статья
статья на тему

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ В ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hasanovoy_g.f.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Ф. Хасанова

ПРИМЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»)

Ключевые слова: интерактивные карты, виды интерактивных карт, платформы для создания слоев интерактивных карт, внедрение их в учебный процесс.

Аннотация: в данной статье рассматриваются виды интерактивных карт, платформы, на базе которых они создаются и осуществляется попытка внедрения их в учебный процесс с целью повышения качества образования.

В настоящее время в рамках реализации приоритетного направления «Образование» в учебный процесс активно внедряются информационные технологии. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса [1]. 

Одним из наиболее перспективных направлений внедрения IT-технологий в учебный процесс является применение, разработка интерактивных карт. Интерактивная карта — это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера представляющая собой визуальную информационную систему. Важно отметить, что для интерактивных карт расширяется понятие информативности [2].

Исходя из определения «интерактивные карты» их можно разделить на две группы:

1) интерактивные программно-зависимые. Они формируются на базе существующих программных обеспечений, как Mapinfo, Panorama, Microstation и других картографических программ. Несмотря на то, что данные проекты являются коммерческими, некоторые из них дают возможность обучения на безвозмездной основе в образовательных учреждениях (Mapinfo).

2) интерактивные программно-независимые создаются на основе уже существующих базовых онлайн карт, на которые наносятся соответствующие слои. Для создания данных карт нужны лишь необходимые данные и компьютер с доступом к сети Интернет (MapEditor, GISFile, Animaps, Kartograph и др.).

Существенными преимуществами интерактивных карт являются: 1) визуализация процессов и явлений, происходящих на земной поверхности; 2)  моделирование объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности; 3) интеграция их в мультимедийные комплексы с последующим размещением на образовательной платформе (Moodle и др.), а также редактирование картографического изображения и легенды. Последнее обстоятельство создает предпосылки для формирования комплекса практических междисциплинарных заданий различного уровня сложности. Это дает возможность организации индивидуальной и дифференцированной работы на качественно новом уровне, формированию навыка обработки большого объема информации и выделении необходимого материала; отработки в интерактивном режиме базовых умений и навыков; организации самоконтроля; усиление значимости экспериментальной, творческой и проектно-исследовательской деятельности.

Интерактивные карты на уроках дисциплины «Основы геодезии» могут применяться в широких пределах. Например, на уроках освоения нового материала интерактивные карты уместны при изучении темы: «Методы проекций в геодезии». Во-первых, демонстрация видов проекции в онлайн режиме создает условие их визуализации, способствуя восприятию, следовательно, высокого усвоения материала (путем создания слоя в MapEditor). Для повышения познавательной активности учащихся предлагается с помощью своих смартфонов получать доступ к сайту www.thetruesize.com, в котором они могут перемещать любую страну мира в любом направлении и убедиться в том, что проекции сильно искажают реальные размеры территорий, и крайние северные и южные части планеты сильно «растянуты». Для создания проблемной ситуации демонстрируются инновационная проекция, разработанная японскими учеными (www.alphagraph.com), позволяющая рассуждать с учащимися о существовании новых подходов и постоянных поисков способов наиболее точного отображения земного шара. Для закрепления полученных знаний учащимся необходимо найти в сети Интернет карты, разработанные в разных частях света (в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии), определить проекцию, и предположения, как выглядела бы карта, если данная проекция применялась бы для изображения территории Российской Федерации. Алгоритм работы будет заключаться в поиске соответствующих карт, создании нового слоя в интерактивной карте (MapEditor) и анализ полученного результата.

Также высокоэффективно работать с интерактивными картами в образовательной платформе Moodle, где учащимся предлагается создавать новые слои, в соответствии с поставленными задачами (для тем: «Рельеф местности», «Опорное геодезические сети» и др.).  

Таким образом, следует подчеркнуть, что современные инструментальные средства позволяют создавать различные учебно-информационные материалы, дающие возможность повышения познавательной активности учащихся, которые положительно сказываются в образовательной деятельности.

Список использованных источников

1. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения [ Электронный ресурс] // Молодой ученый. –2013. – №4. – С. 544-547. – URL https://moluch.ru/archive/51/6685/ (дата обращения: 12.03.2018).

2. www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641413 (дата обращения: 12.03.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....