Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.
методическая разработка на тему

Волкова Валентина Александровна

Орфограммы безударные гласные - самые частые орфограммы русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom.docx592.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Орфограммы « безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.

     Орфографический навык, как и любой другой – это « автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации « компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс.

Длительная работа над изучением темы « Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» продолжается поэтапно, от простого к сложному.

1)Определение ударных и безударных гласных в слове и предложении:

Бежит, граница, вершина.

2)Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные / работа с группами слов/ :

Белый, белок, белеет, побелел.

3) Безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные в родственных словах:

Хитрец, хитрый, хитрит;

Мясо (А как напишем?) м*сник, м*сной?

 Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.

При изучения правила желательно применить проблемный метод ли метод развивающего обучения. То есть ввести ребёнка в ситуацию исследования, что является необходимым условием успешного обучения.

Безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение. А вопрос обучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.

Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе. Чтобы усвоение правописания проверяемых безударных гласных шло успешнее, учителю необходимо иметь ясное представление о том лексическом материале, который может быть использован в разных классах.

         Для примера приведу задания при изучения правила « Безударная гласная, проверяемая ударением»:

Задание № 1

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

Задание № 2

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Задание № 3

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Задание № 4

Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Задание № 5

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 6

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

Задание № 7

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Слова

Ответы

1

2

3

4

Взгл.нуть

И

Я

Я

Я

Д.леко

А

А

А

О

Ч.стота

И

И

И

И

Тр.щать

Е

Е

И

Е

Пч.ла

Е

И

Е

Е

З.рно

Е

Е

Задание № 8

И

Е

http://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/30/s_592d1d2c82070/s636179_0_3.png

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1285/0006197c-7b76cf63/hello_html_87fb4f3.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/014e/00060845-8844d3c9/hello_html_1158e041.jpg

Задание № 9

Прочитай. Расставь ударение. Вставь пропущенные буквы. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Цв..тущий, цв..т, цв…тастый, цв…точный.

З…мний, з…ма, з…мовать, з…мушка, з…мовье.

Пр...мой, выпр..мил, пр..мо, пр..мота, напр..мик.

Л..дник, л..довый, л..д, л..дышка, подл..дный.

Р..довой, р..док, р..д, р..дочек, нар…ду.

Л..ства, л..сток, л..ст, л...стовый, л..стик.

Задание № 10

Обозначьте в словах ударение, соедините линией проверяемое и проверочное слово

г_ра                     зонт

ст_на                    стены

з_ма                     глаз

гл_за                     зимы

з_нты                    горы

с_ды                    сад

цв_ты                    стриж

стр_жи                  цвет

Таким образом, при работе над безударными гласными у учащихся необходимо формировать следующие умения:

  1. четко представлять, что такое орфограмма;
  2. умение «видеть» и «слышать» ее в речи;
  3. умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.
  4. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности ориентация в морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение

Список литературы

  1. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007
  2. А.А. Форощук, Л.Е. Форощук «Учебное пособие  по русскому языку для начальной школы», ИКФ «Сталкер», 1997
  3. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». Издательство «Просвещение», 2009, 2010
  4. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. Домашний репетитор по русскому языку. М., Айрис-пресс, 2002
  5. Журнал «Управление начальной школой», изд. ЗАО «МЦФЭР», №3, март 2010, с. 4-17
  6. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. Критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей. М., «Просвещение», 2009
  7. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).

Данный материал содержит 12  тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в   формате ЕГЭ по русскому языку....

Занятие по теме "Чередующиеся безударные гласные в корне слова"

Занятие было проведено  в группах технических специальностей с целью отработки умений видеть данную орфограммы и писать грамотно. Цель  и задачи, поставленные в начале урока, были решены....

Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне

Памятка способов проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова. Варианты проверки с примерами....

Безударные гласные в корне слов.

Проверочная работа по безударным гласным в корне, состоящая из нескольких индивидуальных карточек...

Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"

Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...