Методическая разработка лекции Тема «Истинные растворы»
методическая разработка по теме

Методический материал предназначен для формирования профессиональных компетенций – умению производить расчеты в рецептах в зависимости от способа обозначения концентрации лекарственных средств в растворе, умению проверять дозы ядовитых, наркотических, сильнодействующих лекарственных средств в растворе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_-_istinnye_rastvory.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ  БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрена на заседании ЦМК по специальности «Фармация»

Протокол №

от «   »

Председатель ЦМК: ___________

                                        Бурнышева В.Т.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

по учебной работе

_____________ Назарова Л.А.

Специальность: 33.02.01  «Фармация»

Методическая разработка лекции

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм

Лекция № 11

Тема 3.1. «Истинные растворы»

Подготовила: Чекмарева Н.А.

 2017 г.

ТЕМА 3.1.: «ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ»

Цели обучения:

  1. Показать значение данной темы в системе подготовки фармацевта
  2. Дать студентам определенный объем знаний по теме, обратив внимание на особенность расчётов лекарственных средств в зависимости от способов обозначения концентрации растворов  в рецептах.
  3. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний:
  • Изучить свойства истинных растворов.
  • Факторы, влияющие на растворимость лек. средств.
  • Знать способы прописывания рецептов на растворы.
  • Знать способы обозначения концентрации растворов в рецептах.
  • Изучить изготовление растворов по массе, объему,         массо-объемным способом.

Цели воспитания:

  • Воспитывать у студентов чувство ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  • Воспитывать самостоятельность в усвоении новых знаний.
  • Воспитание убежденности в важности знания для профессиональной деятельности.

Цели развития:

  • Развивать у студентов логическое мышление, используя приёмы  обобщения, систематизацию при изложении нового  материала.
  • Развивая умения  выделять главное в изучаемом  материале и правильно составлять конспект лекции.
  • Развивать внимание, память студентов при изучении нового  материала.

Вид лекции: лекция-диалог.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование занятия:

Истинные растворы: р-р натрия хлорида, р-р кислоты борной, р-р меди сульфата.

ВДС: 

«Введение. Общая часть», «Государственное нормирование качества ЛС», «Дозирование в фармацевтической технологии».

МДС:

Общая и неорг. химия «Молярная концентация»

Орг. химия «Углеводы»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание): 

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 144-166
  • Сам. работа.
  • Работа с уч. лит-рой.
  • Выполнение расчетов и описание технологии изготовления водных р-ров.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 163-180, 191-221.
  • Методическое пособие по теме «Растворы»

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2

СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ  И  РЕЖИМ  ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент (мобилизация аудитории)                     2 мин.
  2. Вступительное слово преподавателя                                             5 мин.
  1. сообщение темы;
  2. постановка цели (мотивация);
  3. подготовка к восприятию темы;
  4. запись плана.
  1. Изложение нового материала                                                     80 мин.
  2. Закрепление материала лекции, подведение итогов,                     3 мин.

      задание на дом с установкой на самоподготовку,

      учебная литература

ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент - рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.

2. Мотивация и цель занятия.

Все ЖЛФ представляют собой свободные всесторонне дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсионной среде. Лек. средства в этих формах могут быть во всех трех агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном. В зависимости от степени дисперсности лек. средств и характера связи их с дисперсионной средой ЖЛФ, могут представлять собой истинные растворы, ВМС, Ко, эмульсии. На сегодняшней лекции мы познакомимся с первой группой ЖЛФ – истинными растворами.

3. Изложение нового материала.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Истинные растворы, свойства истинных растворов.
  2. Обозначение концентраций.
  3. Способы прописывания рецептов.
  4. Общие правила изготовления растворов.

Приложение № 1. Конспект лекции.

Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов

Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания

Приложение № 2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  1. Какие растворители используют для приготовления ЖЛФ?

Ответ: Воду очищенную, этанол, масла, глицерин.

  1. Каковы сроки хранения воды очищенной в аптеке?

Ответ: 3 суток.

  1. Как классифицируются ЖЛФ в зависимости от использования растворителя?

Ответ: Водные, неводные растворы.

Приложение № 3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Перечислите факторы, влияющие на растворимость лек. средств?

Ответ:

  1. температура,
  2.  измельчение лек. средств,
  3. перемешивание.

  1. Какими способами может быть обозначена концентрация лек. средств в растворе?

Ответ: 

  1. в процентах,
  2. раздельным перечислением лек. средств и растворителя,
  3. с указанием растворителя до заданного объема,
  4. с указанием соотношения массы лек. средства и объема раствора.

  1. Если в рецепте на ЖЛФ не указан растворитель, какой растворитель используют?

Ответ: Воду очищенную.

  1. Что означает массо-объемный способ изготовления растворов?

Ответ: Лек. средство берут по массе, а растворитель до заданного объема.

  1. Как определить объем ЖЛФ?

Ответ: Объем ЖЛФ определяется путем суммирования жидких ингредиентов, входящих в состав прописи.

4. Подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку.

В конце лекции преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на способах обозначения концентрации, и если есть время, то написать на доске следующую пропись и предложить выписать эту пропись всеми возможными способами обозначения концентрации.

1. В: Раствора фурацилина 1:5000-250 мл

         Д. Об.

Если времени нет, то студенты должны выписать рецепты дома к         следующей лекции.

Ответы к рецепту:

1. в процентах

В: Раствора фурацилина 0,02%-250 мл

    Д. Об.

2. раздельным перечислением

В: Фурацилина         0,05

     Воды очищенной 250 мл

     См. Д. Об.

3. с указанием растворителя до заданного объема

В: Фурацилина               0,05

     Воды очищенной до 250 мл

     С. Д. Об.

Приложение № 1.

Лекция № 11

«Истинные растворы».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Истинные растворы, свойства истинных растворов.
  2. Обозначение концентраций.
  3. Способы прописывания рецептов.
  4. Общие правила изготовления растворов.

1. ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ,

СВОЙСТВА ИСТИННЫХ РАСТВОРОВ

РАСТВОР – ЖЛФ, полученная путем растворения одного или нескольких лек. средств, предназначенная для инъекционного, внутреннего или наружного применения.

В физико-химическом отношении растворы не являются однородной группой, поскольку они охватывают жидкие дисперсные системы с разной степенью дисперсности:

а) истинные растворы низкомолекулярных соединений;

б) растворы ВМС;

в) Ко растворы.

Растворы представляют самую обширную группу среди ЖЛФ.

Положительные стороны растворов:

  1. Лек. средства из растворов быстрее всасываются и оказывают резорбтивное действие.
  2. Исключается раздражающее действие на слизистые оболочки, которое имеет место при приеме порошков.
  3. Удобны для приема.
  4. Быстро изготавливаются.

Отрицательные стороны растворов:

  1. Не все растворы отличаются устойчивостью при хранении.
  2. В виде раствора более отчетливо ощущается неприятный вкус некоторых лек. средств.

ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ.

ИСТИННЫЕ РАСТВОРЫ – представляют собой молекулярно-дисперсные системы. Растворенное лек. средство находится в виде отдельных гидротированных ионов или молекул. Размер частиц от 0,1 до 1 нм.

СВОЙСТВА ИСТИННЫХ РАСТВОРОВ.

  1. Истинные растворы являются однофазными системами.
  2. Они гомогенны даже при рассматривании их в электронном микроскопе.
  3. Их компоненты не могут быть разделены ни фильтрованием, ни каким-либо другим способом.
  4. Они устойчивы

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСТВОРИМОСТЬ.

  1. Растворимость лек. средств зависит от температуры. Для большинства твердых лек. средств растворимость увеличивается с повышением температуры (исключение - соли кальция).
  2. Некоторые лек. средства растворяются медленно, с целью ускорения растворения, их предварительно измельчают (это крупнокристаллические лек. средства – меди сульфат, магния сульфат, натрия сульфат и др.).
  3. Ускоряет растворение также перемешивание раствора.

СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ И ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ В РЕЦЕПТЕ.

2. ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИЙ

3. СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ

В зависимости от метода изготовления, содержание лек. средств в ЖЛФ выражается в концентрациях:

а) массо-обьемной,

б) по массе,

в) по объему.

Массо-объемная концентрация - количество лек. средства или индивидуального вещества (в граммах) в общем объеме ЖЛФ (в миллилитрах).

По массе - количество лек. средства или индивидуального вещества (в гр.) в общей массе ЖЛФ (в гр.).

Объемная концентрация - количество жидкого лек. средства или индивидуального вещества (в мл) в общем объеме ЖЛФ (в мл).

В прописях рецептов концентрации:

а) массо – объемная,

б) по массе,

в) объемная.

Могут быть обозначены:

1. В процентах:

        а) Rp: Solutionis Natrii bromidi 2% - 200 ml

        б) Rp: Solutionis Camphorae oleosae 2% - 50,0

        в) Rp: Solutionis Acidi hydrochlorici 2% - 200 ml

2. Раздельным перечислением лек. средства и дисперсионной среды

    (растворителя).

                а)         Rp: Natrii bromidi     4,0

                                        Aquae purificatae 200 ml

                б)         Rp: Camphorae     1,0

                                 Olei Helianthi 49,0

                в)         Rp: Acidi hydrochlorici 4 ml

                                Aquae purificatae 196 ml

3. С указанием растворителя до заданного объема или массы:

        а)         Rp:         Natrii bromidi           4,0

                                  Aquae purificatae ad 200 ml

        б)         Rp:         Camphorae           1,0

                           Olei Helianthi ad 50,0

        в)         Rp:         Acidi hydrochlorici     4 ml

                           Aquae purificatae ad 200 ml

4. С указанием соотношения массы или объёма растворяемого лек. средства

    и объёма или массы раствора:

        а) Rp: Solutionis Natrii bromidi ex 4,0 - 200 ml

                                        (seu 1:50 – 200 ml)

        б) Rp: Solutionis Camphorae oleosae ex 1,0 - 50,0

        в) Rp: Solutionis Acidi hydrochlorici ex 4 ml - 200 ml

                                        (seu 1:50 – 200 ml)

а) При массо-объёмном методе изготовления, обозначение концентрации, например 1:10 или 1:20 означает содержание или лек. средства по массе (г.) в указанном объёме изготавливаемой ЖЛФ (мл), т.е. следует взять 1 г. лек. средства и растворителя до получения 10 мл или 20 мл ЖЛФ.

б) При изготовлении лек. форм методом по массе обозначение концентрации 1:10 или 1:20 означает - содержание лек. средства по массе (г) в указанной массе ЖЛФ (г), т.е. следует взять 1 г. лек. средства и 9г. или 19 г. растворителя.

в) При изготовлении методом по объёму обозначения концентрации 1:10 или 1:20 означает - содержание лек. средства по объёму (мл) в указанном объёме лек. формы (мл), т.е. следует взять 1 мл жидкого лек. средства и растворителя до получения 10 мл или 20 мл раствора.

Приготовление ЖЛФ регламентируется пр. МЗ № 308 от 21.10.97 г. Растворы и другие ЖЛФ изготавливают следующими методами:

1. по массе,

2. по объёму,

3. массо-объёмным.

I. При изготовлении лек. форм по массе лек. средства и растворитель берут по массе.

В концентрации по массе изготавливают:

  1. Растворы твердых и жидких лек. средств в вязких и летучих растворителях, дозируемых по массе.

  1. Грубые суспензии с концентрацией сухих лек. средств 3% и более.
  2. Эмульсии.

По массе дозируют:

- жирные и минеральные масла,  

- глицерин,

- димексид,

- полиэтиленгликоли (полиэтиленоксиды),

- силиконовые жидкости,

- эфир,

- хлороформ,

- бензилбензоат,

- валидол,

- винилин,

- деготь березовый,

- ихтиол,

- молочную кислоту,

- эфирные масла,

- скипидар,  

- метилсалицилат,

- нитроглицерин,

- пергидроль,

- гомеопатические лек. средства.

II. При изготовлении лек. форм по объёму - лек. средства берут по объёму, а растворитель берут до заданного объёма.

В объёмной концентрации изготавливают:

1. растворы спирта различной концентрации,

2. кислоты хлороводородной,

3. стандартные растворы, выписанные в рецепте под условным названием.

По объёму дозируют:

- воду очищенную,

- воду для инъекций,

- водные растворы лек. средств (в том числе сироп сахарный),

- галеновые и новогаленовые средства (настойки, жидкие экстракты, адонизид

  и др.).

Если требуется установить объём жидкости, выписанной в прописи рецепта и дозируемой по массе, или, наоборот, массу жидкости, выписываемой в прописи рецепта и дозируемой по объёму, используют знание их плотности.

III. При изготовлении лек. форм массо-объёмным способом – лек. средство берут по массе, а растворитель берут до заданного объёма.

В массо-обьёмной концентрации изготавливают:

1. водные и водно-спиртовые растворы твердых лек. средств,

2. водные и водно-спиртовые суспензии с содержанием лек. средств менее 3%,

3. разведения стандартных растворов, выписанных в рецепте под химическим

    названием с указанием концентрации лек. средства в растворе.

Если в прописи не указан растворитель, изготавливают водный раствор. При изготовлении водных растворов лек. средств содержащих в молекуле кристаллизационную воду, пересчет количества лек. средства с учетом содержания кристаллизационной воды осуществляется в соответствии с действующей ГФ или иной нормативной документацией в тех случаях, когда это регламентируется составом прописи и методом количественного определения. Сильно гигроскопичные лек. средства используют для изготовления ЖЛФ в виде концентрированных растворов (кальция хлорид, калия ацетат).

4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРОВ

1. Готовят растворы твердых лек. средств в подставках. В первую очередь отмеривают рассчитанный объём воды, в котором последовательно растворяют лек. средства.

2. Первыми в отмеренном объёме воды растворяют ядовитые и наркотические лек. средства (сп. А), а затем наркотические и сильнодействующие (сп. Б), а далее несильнодействующие лек. средства с учетом их растворимости. Растворять сухие лек. средства нужно перемешивая стеклянной палочкой или круговыми движениями подставки.

3. Термостойкие лек. средства растворяют при нагревании (борная кислота, но не перегревать, т.к. разлагается и образуется метаборная кислота, дибазол, фурацилин, этакридина лактат).

4. Лек. средства крупнокристаллические предварительно измельчают в ступке (меди сульфат, натрия сульфат, квасцы, перманганат калия в концентрации больше 1%).

5. Изготовленный раствор фильтруют через фильтрующий материал, который подбирают с учетом физико-химических свойств лек. средств и назначением раствора.

6. Твердые лек. средства в состав лек. формы могут быть введены в виде

        концентрированных растворов, которые добавляют после растворения твердых лек. средств и фильтрования раствора в той последовательности в какой они выписаны в рецепте, но из ядовитых и сильнодействующих лек. средств в первую очередь.

7. Если в состав лек. формы входят другие жидкие лек. средства, их добавляют к водному раствору в следующей последовательности:

        - водные нелетучие и непахучие жидкости (сироп),

        - иные нелетучие жидкости, смешиваощиеся с водой (глицерин),

        - водные летучие жидкости (адонизид 18-20%),

        - жидкости, содержащие этанол, в порядке возрастания его концентрации,

         - летучие и пахучие жидкости (эфир, настойка валерианы).

8. Общий объём ЖЛФ при изготовлении в массо-объемной или объёмной концентрации определяется:

а) Если компоненты выписаны раздельно, то суммированием объёмов всех жидкостей перечисленных в прописи рецепта.

Rp:         Sol. Glucosi 10% - 200 ml

        Sol. Citrali spirituosae 1% - 2 ml

        Magnesii sulfatis Sirupi simplicis 4,0

        Tincturae Valerianae ana 10 ml

        М. D. S.

 Общий объём равен 222 мл (200+2+10+10)

б) Если в состав лек. формы входит жидкость выписанная по массе, то объём определяют с учетом плотности.

             m

V    =   — , где

           p  

V - объём жидкости

m - масса жидкости

р - плотность жидкости

Rp: Sol. Kalii acetatis 10% - 100 ml

       Adonisidi                        5 ml

       Glycerni                         10,0

        М. D. S.

Чтобы определить общий объем, необходимо определить объем глицерина

           m                             10,0

  V = ------  ; отсюда   V= ------   = 8,19 мл      

           ρ                               1,22

V общ = 113 мл (100+5+8)

в) Общий объем микстуры указан в прописи рецепта:

Rp:         Adonisidi                                 5ml

        Sol. Natrii bromidi  3% ad 100 ml

        М.D.S.

Vобщ = 100 мл

ПРОВЕРКА ДОЗ В МИКСТУРАХ.

        Проверяют дозы лек. средств списка А и Б, ядовитых и сильнодействующих лекарственных  средств.

Rp:  Codeini phosphatis                  0,2

       Sol. Natrii bromidi   2% - 200 ml

        М. D. S. По 1 ст. ложке, 3 раза в день.

Дозы кодеина фосфата по рецепту:

           количество ЛС * V  ст. ложки

р.д. = ---------------------------------------;           0,2 - 200 мл

                             V микстуры                          х   -   15 мл

отсюда р.д. = 0,2* 15 : 200 = 0,015

             с.д.  0,015 *3 = 0,045

в.р.д. = 0,1

В.с.д. = 0,3                 Дозы не завышены.

Rp: Coffeini natrii benzoatis

       Natrii bromidi              аnа  4,0

       Sirupi simplicis                   5 ml

      Aquae purificatae  ad      100 ml

    М. D. S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.

Проверим дозы кофеина натрия бензоата:

х = 4*15: 100=0,6 р.д.

                        1,8 с.д.               Дозы  завышены.

отпускаем согласно приказа    ½  В.р.д. на один прием:

В.р.д. = 0,5

В.с.д. = 1,5

         ½  от  В.р.д. 0,5  =  0,25

        0,25  −  15 мл

        х   −   100мл

        х = 0,25*100 : 15 = 1,6    

Кофеина натрия бензоата надо взять для изготовления  1,6  т.е.  исправить в рецепте на 1,6

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ № 11

1. Истинные растворы представляют собой молекулярно-дисперсные системы, т.е. растворенное лек. средство находится в виде отдельных ионов или молекул.

Свойства истинных растворов:

  • Истинные растворы являются однофазными системами.
  • Истинные растворы однородны даже при рассматривании их в электронный микроскоп.
  • Компоненты истинных растворов не могут быть разделены никаким способом.
  • Истинные растворы устойчивы.

2. На растворимость лек. средств влияют следующие факторы:

  • Температура, с повышением t0 растворимость многих лек. средств (борная кислота, натрия тетраборат, дибазол и т.д.) увеличивается.
  • Измельчение лек. средств, крупнокристаллические лек. средства (магния сульфат, натрия сульфат, меди сульфат, квасцы) предварительно измельчают.
  • Перемешивание раствора.

3. В зависимости от метода изготовления, содержание лек. средств в ЖЛФ выражается в концентрациях:

а) массо-объемной

б) по массе

в) по объему

Массо-объемная концентрация – количество лек. средств в граммах в общем объеме ЖЛФ в мл.

По массе – количество лек. средства в граммах в общей массе ЖЛФ в граммах.

По объему – количество лек. средства в мл в общем объеме ЖЛФ в мл.

Концентрация лек. средств в рецептах на ЖЛФ может быть обозначена:

1. В процентах.

2. Раздельным перечислением лек. средства и растворителя.

3. С указанием растворителя до заданного объема.

4. С указанием соотношения массы растворимого лек. средства и объема раствора.

4. I. При изготовлении лек. форм по массе – лек. средства и растворитель берут по массе.

По массе дозируют:

  • жирные и минеральные масла;
  • глицерин;
  • скипидар;
  • пергидроль;
  • деготь и др. жидкости.

II. При изготовлении лек. форм по объему – лек. средство берут по объему, а растворитель берут до заданного объема.

По объему дозируют:

  • воду очищенную;
  • воду для инъекций;
  • сироп сахарный;
  • настойки;
  • жидкие экстракты;
  • адонизид.

III. При изготовлении лек. форм массо-объемным способом – лек. средство берут по массе, а растворитель берут до заданного объема.

ЖЛФ готовят согласно приказу № 308:

  1. Готовят ЖЛФ в подставках. В первую очередь отмеряют рассчитанный объем воды.
  2. Первым растворяют лек. средства списка А, наркотические, списка Б.
  3. Термостойкие растворяют при нагревании, крупнокристаллические – предварительно измельчают.
  4. Изготовленный раствор фильтруют через фильтрующий материал в отпускной флакон.
  5. Концентрированные растворы солей добавляют сразу в отпускной флакон после растворения и фильтр. твердых лек. средств.
  6. Другие жидкости в отпускной флакон добавляют в следующей последовательности (если они выписаны в рецепте):
  • сироп
  • адонизид
  • настойки по мере увеличения крепости спирта
  1. Общий V ЖЛФ определяют в зависимости от того как выписан рецепт:

а) если компоненты выписаны раздельно, то путем суммирования всех жидкостей;

б) если в состав лек. формы входит жидкость выписанная по массе, то объем этой жидкости определяется с учетом плотности;

в) общий объем ЖЛФ указан в рецепте.

Проверка доз:

Проверяют дозы лек. средств списка А, Б по формуле:

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. Истинные растворы
  2. Растворимость лек. средств
  3. Измельчение
  4. Нагревание
  5. Перемешивание
  6. Метод изготовления
  7. Концентрация

  1. Лек. средство
  2. Растворитель
  3. Процентная концентрация
  4. Раздельное перечисление ингредиентов
  5. Приказ № 308
  6. Подставка
  7. Воронка
  8. Объем воды очищенной
  9. Фильтрация
  10. Проверка доз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»

Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим  времени с подробным пояснением к струк...

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.

Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов н...

Методическая разработка лекции по Генетике человека по теме "Цитологические и биохимические основы наследственности" для студентов и преподавателей медицинских колледжей СПО

Основная цель данного теоретического материала по преподаванию предмета Генетика человека с основами медицинской генетики - формирование у студентов целостного представления о материальных основах нас...