Индивидуальная работа с учащимися
статья на тему

Новикова Марина Германовна

Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл id.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

    Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

 Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы

    Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематический анализ достигнутых результатов.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

  1. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации   воспитанников училища.
  2. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
  3. Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников,  изучение особенностей личности:
  • Изучение личностных особенностей учащихся
  • Диагностика  развития личности.  
  • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
  • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
  • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
  • Развитие форм, средств и способов общения.
  • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
  • Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
  • Помощь в повышении уровня воспитанности
  • Помощь в овладении новыми знаниями.
  • Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
  2. Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

  1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
  2. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
  3. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
  4. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
  5. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
  6. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  7. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
  8. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
  9. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

  1. Изучение документов личного дела .
  2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе..
  3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
  4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
  5. Использование наказаний: порицание, выговор.
  6. Учет нарушений ПВР.
  7. Немедленное реагирование на нарушения поведения.
  8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
  9. Групповые психологические(с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
  10. Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
  11. Моделирование проблемных ситуаций.
  12. Использование критики.
  13. Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  14. Воспитание успехом.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии  с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание   правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.

Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:

  • Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
  • Отношение к внешнему облику, речевая культура.
  • Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
  • Как адаптировался в коллективе.
  • Преобладающие эмоциональные состояния.
  • Развитие волевых качеств.
  • Отношение к порученному делу
  • Отношение к учебе.
  • Нравственная культура.
  • Отношение к родителям, родным.
  • Отношение к самому себе.
  • Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
  • Нарушения в поведении.
  • Поощрения.

Воспитатель своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:

  • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
  • Уровень развития познавательных способностей.
  • Способность работать самостоятельно
  • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
  • Работоспособность на уроке.
  • Мотивация учения
  • Устойчивость познавательных интересов.
  • Методы коррекции на следующий период.

Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:

  • Состояние эмоционально-волевой сферы.
  • Уровень тревожности.
  • Уровень агрессивности.
  • Нравственная культуры подростка.
  • Самооценка.
  • Уровень притязаний.
  • Общительность
  • Самокритичность
  • Стремление к успеху.
  • Развитие волевых качеств
  • Самоконтроль

В  коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На  первом собрании учащиеся выбирают актив класса,   распределяют поручения.

Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся

Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся...

Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...

Учебно-методическое пособие по рисунку для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Учебно-методическое пособие разработал скульптор, дизайнер, преподаватель выцсшей категории, член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников России и Международной Федера...

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями

Забота воспитателя о создании в отделении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с пои...

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....

Тематическое планирование индивидуальных занятий для учащихся группы повышенной тревожности.

Тематическое планирование индивидуальных занятий для учащихся группы повышенной тревожности. Данное планирование занятий несет индивидуальный характер для конкретного обучающегося. Темы и формы з...