Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов на нелетучих растворителях. Может быть использована преподавателями, студентами специальности "Фармация" по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20._nevodn.rastvor._teor.zan_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема: « Изготовление неводных растворов»

МДК 0201  Технология изготовления лекарственных форм

ПМ 02.  Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

Специальность: 33.02.01 «Фармация

                                                                                             Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                             преподаватель технологии

                                                                                             изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2014г.

        Теоретическое занятие

        

 Тема: Изготовление неводных растворов.

Продолжительность занятия:  90мин.

  Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления неводных растворов

Задачи:

- Дать характеристику неводным растворам

- Объяснить особенности расчетов и технологии изготовления неводных растворов

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Классификацию неводных растворов

- Особенности изготовления спиртовых растворов

- Технологию изготовления растворов на нелетучих растворителях

Студент должен уметь:

- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы

- Производить необходимые расчеты

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2016г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2016г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование по объему, массе, массообъемным способом

- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Изложение нового материала    - 80 мин.

4. Закрепление материала              -  3 мин.

5. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
  2. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:

- Неводные растворы - общая характеристика

- Приготовление неводных растворов на летучих растворителях

- Приготовление растворов на нелетучих растворителях

  По данной теме будет проводиться практическое занятие. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.

      3. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, о дозировании по массе, объему, массообъемным способом, об общих правилах изготовления  растворов и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

4. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

5. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)

                                                                                                           

     

                                                                                                                        Приложение № 1

Изложение нового материала:

 Неводные растворы – жидкие лекарственные формы, представляющие собой гомогенные дисперсные системы, предназначенные для наружного применения (примочки, полоскания, капли в ухо, нос, для обтираний, промываний и т.д), реже применяются внутрь и для ингаляций.

Применение неводных растворителей обусловлено тем, что некоторые лекарственные вещества не растворяются в воде очищенной. Широкое применение неводных растворов обусловлено простотой приготовления, разнообразием способов назначения, стабильностью (более высокая, чем у водных растворов). К неводным растворам предъявляются определенные  требования:

  1. соответствие медицинскому назначению
  2. полнота растворения лекарственных веществ
  3. отсутствие механических включений
  4. соответствие концентрации лекарственных веществ, объема, массы, прописанным в рецепте
  5. стабильность при хранении

Лекарственные вещества, входящие в состав неводных растворов, могут относиться к различным фармакологическим группам (антисептики, противогрибковые, болеутоляющие и др.).

            Классификация растворителей:

                              /                              \

                   Летучие                     Нелетучие

                          /                                      \

       Этанол, хлороформ,        глицерин, масла растительные,

                 эфир                          масло вазелиновое, димексид

В последнее время часто применяют комбинированные растворители – смесь этанола с глицерином, глицерина с димексидом и др., что позволяет сочетать в одной лекарственной форме несколько лекарственных веществ с различной растворимостью, а также использовать неводные растворители одновременно для оказания лечебного действия и в качестве вспомогательного вещества.

 Глицерин (Glycerinum)- бесцветная, сиропообразная жидкость сладкого вкуса, без запаха, хорошо смешивается с водой, не растворяется в эфире и жирных маслах.

Масло вазелиновое (Oleum Vaselini) – бесцветная прозрачная жидкость без вкуса и запаха, нерастворимо в воде и этаноле, смешивается с эфиром, растительными маслами (кроме касторового).

Димексид (Dimexidum)- бесцветная прозрачная жидкость со специфическим приторным запахом, хорошо смешивается с этанолом, глицерином, эфиром, маслом касторовым, водой.

 Изготовление растворов на летучих растворителях.

Спирт этиловый – этанол (Spiritus aethylicus) – прозрачная бесцветная жидкость, летучая, с характерным запахом и жгучим вкусом, огнеопасное вещество, легко смешивается с водой, глицерином, эфиром, в спирте хорошо растворимы многие лекарственные вещества (камфора, ментол, йод, левомицетин и др).

В аптеку спирт поступает крепкой концентрации – 95 - 96 %. В рецептах может быть прописан спирт этиловый иной концентрации, что требует его разведения. При смешивании спирта с водой наблюдается явление контракции – уменьшение объема смеси по сравнению с суммой объемов исходных жидкостей, при этом выделяется тепло, температура смеси повышается. Например, при смешивании 1 л этанола и 1 л воды получается не 2 л смеси, а всего 1930 мл. Поэтому разбавление этанола водой до нужной концентрации требует предварительных расчетов. Для разведения спирта крепкой концентрации до более слабой используют:           

- алкоголеметрические таблицы ГФ

- формулу разбавления X = V x B

                                                   A

Где Х – количество крепкого спирта в мл; V – объем этанола желаемой концентрации, мл; В – необходимая концентрация спирта, %; А – концентрация крепкого спирта, %.

Например, необходимо приготовить 100 мл  70 % этанола из 95 %,

тогда х = 100 мл х 70 % = 73,6 мл (95 % спирта)

                           95 %  

В мерную посуду на 100 мл помещают 73,6 мл спирта этилового 95 % и доводят водой очищенной до 100 мл.

Таким образом, растворы этанола иной концентрации готовят по объему.

 Растворы лекарственных веществ на этаноле готовят массообъемным способом, т.е. спирт отмеривают, а вещества отвешивают.

 Учитывая летучесть, спиртовые растворы лекарственных веществ готовят в отпускном флаконе, при необходимости нагревают на водяной бане, не доводя до кипения; процеживают в случае необходимости через сухой ватный тампон, прикрывая воронку стеклом. Этанола берут столько, сколько прописано в рецепте, независимо от концентрации лекарственных веществ. Коэффициент увеличения объема при растворении лекарственных веществ учитывается только при оценке качества лекарственной формы.        

 Норма отпуска этанола:

- 50,0 по обычному рецепту

- 100.0 – по спецназначению

Кроме того, спирт этиловый находится на предметно-количественном учете, по массе, поэтому производят пересчет объемных единиц в весовые.

 Например, мы использовали при изготовлении лекарственной формы 50 мл 70 % этанола. На обратной стороне рецепта делается соответствующая запись перевода на чистый спирт:

      Spiritus aethylici  95 % -  29, 89

Если в рецепте не указана концентрация этанола - отпускают 90 % этанол.

 Исключение составляют:

- 5 % и 10 % растворы йода – готовят по прописи ГФ Х

- на 96 % спирте – раствор йода 1 % и 2 %; раствор цитраля 1 %

- на 70 % спирте – раствор кислоты салициловой 1 %, раствор борной кислоты 0,5 % – 5 %

- на 60 % спирте – раствор бриллиантовой зелени 1 % и 2 %, метиленовой сини 1 %

Разберем пример.

  Rp:  Novocaini 3,0

          Anaesthesini 2,5

          Spiritus aethylici 50 ml

          M.D.S. Растирание

Новокаин и анестезин хорошо растворимы в спирте. Так как концентрация спирта в рецепте не указана, используем 90 % этанол. В сухой отпускной флакон помещаем 3,0 новокаина и 2,5 анестезина, добавляем 50 мл 90 % этанола, укупориваем, взбалтываем до полного растворения веществ, оформляем этикеткой «Наружное». На обратной стороне рецепта переводим объемные единицы в весовые, рецепт остается в аптеке, больному выдается сигнатура.

Изготовление растворов на нелетучих растворителях – проводят по массе, т.е. и лекарственные вещества, и растворитель отвешивают.

Это растворы на глицерине, маслах и т.д. Так как растворение в вязких растворителях протекает медленно, целесообразно проводить его при нагревании, процеживают при необходимости. Общая технология: в сухой отпускной флакон помещают лекарственные вещества, флакон уравновешивают на технических весах и отвешивают в него растворитель, флакон укупоривают и нагревают на водяной бане до полного растворения веществ. В случае необходимости процеживают через рыхлый ватный тампон.

 Rp: Jodi 10,0

        Dimexidi ad 100,0

M.D.S. Смазывать ногти и стопы ног

В сухой отпускной флакон темного стекла помещаем 10,0 йода кристаллического, флакон тарируем и отвешиваем 90.0 димексида. Йод очень легко растворим в димексиде, поэтому подогревание не требуется.

Если в рецепте выписан неводный раствор на основе масла, и не указано, какое именно нужно взять, то используют масло персиковое, миндальное, подсолнечное.

                                                                                                                         Приложение № 2

Закрепление материала:

  1. Чем обусловлено применение неводных растворов?
  2. В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?
  3. Что происходит при смешивании спирта и воды?
  4. Каковы нормы отпуска спирта этилового?
  5. В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?

                                                                                                                         Приложение № 3                                                                              

Задание на дом:

       Выучить:

- Чем обусловлено применение неводных растворов?

- В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?

- Что происходит при смешивании спирта и воды?

- Каковы нормы отпуска спирта этилового?

- В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?

       Повторить:

- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?

- Что значит дозирование по массе, массообъемным способом? 

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...