Концептуальное изложение профессионального опыта преподавателя дисциплин профессионального учебного цикла Акатьевой Анастасии Николаевны
материал на тему

Акатьева Анастасия Николаевна

Концептуальное изложение профессионального опыта

преподавателя дисциплин профессионального учебного цикла

Акатьевой Анастасии Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akateva_a.n._kontseptsiya.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение профессионального опыта

преподавателя дисциплин профессионального учебного цикла

Акатьевой Анастасии Николаевны

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

 А. Дистервега

Одно из условий успешного развития профессиональной образовательной организации – высокая степень профессионализма преподавателей. Именно педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь обучающихся в колледже была интересной и успешной, а после получения диплома он смог найти свое место в жизни и сделать карьеру. Динамично развивающийся рынок труда предъявляет к специалистам все новые требования – производству необходим работник высокой квалификации с творческим подходом к производственной деятельности.

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностных компетенций будущего специалиста. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

Мое педагогическое кредо созвучно с высказыванием известного ирландского писателя Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность».

Я убеждена, что предназначение педагога – научить студента самостоятельности в самом широком смысле этого слова. Несомненно, гораздо проще передать ему определенную сумму знаний и отойти в сторону: я сделал свое дело. Гораздо сложнее научить студента добывать знания, получать умения, чтобы он в будущем смог поделиться опытом с теми, кто в силу тех или иных обстоятельств не в состоянии это сделать.

Обучающийся не должен оставаться пассивным потребителем знаний. Он должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Цель   моей педагогической деятельности - формирование личности, способной к самообразованию и самореализации.

Для достижения поставленной цели   определяю следующие задачи:

  1. Создание оптимальных условий для самостоятельного получения знаний;
  2. Применение приобретённых знаний для решения познавательных и практических задач;
  3. Развитие системно-логического мышления;
  4. Освоение индивидуальных способов деятельности;
  5. Формирование профессиональной направленности студентов;
  6. Воспитание социально-активной личности.

В решении поставленных задач используются следующие принципы практико-ориентированного обучения:

  • приобретение и усвоение знаний (компетенций) должно осуществляться в активной, а не в пассивной форме. Нужно переходить с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности обучающегося. Роль педагога «…не столько учить, сколько подавать мысль, не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать свои планы, сколько отвечать на призыв к руководству»;
  • усиление мотивации к обучению, так как стимулированию интереса студента к образовательному процессу уделяется особое внимание. «Задача обучения заключается в объединении потребности обучающихся с воспитательными и образовательными целями»;
  • обеспечение исследовательской свободы, т.е. предоставление студентам возможности выбора исследовательской задачи или проблемы, без которой не могут развиваться «деятельностные умы».

На мой взгляд, в работе современного педагога должны использоваться новые технологии обучения с практическим применением знаний, способных подвигнуть обучаемых на эксперимент.

В процессе обучения студентов использую методы:

• кейс – метод - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;

• метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, матриц, символов;

 • метод причинно-следственного анализа, позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления.

Одним из возможных направлений развития и модернизации колледжа является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций специалиста. Я считаю, что одной из главных задач преподавателя, помимо обучения студента, является развитее в нем следующих характеристик:

 личностных качеств;

 профессиональной компетентности;

предрасположенности к профессиональной деятельности и профессиональной готовности.

Качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены, в первую очередь, на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса. Данного качественного изменения возможно добиться только в случае правильной подготовки студента и правильной подготовки преподавателя.  

Однако, не стоит забывать и о том, что кроме студента и преподавателя в образовательном процессе есть еще один немаловажный участник – работодатель.

Уже много лет моей профилирующей дисциплиной являются основы предпринимательской деятельности, целью изучения которых является формирование знаний по основам предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

В рамках сформулированной цели решаются следующие задачи:

-  познакомить студентов с основами правового регулирования предпринимательской деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности и повседневной жизни.

На своих занятиях стараюсь преподносить темы проблемного содержания и строю занятия по модели решения проектной задачи, стараюсь использовать связь с другими междисциплинарными курсами.

При внедрении практико-ориентированного подхода используются такие формы, как урок на производстве, урок-экскурсия, мастер-классы. Оказываясь в условиях реального производства, студенты открываются с самой неожиданной стороны и проделывают такой объем работы, который немыслим в стандартной учебной обстановке. Одновременно повышается интерес обучающихся к выбранной специальности. Однако трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение студентов без участия в этом процессе и активной поддержки партнеров-организаций.

Наиболее осуществимые и применяемые в колледже формы участия работодателей в учебном процессе:

  • тематические встречи со специалистами;
  • конференции по результатам практик c участием работодателей;
  • экскурсии на специализированные выставки и встречи со специалистами;
  • предоставление работодателями стажерских площадок для студентов и преподавателей;

Развитие способностей к обеспечению собственной занятости путем разработки и реализации бизнес-идей наиболее эффективно осуществляется через кружковую работу. В рамках функционирования кружка «Я - будущий предприниматель» систематически проводятся мероприятия, способствующие развитию предпринимательских компетенций обучающихся: совместно с Агентством стратегических инициатив организуются встречи с успешными фермерами России (приняли участие 120 человек), ведется обучение в «Школе социального предпринимательства» и «Школе фермеров» с выдачей сертификатов (2 и 10 человек соответственно), сорок обучающихся стали участниками третьего международного  форума «BusinessTeen». На городской деловой игре «Миллион», проводимой по инициативе Ялуторовского отделения ТРО ООО «Опора России», обучающиеся на практике смогли реализовать полученные предпринимательские компетенции, создав виртуальный бизнес (25 человек).

В рамках тесного сотрудничества с Центром непрерывного аграрного образования Тюменской области, при реализации сетевого проекта «Агропоколение» организуются мероприятия, способствующие совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ области и овладению школьниками основами предпринимательской деятельности. В 2017 году была проведена квест-игра «Агрофирма», участниками которой стали учащиеся 7 муниципальных районов Тюменской области.

Считаю, что вопрос систематического контроля является одним из основных в учебном процессе. Для проверки качества знаний, умений и навыков необходима универсальная методика отслеживания успешности освоения предмета. Накопление оценок в журнале не дает четкого представления о качестве успеваемости, поэтому моя работа может быть подвергнута критике. Значит, форма контроля за ходом учебного процесса должна быть близка к реальному положению дел, а результативность легко сравнима. С этой целью я осуществляю предметный мониторинг по ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают достаточно успешное его усвоение и продвижение в практике его применения, для этого разработаны: методическое пособие для самостоятельного изучения учебного материала и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности».

Сбор информации в течение последних трех лет позволяет мне сделать вывод о результативности моей работы и о качестве полученных знаний, а значит, откорректировать свою деятельность.

Я полагаю, что для успешной педагогической деятельности необходим тесный контакт и содружество между педагогом и обучающимся, а этого можно достигнуть выдержкой, уважением к личности и профессионализмом. По результатам обследований, проведенных председателем предметной цикловой комиссии технологии и управления, 91% студентов чувствуют себя на моих уроках комфортно, 96% - удовлетворены знаниями, полученными на занятии, 100% - понимают цели деятельности.

Качественная успеваемость по дисциплине составляет 76-82%.

Я систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые информационные технологии.  

Считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда РФ».

Представлена авторская МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защ...

Эссе "Я - преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла"

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»Эссе«Я - преподаватель дисциплин профессионального цикла» «Профессию надо выбрать одну и на всю жизнь». Вот  уже идёт мой  тринадцатый учебный...

КОНЦЕНПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

КОНЦЕНПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Включение логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность дошкольников. Моторина Алёна Сергеевна,воспитатель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Портфолио преподавателя дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека Лебедевой Татьяны Николаевны (ознакомительные фрагменты)

Аттестация преподавателей по современным требованиям обязывает  создание электронного портфолио, которое включает документы, таблицы, награды, методическме материалы и другие, показывающие резуль...

Концептуальное изложение профессионального опыта

Концептуальное  изложениепрофессионального опыта...