Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
методическая разработка на тему

Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим  времени с подробным пояснением к структуре занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_-_zhidkie_lekarstvennye_formy.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ  БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрена на заседании ЦМК по специальности «Фармация»

Протокол №

от «   »

Председатель ЦМК: ___________

                                        Бурнышева В.Т.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

по учебной работе

_____________ Назарова Л.А.

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Методическая разработка лекции

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм

Лекция № 10

Тема 3.1. «Жидкие лекарственные формы»

Подготовила: Чекмарева Н.А.

2016 г.

ТЕМА 3.1.: «ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

Цели обучения: 

  1. В ходе лекции студенты должны получить представление о биофармацевтических аспектах жидких лекарственных форм, процессе растворения лекарственных средств.
  2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний:
  • классификация жидких лекарственных форм;
  • растворители, используемые для изготовления ЖЛФ;
  • устройство и принцип работы аквадистиллятора для получения воды очищенной;
  • получение и хранение воды очищенной в условиях аптеки.

Цели воспитания:

  • Воспитывать у студентов чувство ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  • Воспитывать любовь к избранной профессии.
  • Воспитывать убежденность в важности знания данной темы для будущей профессии.

Цели развития:

  • Развивать у студентов внимание, интерес, любознательность в приобретении новых знаний.
  • Развивать логическое мышление, используя приёмы обобщения, систематизации знаний.
  • Развитие у студентов умения использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Вид лекции: лекция-диалог.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование занятия:

Схема аквадистиллятора. Растворители: вода очищенная, этанол, глицерин, масла.

ВДС:        «Введение. Общая часть», « Государственное нормирование качества ЛС», «Дозирование в фармацевтической технологии».

МДС: 

  • Лат. яз. «Хим. номенклатура. Название оксидов», «Согл. прилаг. 1 гр. с сущ. 3 скл.»
  • Общая и неорг. химия «Дисперсологич. конц. р-ров», «Ненасыщ. и насыщ. р-ры»
  • Орг. химия «Спирты», «Жиры»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание): 

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 144-166
  • Сам. работа.
  • Работа с учебной литературой.
  • Выполнение расчетов и описание технологии изготовления водных растворов.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 163-180, 191-221.
  • Методическое пособие по теме «Растворы»

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2

СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ  И  РЕЖИМ  ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент (мобилизация аудитории)                     2 мин.
  2. Вступительное слово преподавателя                                             5 мин.
  1. сообщение темы;
  2. постановка цели (мотивация);
  3. подготовка к восприятию темы;
  4. запись плана.
  1. Изложение нового материала                                                     80 мин.
  2. Закрепление материала лекции, подведение итогов,                       3 мин.

      задание на дом с установкой на самоподготовку,

      учебная литература                         

ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски,   внешний вид студентов.

2. Мотивация и цель занятия.

Необходимо отметить, что мы закончили с Вами изучать твердую лек. форму «Порошки» и с сегодняшнего занятия в течение 9 лекций будем знакомиться с новым разделом фармацевтической технологии – «Жидкие лек. формы».

В рецептуре аптек ЖЛФ занимают около 60%, поэтому занятия по данному разделу необходимы фармацевтам в своей повседневной работе. В ходе изучения материала по данному разделу Вы научитесь изготавливать различные жидкие лекарственные формы.

3. Изложение нового материала.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Жидкие лекарственные формы, характеристика.
  2. Классификация.
  3. Растворители.
  4. Вода очищенная.

4. Подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку.

  1. В конце лекции преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на ключевых вопросах. Преподаватель отмечает, что растворители, требования к растворителям более подробно изложены в

Приложение № 1. Конспект лекции.

Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов

Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания

Приложение № 2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  1. Что такое биофармация?

Ответ: Наука, которая изучает фармацевтические факторы, с помощью которых достигается максимальный лечебный эффект лек. препаратов.

  1. Если изготовить лек. форму в виде порошка или раствора, где действие лек. средств будет быстрее и почему?

Ответ: При попадании лек. формы в организм лек. средство должно высвободиться из своей лек. формы, всосаться в организм, а т.к. в растворе лек. средства находятся в виде молекул или ионов, то из раствора лек.средство быстрее всосется и окажет свое лечебное действие.

  1. В какой таре отпускают из аптеки растворы?

Ответ: В стеклянной рецептурной таре, во флаконах.

Приложение № 3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Как классифицируются ЖЛФ по способу применения?

Ответ: 

  1. для внутреннего применения,
  2. для наружного применения,
  3. для инъекций.

  1. Перечислите растворители, используемые для приготовления ЖЛФ?

Ответ: Вода очищенная, этанол, жирные масла, глицерин.

  1. Назовите основные части аквадистиллятора?

Ответ: 

  • камера испарения,
  • камера охлаждения пара,
  • холодильник,
  • брызгоотражатели,
  • сливная трубка,
  • уравниватель,
  • приемник.

  1. Назовите отрицательные стороны этанола, как растворителя?

Ответ: 

  • фармакологически неиндифферентен,
  • огнеопасен,
  • летуч.

Приложение № 1.

ЛЕКЦИЯ № 10

«Жидкие лекарственные формы»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Жидкие лекарственные формы, характеристика.
  2. Классификация.
  3. Растворители.
  4. Вода очищенная.

1. ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА

ЖЛФ занимают основное место в рецептуре современных аптек и составляют в современной технологии до 60% всей экстемпоральной рецептуры. Все ЖЛФ представляют собой свободные всесторонне дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсной среде.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ

I. По способу применения:

1. ЖЛФ для наружного применения: - примочки,

  • полоскания,
  • промывания,
  • спринцевания,
  • капли ушные, глазные, для носа.

2. ЖЛФ для внутреннего применения:

микстуры,

капли.


II. По степени дисперсности лек. средств:

  1. Истинные растворы.
  2. Растворы ВМС.
  3. Коллоидные растворы.
  4. Суспензии и эмульсии.
  5. Комбинированные системы.

III. По природе дисперсионной среды различают:

  1. Водные ЖЛФ.
  2. Неводные ЖЛФ.

3. РАСТВОРИТЕЛИ

РАСТВОРИТЕЛИ ДЛЯ ЖЛФ – это индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные лек. средства и образовывать с ними однородные системы – растворы, состоящие из одного или нескольких компонентов.

Растворители подразделяются на:

  1. неорганические (чаще всего водные),
  2. органические (неводные): 

        а) летучие — этанол, эфир медицинский,

        б) нелетучие — глицерин, вазелиновое масло, растительные масла, димексид.         Растворители могут быть самыми разнообразными. Чаще всего используется очищенная вода.

        В лек. формах для наружного применения в качестве растворителя может использоваться также этанол, глицерин, реже жирные масла, вазелиновое масло, эфир медицинский, хлороформ.

Требования. предъявляемые к растворителям:

  1. Обладать хорошей растворимостью.
  2. Быть нетоксичными.
  3. Быть неагрессивными к растворяемому лек. средству и аппаратуре.
  4. Отличаться минимальной огнеопасностью.
  5. Обладать микробиологической устойчивостью.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛУЧЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ХРАНЕНИЮ ОЧИЩЕННОЙ ВОДЫ.

1. Для изготовления не инфекционных стерильных и нестерильных лек. средств используют воду очищенную, которая может быть получена дистилляцией, обратным осмосом, ионным обменом и другими разрешенными способами. Микробиологическая чистота воды очищенной должна соответствовать требованиям на воду питьевую.

2. Получение и хранение воды очищенной должно производиться в специально оборудованном для этой цели помещении.

3. Воду очищенную используют свежеприготовленной или хранят в закрытых емкостях, изготовленных из материалов, не изменяющих свойства воды и защищающих ее от инородных частиц и микробиологических загрязнений, не более 3 суток.

4. Получение воды очищенной с помощью аквадистилляторов или других, разрешенных для этой цели, установок. Подготовку к работе и порядок работы на них осуществляют в соответствии с указаниями, изложенными в паспорте, и инструкцией по эксплуатации.

5. При получении воды с помощью аквадистиллятора ежедневно перед началом работы необходимо в течение 10-15 мин. проводить пропаривание при закрытых вентилях подачи воды в аквадистиллятор и холодильник. Первые порции полученной воды в течение 15-20 мин. сливают. После этого времени начинают сбор воды.

4. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ

1. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ — AQUA PURIFICATA.

Очищенную волу в аптеках получают из питьевой воды, поступающей по водопроводной сети.

Перегонка воды производится в аппаратах - аквадистилляторах Д-4, Д-25,  Д-30, АЭ-10. Цифры обозначают производительность аппаратов в час в литрах.

Основными частями аппаратов являются:

  1. Камера испарения, с вмонтированным в его дно электронагревательными элементами.
  2. Сепаратор предназначен для очистки выходящего из камеры испарения пара от микрокапель воды.
  3. Камера конденсации пара состоит из змеевика, отбойника и крышки.
  4. Холодильник.
  5. Сливная трубка.
  6. Уравнитель.
  7. Приемник.

(По таблице рассказать получение очищенной воды).

        Вода из водопровода поступает в аппарат через штуцер в холодильник, а после него в змеевик. При этом через стенки труб происходит охлаждение дистиллятора и как следствие подогрев исходной воды. Подогретая вода через трубку перелива поступает в уравнитель и далее поступает в камеру испарения, заполняя ее до рабочего уровня, после чего уровень поддерживается автоматически за счет частичного пополнения воды в камере испарения и частичного перелива воды в сливную трубу.

В камере испарения вода нагревается, закипает, превращаясь в пар.

Пар проходит через сепаратор и поступает в камеру конденсации, где конденсируется в результате охлаждения от стенок змеевика и каплями стекает в нижнюю коническую часть камеры, из которой через штуцер вытекает из камеры без напора в холодильник. Из холодильника дополнительно охлажденная дистиллированная вода вытекает в сборник.

        Полученную воду очищенную собирают в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства (в порядке исключения — в стеклянные баллоны). Сборники должны иметь четкую надпись «Вода очищенная». Если одновременно используют несколько сборников, их нумеруют.

        Стеклянные сборники плотно закрывают пробками с двумя отверстиями: одно для трубки, по которой поступает вода, другое для стеклянной трубки, в которую вставляется тампон из стерильной ваты (меняют ежедневно). Сборники устанавливают на баллоно-опрокидыватели.

        Сборники соединяют с аквадистиллятором с помощью стеклянных трубок, шлангов из силиконовой резины или другого индифферентного к воде очищенной материала, разрешенного к применению в медицине и выдерживающего обработку паром.

Подачу воды на рабочие места осуществляют по трубопроводам или в баллонах. Трубопроводы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению в медицине и не изменяющих свойств воды. При значительной длине трубопровода для удобства мойки, дезинфекции и отбора проб воды очищенной на микробиологический анализ через каждые 5-7 метров следует предусматривать тройники с внешним выводом и краном.

        Мытье и дезинфекцию трубопровода производят перед сборкой, в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 14 дней, а также при неудовлетворительных результатах микробиологических анализов.

        Для обеззараживания трубопроводов из термостойких материалов через них пропускают острый пар из парогенератора или автоклава. Отсчет времени обработки ведут с момента выхода пара с концевого участка трубопровода. Обработку проводят в течение 30 минут.

        Трубопроводы из полимерных материалов и стекла можно стерилизовать 6% раствором перекиси водорода в течение 6 часов с последующим тщательным промыванием водой очищенной. После чего осуществляют проверку на отсутствие восстанавливающих веществ. Регистрацию обработки трубопровода ведут в специальном журнале.

        Для очистки от пирогенных веществ, стеклянные трубки и сосуды обрабатывают подкисленным раствором калия перманганата в течение 25-30 минут. Для приготовления раствора к 10 частям 1% раствора калия перманганата добавляют 6 частей 1,5% раствора кислоты серной. После обработки сосуды и трубки тщательно промывают свежеприготовленной водой для инъекций.

        Руководителем аптеки назначается лицо, ответственное за получение воды очищенной.

        Вода очищенная должна соответствовать требованиям, изложенным в фармакопейной статье.

        Вода годна к употреблению в течение не более 3 суток, при условии правильного ее хранения.

К ОРГАНИЧЕСКИМ РАСТВОРИТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

2. ЭТАНОЛ — SPIRITUS AETHYLICUS.

        Из свойств этанола нужно отметить его весьма широкий спектр, как растворителя лек. препаратов. Если в рецепте не указана крепость этанола, то следует брать 90%.

Положительные стороны этанола, как растворителя:

  1. Хорошо растворяет многие лек. средства не растворимые в воде.
  2. Консервант (убивает микробы, растворы устойчивы при хранении).
  3. Хорошо смешивается со многими растворителями, а именно с водой, эфиром, глицерином, хлороформом.

Отрицательные стороны этанола, как растворителя:

  1. Огнеопасен.
  2. Летуч.
  3. Фармакологически неиндифферентен.

3. ЭФИР МЕДИЦИНСКИЙ — AETHER MEDICINALIS.

Положительные стороны эфира. кар растворителя:

        Растворяет многие лек. средства и смешивается с 12 частями воды, этанолом, хлороформом, жирными и эфирными маслами, которые применяются, главным образом, в лек. формах для наружного применения.

Отрицательные стороны эфира, как растворителя:

  1. Пары эфира ядовиты, они имеют склонность опускаться на пол, очень подвижны и могут накапливаться на далеком расстоянии от источника испарения эфира.
  2. Воспламеняется при температуре 400, поэтому работа с эфиром требует особых осторожностей.

4. ГЛИЦЕРИН — GLYCERINUM.

Применяемый в медицине содержит 12-16% вода, это вязкая жидкость,

сладкого вкуса; в которой хорошо растворим калия йодид, цинка сульфат, натрия гидрокарбонат, анестезин, танин и др. Гигроскопичен, смешивается с водой и спиртом во всех соотношениях, почти не растворим в эфире, не растворим в жирных маслах.

5. МАСЛА РАСТИТЕЛЪНЫЕ — ОLЕА PINQUIA.

        Из растительных масел чаще всего используют персиковое, миндальное, подсолнечное масла, полученные холодным прессованием, хорошо отстоявшиеся желтоватого цвета.

        Жирные масла смешиваются с эфиром, хлороформом, бензином, эфирными и миндальными маслами, не смешиваются с этанолом, (кроме касторового масла) и водой. В жирных маслах растворимы ментол, камфора, фенол, эфирные масла и др.

6. МАСЛО ВАЗЕЛИНОВОЕ —

OLEUM VASELINI seu PARAFFINUM LIQUID UM.

        По своему качеству должно соответствовать требованиям НД. В вазелиновом масле растворимы фенол, тимол, камфора, йодоформ, бензойная кислота и ряд других лек. средств. Нерастворимо в воде и этаноле, растворимо в эфире, хлороформе, бензине. Смешивается с растительным маслами (кроме касторового). Ниже — 50 С застывает.

Биофармацевтичеcкие аспекты ЖЛФ.

(на уровне представления).

При изготовлении ЖЛФ следует помнить, что на фармакологическую

активность их существенное влияние оказывает:

  • вид лек. формы,
  • путь введения в организм,
  • формы частиц (полиморфизм),
  • использование специальных технологических приемов и  вспомогательных веществ, при изготовлении растворов.

        Лек. средство, введенное в организм в виде раствора быстрее всасывается и оказывает свое лечебное действие, в сравнении с порошком.

        Лек. средство в виде раствора, введенное перорально и в виде инъекций, оказывает различное действие на организм, т.к. при пероральном применении лек. средства подвергаются воздействию ферментов ЖКТ, а при инъекционном введении лек. средство в неизмененноМ виде попадает в кровь.

        Различные полиморфные модификации одного и того же лек. средства обладают различной растворимостью, имеют разную температуру плавления, стойкость к окислению, а это в свою очередь влияет на скорость всасывания лек. средств, их стабильность в лек. формах.

        Используя специальные технологические приемы и вспомогательные лек. средства при изготовлении ЖЛФ можно замедлить растворение, всасывание лек. средств и таким образом продлить пребывание лек. средства в организме, что важно при хронических заболеваниях, когда необходимо присутствие лек. средства в организме в течение длительного времени (например — лек. средство, хорошо растворимое в воде, измельчают и вводят в нерастворенном виде используя масло в качестве растворителя).

7. ДИМЕКСИД – DIMEXIDUM

Гигроскопичная жидкость, без цвета, с характерным запахом и вкусом. Отнесен к маловязким растворителям. Легко смешивается с водой очищенной, этанолом, хлороформом, эфиром. Не смешивается с жирными и минеральными маслами. Ввиду высокой растворяющей способности димексида растворы многих лек. средств в нем могут быть получены без нагревания (йод, анестезин, ментол растворяются при комнатной температуре 1:1, кислота салициловая 1:4, новокаин 1:10).

Процесс растворения лек. средств.

 (на уровне представления).

        Растворение является основной стадией изготовления растворов. При растворении твердых лек. средств можно условно выделить следующие стадии:

  1. контактирование поверхности  твердого тела с растворителем,  сопровождающееся смачиванием, адсорбцией и проникновением растворителя в микропоры твердого тела;
  2. взаимодействие молекул растворителя со слоями лек. средства на поверхности раздела фаз, сопровождающиеся сольватацией молекул или ионов и их отрывом;
  3. переход сольватированных молекул или ионов в жидкую фазу;
  4. выравнивание концентраций во всех слоях растворителя.

        Важной особенностью процесса растворения является его самопроизвольность. Достаточно простого соприкосновения растворяемого вещества с растворителем; чтобы через некоторое время образовалась однородная система - раствор.

        При выборе растворителя, чаще руководствуются старинным правилом: «подобное растворяется в подобном». Практически это означает, что для растворения какого-либо лек. средства наиболее пригодными являются те растворители, которые структурно сходны и следовательно, обладают близкими физико-химическими свойствами.

        Лек. средства обладают разной способностью к растворению в воде и др. растворителях. Сведение о растворимости приводится в частных статьях ГФ-Х. Например, растворимость 1:20 говорит о том, что в 20 мл растворителя может раствориться не более 1,0 лек. средства.

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ № 10

1. ЖЛФ – это дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсионной среде.

2. ЖЛФ классифицируются:

I. По способу применения:

1. Для наружного применения.

2. Для внутреннего применения.

II. По степени дисперсности лек. средств:

1. Истинные растворы.

2. Растворы ВМС.

3. Коллоидные растворы.

4. Суспензии и эмульсии.

5. Комбинированные системы.

III. По природе дисперсионной среды:

1. Водные – растворителем является вода очищенная.

2. Неводные  - в качестве растворителей используют спирт, эфир, глицерин, масла.

Воду очищенную можно получить:

  • дистилляцией;
  • обратным осмосом;
  • ионным обменом и другими способами.

Чаще всего воду очищенную получают методом дистилляции в аквадистилляторе, который состоит из:

  • камеры испарения;
  • конденсационной камеры;
  • холодильника;
  • сливной трубки;
  • уравнителя;
  • брызгоотражателя.

Вода очищенная хранится в сборщиках, на которых указывается:

  • дата получения;
  • № анализа;
  • подпись проводившего анализ.

Срок хранения воды очищенной в аптеке 3 суток.

Неводные растворители:

а) летучие

1. спирт этиловый

а) растворяет многие лек. средства, которые не растворяются в воде.

б) спирт растворы устойчивы при хранении, т.к. спирт обладает бактерицидным действием.

в) хорошо смешивается с другими растворителями

  • летуч
  • огнеопасен
  • фармакологически индифферентен

б) вязкие:

1. Глицерин – используется как растворитель для изготовления лек. форм для наружного применения.

2. Растительные масла – в них растворяются ментол, камфора, тимол, фенол, которые не растворяются в воде.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Растворители

Вода очищенная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....

Методическая разработка «Химические методы анализа лекарственных средств VI группы периодической системы Д.И.Менделеева»

В производственной аптеке лекарственные средства подвергаются химическому виду контроля. Для некоторых лекарственных средств этот вид контроля является выборочным, для других же - обязательным. Чтобы ...

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...

Методическая разработка по Технологии изготовления лекарственных форм.

Методическа яразработка к практическому занятию по фармацевттической технологии...