воспитательский час "Дороги, которые мы выбираем"
классный час на тему

Сиплатова Ольга Анатольевна

Основное назначение конспекта «Дороги, которые мы выбираем» -  ознакомление с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе, а также способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dorogi_kotorye_my_vybiraem.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка  ………………………………………………………2
  2. Конспект занятия  ……………………………………………………………..4
  3. Литература  …………………………………………………………………..13
  4. Приложение  …………………………………………………………………14
  1.   Профориентация в интернете  ……………………………..…………...15
  2.   Памятка «Рекомендации по выбору профессии»  ......………………...17

Пояснительная записка

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь ребят в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь им в выборе дела по душе.

Основное назначение конспекта «Дороги, которые мы выбираем» -  ознакомление с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе, а также способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане.

Задачи занятия:

Коррекционно-развивающие: скорректировать профессиональные предпочтения воспитанников в выборе профессии.

Образовательные: расширить кругозор и знания воспитанников о профессиях; формировать интерес к профессиям, побуждать воспитанников к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Воспитательные: научить сопоставлять свои желания и возможности при выборе профессии, прививать уважение к людям разных профессий.

Данная разработка содержит основные структурные части: организационный момент, сообщение темы занятия, постановка целей, основная часть, рефлексия, итог. Каждая часть содержит сое логическое завершение.

Основная часть конспекта содержит: раскрытие понятия «профессия», проблемную ситуацию «Чей это выбор?», тестирование на выявление индивидуальных склонностей, указаны типичные ошибки при выборе профессии, а также правила выбора профессии,  практическое задание «Закончи предложение», упражнения для физической разрядки.

В итоговой части для ребят подобран видеоролик «Кем я хочу стать?», который позволит задуматься их над выбором жизненного профессионального пути.

Ране с детьми были уже проведены воспитательские часы по профориентации, поэтому данная разработка будет дополнением к данной теме и будет способствовать формированию представления у ребят о их жизненном и личном профессиональном плане.

Материал будет полезен для ребят подросткового возраста (8-9 классы).

Тема: «Дороги, которые мы выбираем»

Цель: Ознакомление с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе.  Способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: коррекция мыслительных процессов, скорректировать профессиональные предпочтения воспитанников, расширить кругозор воспитанников и знания детей о профессиях.

Образовательные: формировать интерес к профессиям, побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Воспитательные: научить сопоставлять свои желания и возможности при выборе профессии, прививать уважение к людям разных профессий.

Возраст воспитанников: учащиеся 8-9 классов

Вид занятия: воспитательский час

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: карточки с заданиями, листы для тестирования, памятка по выбору профессии, рекомендации интернет-ресурсов

ТСО: компьютер, телевизор 

Словарная работа: «потенциал», «отождествление», «веб-дизайнер», «камердинер», «менеджер»

Ход занятия

  1. Организационный момент

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонько, дружно сели.

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего занятия будет  присутствовать доброжелательная атмосфера.

  1. Сообщение темы и целей занятия. Вступительное слово воспитателя.

Наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться «Дороги, которые мы выбираем». Мы сегодня поговорим с вами о важности и ответственности правильного выбора профессии. В завершении нашего занятия вы мне ответите на вопрос: «Что нужно учитывать при выборе профессии?»

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою профессию? Проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сейчас, когда от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши  родители и имя. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни.

Перед вами много дорог и от того, куда вы пойдете учиться, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.

  1. Основная часть

Эпиграфом нашего занятия являются слова А.П.Чехова «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».

- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся)

Существует множество разнообразных профессий. Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

Один философ сказал, что человек совершает 2 главных выбора - это выбор спутника жизни и выбор профессии. Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой». Только через профессию человек может раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, а устроенная личная жизнь создаст человеку хороший тыл, что очень важно для любой профессиональной деятельности.

Сейчас для вас главным является учёба в школе, но не далёк тот час, когда вы окончите школу и вступите в новую пору своей жизни, где должны будите выбрать себе нужную профессию. Знакомство с профессиями вы осуществляете с раннего детства, только может, над этим никогда не задумывались, но уже сейчас вас обслуживают большое количество людей разных профессий.

- Давайте вспомним, люди, каких профессий работают в нашем доме?

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

- Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

- Ребята у вас наверняка уже есть желания - кто кем хочет быть?

Проблема профессионального самоопределения - одна из важнейших в жизни каждого человека, поэтому очень важно избежать ошибок, выбрать правильный путь получения профессии.

1) Выбор профессии за компанию. Многие выпускники, не имея ярко выраженной направленности и собственных интересов, идут учиться в учебное заведение потому, что туда поступает друг или несколько друзей. Часто такого человека постигает разочарование - ведь жизнь прожить надо свою, а не чужую.

2) Подчинение влиянию взрослых (родственников, воспитателей). С одной стороны, важно понимать, что близкие желают вам лучшего, но с другой -необходимо прислушаться к своим личным желаниям и интересам, т.к. работать в будущем по выбранной специальности придется именно вам. Необходимо принять ответственность на себя за свой профессиональный выбор.

3) Отождествление учебного предмета с профессией. Бывает, что учащиеся выбирают профессию и учебное заведение по принципу «меньшего зла»-куда легче всего поступить. Но ведь к любому экзамену, приложив усилия можно подготовиться и поступить учиться на подходящую именно вам специальность.

Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.    (Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.  (Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Проблемная ситуация « Чей это выбор».

Один ученый, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «давят» родители

- идут за модой

- ничего не знают о профессии, которую выбрали

- выбирают « за компанию»

- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии

- не имеют способностей и наклонностей к профессии

- подражают героям кино и телесериалов

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.

Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из своих интересов.                       В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.

Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.

В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

Конечно, что-то будет зависеть и от других факторов, но без этих трех профессиональных достижений просто не будет.

Памятка

А сейчас я хочу вам предложить памятки - рекомендации по выбору профессии.  (Каждому воспитаннику раздается памятка).

Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.

Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.

  1. Физминутка

Упражнение "Выбор" (физическая разрядка)

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»:

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

  1. Основная часть

А теперь давайте немного поразмыслим и выполним задание.

Практическая работа    "Закончи предложения":

1.        Люди работают ради …

2.        Настоящий труд – это …

3.        При выборе профессии люди часто не учитывают …

4.        В любом профессиональном труде самое важное …

5.        Счастье – это …

Пока дети заканчивают предложения, воспитатель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.  (Записали, зачитали).

Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Групповая работа

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа - список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны»

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессии:

1.        Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.

2.        Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.

3.        Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

4.        Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.

Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

Сеть Интернет предлагает ряд профориентационных ресурсов. Чем может быть полезен Интернет для школьников, находящихся на распутье выбора, и помогающих ему специалистов?

Во-первых, сеть Интернет предлагает ряд сайтов, где пользователь может познакомиться с секретами выбора профессии.

Во-вторых, зайдя в Интернет можно познакомиться с миром профессий.

В-третьих, Интернет предлагает подборку психологических профориентационных игр, приемов.

В-четвертых, в сети Интернет школьники могут пройти on-line профориентационное тестирование.

  1. Рефлексия

- Каждый для себя ответьте на вопросы, каждый вопрос соответствует определенному цвету жетона:

1. Что важного я сегодня узнала?

2. Что пригодится мне в будущем?

3. Какие профессии вас заинтересовали? (поднимают жетон нужного цвета)

Вспомните притчу, которую я вам уже рассказывала. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед.

Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу

  1. Итог

В начале нашего занятия я просила вас ответить на вопрос «Что нужно учитывать при выборе профессии?». Кто готов ответить на вопрос? (Ответы детей)

Просмотр видеоролика «Кем я хочу стать?»

Ребята, у вас еще есть время, подумать и ответить на этот вопрос. Я думаю, вы сделаете правильный выбор, и в этом я вам желанию удачи.

Профессий много на Земле,

Но выбирай любя.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая из них важна.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.

Подводя итог нашего общения, хочу привести слова К.Д. Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Литература

Интернет ресурсы:

  1. Сайт «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/npo-spo/sfera-obsluzhivaniya/library/2018/01/29/metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya
  2. Сайт «Первое сентября» http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550455/
  3. Сайт «Онлайн-тестирование» http://www.psi.lib.ru/test/geomtest.htm

Профориентация в интернете

Школьник не одинок в своем выборе профессии, сеть Интернет предлагает ряд профориентационных ресурсов. Чем может быть полезен Интернет для школьников, находящихся на распутье выбора, и помогающих ему специалистов?

Во-первых, сеть Интернет предлагает ряд сайтов, где пользователь может познакомиться с секретами выбора профессии.

С чего начать выбор профессии, какова технология выбора профессии, какие ошибки можно при этом допустить, какие факторы влияют на выбор профессии, как простроить свою карьеру – на эти и другие вопросы ответы можно найти на сайтах:

Во-вторых, зайдя в Интернет можно познакомиться с миром профессий:

  1. описаниями различных профессий
  1. должностными инструкциями работника той или иной профессии
  1. классификатором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды»
  1. рейтингами самых востребованных, высокооплачиваемых профессий

В-третьих, Интернет предлагает подборку психологических профориентационных игр, приемов, разработок занятий, которые могут быть использованы психологами, педагогами при индивидуальной или групповой работе с учащимися:

В-четвертых, в сети Интернет школьники могут пройти on-line профориентационное тестирование:

В-пятых, в Интернете психологи могут найти подборку психологических профориентационных тестов:

  • Сайт « Find –Job.ru» Тесты http://www.find-job.ru/test/(подборка из 7 тестов)
  • Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Авторские профориентационные методики Г. Резапкиной http://som.fio.ru/items.asp?id=10001987
  • Сайт «А.Я. Психология» Профориентационные тесты (более 50 штук) http://azps.ru/tests/indexpf.html
  • Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» Программа компьютерной проф. диагностики ДВУМЦ  http://som.fio.ru/item.asp?id=10014935
  • Сайт «Сетевое методическое объединение школьных психологов» АРМ Психолога-профконсультанта http://som.fio.ru/item.asp?id=10014934

Памятка

Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.

Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"

1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...

Открытый творческий воспитательский час "Путешествие по Китаю"

1.Организационный блок: Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги и ребята. Звучит китайская музыка. 2.Мотивационный блок: В Китае как Вы знаете и сам император и все его подданные – китайцы. Этими ...

Дороги, которые мы выбираем

Статья, предназначенная для работы по профориентации...

Эссе на тему :"Профессия, которую я выбираю"

В данной работе я описала причины по которым приняла очень сложное и важное для себя решение. Я решила стать учителем начальных классов. Поэтому я написала данное эссе...

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ «НЕФТЯНИК»

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ - «НЕФТЯНИК»Алиева Тамила и Сергеева Алина, студентки ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум», 3 курс Научный руководитель – Головина В...