующих лекарственных средств в растворе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_-_istinnye_rastvory.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена на заседании ЦМК по специальности «Фармация» Протокол № от « » Председатель ЦМК: ___________ Бурнышева В.Т. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _____________ Назарова Л.А. |
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Методическая разработка лекции
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм
Лекция № 11
Тема 3.1. «Истинные растворы»
Подготовила: Чекмарева Н.А.
2017 г.
ТЕМА 3.1.: «ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ»
Цели обучения:
- Показать значение данной темы в системе подготовки фармацевта
- Дать студентам определенный объем знаний по теме, обратив внимание на особенность расчётов лекарственных средств в зависимости от способов обозначения концентрации растворов в рецептах.
- Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний:
- Изучить свойства истинных растворов.
- Факторы, влияющие на растворимость лек. средств.
- Знать способы прописывания рецептов на растворы.
- Знать способы обозначения концентрации растворов в рецептах.
- Изучить изготовление растворов по массе, объему, массо-объемным способом.
Цели воспитания:
- Воспитывать у студентов чувство ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
- Воспитывать самостоятельность в усвоении новых знаний.
- Воспитание убежденности в важности знания для профессиональной деятельности.
Цели развития:
- Развивать у студентов логическое мышление, используя приёмы обобщения, систематизацию при изложении нового материала.
- Развивая умения выделять главное в изучаемом материале и правильно составлять конспект лекции.
- Развивать внимание, память студентов при изучении нового материала.
Вид лекции: лекция-диалог.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование занятия:
Истинные растворы: р-р натрия хлорида, р-р кислоты борной, р-р меди сульфата.
ВДС:
«Введение. Общая часть», «Государственное нормирование качества ЛС», «Дозирование в фармацевтической технологии».
МДС:
Общая и неорг. химия «Молярная концентация»
Орг. химия «Углеводы»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):
Основная литература:
- Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 144-166
- Сам. работа.
- Работа с уч. лит-рой.
- Выполнение расчетов и описание технологии изготовления водных р-ров.
- Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.
Дополнительная литература:
- Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 163-180, 191-221.
- Методическое пособие по теме «Растворы»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
- ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
- ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
- Организационный момент (мобилизация аудитории) 2 мин.
- Вступительное слово преподавателя 5 мин.
- сообщение темы;
- постановка цели (мотивация);
- подготовка к восприятию темы;
- запись плана.
- Изложение нового материала 80 мин.
- Закрепление материала лекции, подведение итогов, 3 мин.
задание на дом с установкой на самоподготовку,
учебная литература
ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент - рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.
2. Мотивация и цель занятия.
Все ЖЛФ представляют собой свободные всесторонне дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсионной среде. Лек. средства в этих формах могут быть во всех трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном. В зависимости от степени дисперсности лек. средств и характера связи их с дисперсионной средой ЖЛФ, могут представлять собой истинные растворы, ВМС, Ко, эмульсии. На сегодняшней лекции мы познакомимся с первой группой ЖЛФ – истинными растворами.
3. Изложение нового материала.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Истинные растворы, свойства истинных растворов.
- Обозначение концентраций.
- Способы прописывания рецептов.
- Общие правила изготовления растворов.
Приложение № 1. Конспект лекции.
Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов
Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания
Приложение № 2.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
- Какие растворители используют для приготовления ЖЛФ?
Ответ: Воду очищенную, этанол, масла, глицерин.
- Каковы сроки хранения воды очищенной в аптеке?
Ответ: 3 суток.
- Как классифицируются ЖЛФ в зависимости от использования растворителя?
Ответ: Водные, неводные растворы.
Приложение № 3.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
- Перечислите факторы, влияющие на растворимость лек. средств?
Ответ:
- температура,
- измельчение лек. средств,
- перемешивание.
- Какими способами может быть обозначена концентрация лек. средств в растворе?
Ответ:
- в процентах,
- раздельным перечислением лек. средств и растворителя,
- с указанием растворителя до заданного объема,
- с указанием соотношения массы лек. средства и объема раствора.
- Если в рецепте на ЖЛФ не указан растворитель, какой растворитель используют?
Ответ: Воду очищенную.
- Что означает массо-объемный способ изготовления растворов?
Ответ: Лек. средство берут по массе, а растворитель до заданного объема.
- Как определить объем ЖЛФ?
Ответ: Объем ЖЛФ определяется путем суммирования жидких ингредиентов, входящих в состав прописи.
4. Подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку.
В конце лекции преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на способах обозначения концентрации, и если есть время, то написать на доске следующую пропись и предложить выписать эту пропись всеми возможными способами обозначения концентрации.
1. В: Раствора фурацилина 1:5000-250 мл
Д. Об.
Если времени нет, то студенты должны выписать рецепты дома к следующей лекции.
Ответы к рецепту:
1. в процентах
В: Раствора фурацилина 0,02%-250 мл
Д. Об.
2. раздельным перечислением
В: Фурацилина 0,05
Воды очищенной 250 мл
См. Д. Об.
3. с указанием растворителя до заданного объема
В: Фурацилина 0,05
Воды очищенной до 250 мл
С. Д. Об.
Приложение № 1.
Лекция № 11
«Истинные растворы».
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Истинные растворы, свойства истинных растворов.
- Обозначение концентраций.
- Способы прописывания рецептов.
- Общие правила изготовления растворов.
1. ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ,
СВОЙСТВА ИСТИННЫХ РАСТВОРОВ
РАСТВОР – ЖЛФ, полученная путем растворения одного или нескольких лек. средств, предназначенная для инъекционного, внутреннего или наружного применения.
В физико-химическом отношении растворы не являются однородной группой, поскольку они охватывают жидкие дисперсные системы с разной степенью дисперсности:
а) истинные растворы низкомолекулярных соединений;
б) растворы ВМС;
в) Ко растворы.
Растворы представляют самую обширную группу среди ЖЛФ.
Положительные стороны растворов:
- Лек. средства из растворов быстрее всасываются и оказывают резорбтивное действие.
- Исключается раздражающее действие на слизистые оболочки, которое имеет место при приеме порошков.
- Удобны для приема.
- Быстро изготавливаются.
Отрицательные стороны растворов:
- Не все растворы отличаются устойчивостью при хранении.
- В виде раствора более отчетливо ощущается неприятный вкус некоторых лек. средств.
ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ.
ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ – представляют собой молекулярно-дисперсные системы. Растворенное лек. средство находится в виде отдельных гидротированных ионов или молекул. Размер частиц от 0,1 до 1 нм.
СВОЙСТВА ИСТИННЫХ РАСТВОРОВ.
- Истинные растворы являются однофазными системами.
- Они гомогенны даже при рассматривании их в электронном микроскопе.
- Их компоненты не могут быть разделены ни фильтрованием, ни каким-либо другим способом.
- Они устойчивы
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСТВОРИМОСТЬ.
- Растворимость лек. средств зависит от температуры. Для большинства твердых лек. средств растворимость увеличивается с повышением температуры (исключение - соли кальция).
- Некоторые лек. средства растворяются медленно, с целью ускорения растворения, их предварительно измельчают (это крупнокристаллические лек. средства – меди сульфат, магния сульфат, натрия сульфат и др.).
- Ускоряет растворение также перемешивание раствора.
СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ И ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ В РЕЦЕПТЕ.
2. ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИЙ
3. СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ
В зависимости от метода изготовления, содержание лек. средств в ЖЛФ выражается в концентрациях:
а) массо-обьемной,
б) по массе,
в) по объему.
Массо-объемная концентрация - количество лек. средства или индивидуального вещества (в граммах) в общем объеме ЖЛФ (в миллилитрах).
По массе - количество лек. средства или индивидуального вещества (в гр.) в общей массе ЖЛФ (в гр.).
Объемная концентрация - количество жидкого лек. средства или индивидуального вещества (в мл) в общем объеме ЖЛФ (в мл).
В прописях рецептов концентрации:
а) массо – объемная,
б) по массе,
в) объемная.
Могут быть обозначены:
1. В процентах:
а) Rp: Solutionis Natrii bromidi 2% - 200 ml
б) Rp: Solutionis Camphorae oleosae 2% - 50,0
в) Rp: Solutionis Acidi hydrochlorici 2% - 200 ml
2. Раздельным перечислением лек. средства и дисперсионной среды
(растворителя).
а) Rp: Natrii bromidi 4,0
Aquae purificatae 200 ml
б) Rp: Camphorae 1,0
Olei Helianthi 49,0
в) Rp: Acidi hydrochlorici 4 ml
Aquae purificatae 196 ml
3. С указанием растворителя до заданного объема или массы:
а) Rp: Natrii bromidi 4,0
Aquae purificatae ad 200 ml
б) Rp: Camphorae 1,0
Olei Helianthi ad 50,0
в) Rp: Acidi hydrochlorici 4 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
4. С указанием соотношения массы или объёма растворяемого лек. средства
и объёма или массы раствора:
а) Rp: Solutionis Natrii bromidi ex 4,0 - 200 ml
(seu 1:50 – 200 ml)
б) Rp: Solutionis Camphorae oleosae ex 1,0 - 50,0
в) Rp: Solutionis Acidi hydrochlorici ex 4 ml - 200 ml
(seu 1:50 – 200 ml)
а) При массо-объёмном методе изготовления, обозначение концентрации, например 1:10 или 1:20 означает содержание или лек. средства по массе (г.) в указанном объёме изготавливаемой ЖЛФ (мл), т.е. следует взять 1 г. лек. средства и растворителя до получения 10 мл или 20 мл ЖЛФ.
б) При изготовлении лек. форм методом по массе обозначение концентрации 1:10 или 1:20 означает - содержание лек. средства по массе (г) в указанной массе ЖЛФ (г), т.е. следует взять 1 г. лек. средства и 9г. или 19 г. растворителя.
в) При изготовлении методом по объёму обозначения концентрации 1:10 или 1:20 означает - содержание лек. средства по объёму (мл) в указанном объёме лек. формы (мл), т.е. следует взять 1 мл жидкого лек. средства и растворителя до получения 10 мл или 20 мл раствора.
Приготовление ЖЛФ регламентируется пр. МЗ № 308 от 21.10.97 г. Растворы и другие ЖЛФ изготавливают следующими методами:
1. по массе,
2. по объёму,
3. массо-объёмным.
I. При изготовлении лек. форм по массе лек. средства и растворитель берут по массе.
В концентрации по массе изготавливают:
- Растворы твердых и жидких лек. средств в вязких и летучих растворителях, дозируемых по массе.
- Грубые суспензии с концентрацией сухих лек. средств 3% и более.
- Эмульсии.
По массе дозируют:
- жирные и минеральные масла,
- глицерин,
- димексид,
- полиэтиленгликоли (полиэтиленоксиды),
- силиконовые жидкости,
- эфир,
- хлороформ,
- бензилбензоат,
- валидол,
- винилин,
- деготь березовый,
- ихтиол,
- молочную кислоту,
- эфирные масла,
- скипидар,
- метилсалицилат,
- нитроглицерин,
- пергидроль,
- гомеопатические лек. средства.
II. При изготовлении лек. форм по объёму - лек. средства берут по объёму, а растворитель берут до заданного объёма.
В объёмной концентрации изготавливают:
1. растворы спирта различной концентрации,
2. кислоты хлороводородной,
3. стандартные растворы, выписанные в рецепте под условным названием.
По объёму дозируют:
- воду очищенную,
- воду для инъекций,
- водные растворы лек. средств (в том числе сироп сахарный),
- галеновые и новогаленовые средства (настойки, жидкие экстракты, адонизид
и др.).
Если требуется установить объём жидкости, выписанной в прописи рецепта и дозируемой по массе, или, наоборот, массу жидкости, выписываемой в прописи рецепта и дозируемой по объёму, используют знание их плотности.
III. При изготовлении лек. форм массо-объёмным способом – лек. средство берут по массе, а растворитель берут до заданного объёма.
В массо-обьёмной концентрации изготавливают:
1. водные и водно-спиртовые растворы твердых лек. средств,
2. водные и водно-спиртовые суспензии с содержанием лек. средств менее 3%,
3. разведения стандартных растворов, выписанных в рецепте под химическим
названием с указанием концентрации лек. средства в растворе.
Если в прописи не указан растворитель, изготавливают водный раствор. При изготовлении водных растворов лек. средств содержащих в молекуле кристаллизационную воду, пересчет количества лек. средства с учетом содержания кристаллизационной воды осуществляется в соответствии с действующей ГФ или иной нормативной документацией в тех случаях, когда это регламентируется составом прописи и методом количественного определения. Сильно гигроскопичные лек. средства используют для изготовления ЖЛФ в виде концентрированных растворов (кальция хлорид, калия ацетат).
4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРОВ
1. Готовят растворы твердых лек. средств в подставках. В первую очередь отмеривают рассчитанный объём воды, в котором последовательно растворяют лек. средства.
2. Первыми в отмеренном объёме воды растворяют ядовитые и наркотические лек. средства (сп. А), а затем наркотические и сильнодействующие (сп. Б), а далее несильнодействующие лек. средства с учетом их растворимости. Растворять сухие лек. средства нужно перемешивая стеклянной палочкой или круговыми движениями подставки.
3. Термостойкие лек. средства растворяют при нагревании (борная кислота, но не перегревать, т.к. разлагается и образуется метаборная кислота, дибазол, фурацилин, этакридина лактат).
4. Лек. средства крупнокристаллические предварительно измельчают в ступке (меди сульфат, натрия сульфат, квасцы, перманганат калия в концентрации больше 1%).
5. Изготовленный раствор фильтруют через фильтрующий материал, который подбирают с учетом физико-химических свойств лек. средств и назначением раствора.
6. Твердые лек. средства в состав лек. формы могут быть введены в виде
концентрированных растворов, которые добавляют после растворения твердых лек. средств и фильтрования раствора в той последовательности в какой они выписаны в рецепте, но из ядовитых и сильнодействующих лек. средств в первую очередь.
7. Если в состав лек. формы входят другие жидкие лек. средства, их добавляют к водному раствору в следующей последовательности:
- водные нелетучие и непахучие жидкости (сироп),
- иные нелетучие жидкости, смешиваощиеся с водой (глицерин),
- водные летучие жидкости (адонизид 18-20%),
- жидкости, содержащие этанол, в порядке возрастания его концентрации,
- летучие и пахучие жидкости (эфир, настойка валерианы).
8. Общий объём ЖЛФ при изготовлении в массо-объемной или объёмной концентрации определяется:
а) Если компоненты выписаны раздельно, то суммированием объёмов всех жидкостей перечисленных в прописи рецепта.
Rp: Sol. Glucosi 10% - 200 ml
Sol. Citrali spirituosae 1% - 2 ml
Magnesii sulfatis Sirupi simplicis 4,0
Tincturae Valerianae ana 10 ml
М. D. S.
Общий объём равен 222 мл (200+2+10+10)
б) Если в состав лек. формы входит жидкость выписанная по массе, то объём определяют с учетом плотности.
m
V = — , где
p
V - объём жидкости
m - масса жидкости
р - плотность жидкости
Rp: Sol. Kalii acetatis 10% - 100 ml
Adonisidi 5 ml
Glycerni 10,0
М. D. S.
Чтобы определить общий объем, необходимо определить объем глицерина
m 10,0
V = ------ ; отсюда V= ------ = 8,19 мл
ρ 1,22
V общ = 113 мл (100+5+8)
в) Общий объем микстуры указан в прописи рецепта:
Rp: Adonisidi 5ml
Sol. Natrii bromidi 3% ad 100 ml
М.D.S.
Vобщ = 100 мл
ПРОВЕРКА ДОЗ В МИКСТУРАХ.
Проверяют дозы лек. средств списка А и Б, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.
Rp: Codeini phosphatis 0,2
Sol. Natrii bromidi 2% - 200 ml
М. D. S. По 1 ст. ложке, 3 раза в день.
Дозы кодеина фосфата по рецепту:
количество ЛС * V ст. ложки
р.д. = ---------------------------------------; 0,2 - 200 мл
V микстуры х - 15 мл
отсюда р.д. = 0,2* 15 : 200 = 0,015
с.д. 0,015 *3 = 0,045
в.р.д. = 0,1
В.с.д. = 0,3 Дозы не завышены.
Rp: Coffeini natrii benzoatis
Natrii bromidi аnа 4,0
Sirupi simplicis 5 ml
Aquae purificatae ad 100 ml
М. D. S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.
Проверим дозы кофеина натрия бензоата:
х = 4*15: 100=0,6 р.д.
1,8 с.д. Дозы завышены.
отпускаем согласно приказа ½ В.р.д. на один прием:
В.р.д. = 0,5
В.с.д. = 1,5
½ от В.р.д. 0,5 = 0,25
0,25 − 15 мл
х − 100мл
х = 0,25*100 : 15 = 1,6
Кофеина натрия бензоата надо взять для изготовления 1,6 т.е. исправить в рецепте на 1,6
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ № 11
1. Истинные растворы представляют собой молекулярно-дисперсные системы, т.е. растворенное лек. средство находится в виде отдельных ионов или молекул.
Свойства истинных растворов:
- Истинные растворы являются однофазными системами.
- Истинные растворы однородны даже при рассматривании их в электронный микроскоп.
- Компоненты истинных растворов не могут быть разделены никаким способом.
- Истинные растворы устойчивы.
2. На растворимость лек. средств влияют следующие факторы:
- Температура, с повышением t0 растворимость многих лек. средств (борная кислота, натрия тетраборат, дибазол и т.д.) увеличивается.
- Измельчение лек. средств, крупнокристаллические лек. средства (магния сульфат, натрия сульфат, меди сульфат, квасцы) предварительно измельчают.
- Перемешивание раствора.
3. В зависимости от метода изготовления, содержание лек. средств в ЖЛФ выражается в концентрациях:
а) массо-объемной
б) по массе
в) по объему
Массо-объемная концентрация – количество лек. средств в граммах в общем объеме ЖЛФ в мл.
По массе – количество лек. средства в граммах в общей массе ЖЛФ в граммах.
По объему – количество лек. средства в мл в общем объеме ЖЛФ в мл.
Концентрация лек. средств в рецептах на ЖЛФ может быть обозначена:
1. В процентах.
2. Раздельным перечислением лек. средства и растворителя.
3. С указанием растворителя до заданного объема.
4. С указанием соотношения массы растворимого лек. средства и объема раствора.
4. I. При изготовлении лек. форм по массе – лек. средства и растворитель берут по массе.
По массе дозируют:
- жирные и минеральные масла;
- глицерин;
- скипидар;
- пергидроль;
- деготь и др. жидкости.
II. При изготовлении лек. форм по объему – лек. средство берут по объему, а растворитель берут до заданного объема.
По объему дозируют:
- воду очищенную;
- воду для инъекций;
- сироп сахарный;
- настойки;
- жидкие экстракты;
- адонизид.
III. При изготовлении лек. форм массо-объемным способом – лек. средство берут по массе, а растворитель берут до заданного объема.
ЖЛФ готовят согласно приказу № 308:
- Готовят ЖЛФ в подставках. В первую очередь отмеряют рассчитанный объем воды.
- Первым растворяют лек. средства списка А, наркотические, списка Б.
- Термостойкие растворяют при нагревании, крупнокристаллические – предварительно измельчают.
- Изготовленный раствор фильтруют через фильтрующий материал в отпускной флакон.
- Концентрированные растворы солей добавляют сразу в отпускной флакон после растворения и фильтр. твердых лек. средств.
- Другие жидкости в отпускной флакон добавляют в следующей последовательности (если они выписаны в рецепте):
- сироп
- адонизид
- настойки по мере увеличения крепости спирта
- Общий V ЖЛФ определяют в зависимости от того как выписан рецепт:
а) если компоненты выписаны раздельно, то путем суммирования всех жидкостей;
б) если в состав лек. формы входит жидкость выписанная по массе, то объем этой жидкости определяется с учетом плотности;
в) общий объем ЖЛФ указан в рецепте.
Проверка доз:
Проверяют дозы лек. средств списка А, Б по формуле:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
- Истинные растворы
- Растворимость лек. средств
- Измельчение
- Нагревание
- Перемешивание
- Метод изготовления
- Концентрация
- Лек. средство
- Растворитель
- Процентная концентрация
- Раздельное перечисление ингредиентов
- Приказ № 308
- Подставка
- Воронка
- Объем воды очищенной
- Фильтрация
- Проверка доз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"
Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....
Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".
1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.
Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов н...
Методическая разработка лекции по Генетике человека по теме "Цитологические и биохимические основы наследственности" для студентов и преподавателей медицинских колледжей СПО
Основная цель данного теоретического материала по преподаванию предмета Генетика человека с основами медицинской генетики - формирование у студентов целостного представления о материальных основах нас...