Дороги, которые мы выбираем
статья

Бочкова Ирина Валерьевна

Статья, предназначенная для работы по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogi_kotorye_my_vybiraem.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова

Дороги, которые мы выбираем.

 (статья)

Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни -основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адаптации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психофизического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности

Название моей статьи выбрано не случайно. Именно так называлась тематическая неделя, которая проводилась в нашем учебном заведении в рамках Ресурсного центра профессиональной ориентации « Вектор».

    В жизни каждого наступает момент, когда нужно определиться, кем и каким быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в дальнейшей карьере. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое и  душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализовать себя в жизни.

  Профессиональная ориентация- это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы  проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи.

Подготовка воспитанников детских домов, детей-инвалидов к самостоятельной жизни - очень сложная и трудоемкая работа. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития.  Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей.  Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак,  А.М. Щербакова,  В.П. Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие

     Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

     В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.  Не менее важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния оптанта, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.

     Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

    Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий педагогов школ по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

          Поэтому особое внимание должно уделяться:

- комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» стал победителем в рамках конкурсного отбора инновационных социальных проектов, направленных на повышение доступности и эффективности социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Инициатором и организатором конкурса является Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Всего в конкурсе приняли участие более 400 проектов из разных регионов Российской Федерации, в число 26 победителей вошел проект ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» - Ресурсный центр профессиональной ориентации «Вектор».

Направление проектной деятельности - профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) замещающих семьях.

Целевая группа Проекта - воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовящиеся к выпуску и (или) к переходу в замещающую семью – 50 человек.

Проект направлен на комплексное решение практических и социальных проблем в сфере:

1)        профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2)        повышения престижа рабочих профессий и специальностей из перечня ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых  и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, и перечня профессий (компетенций) WorldSkills Russia;

3) поддержки и оказания квалифицированной помощи семьям и детям, оказавшимися в сложной жизненной ситуации (в мобилизации собственных ресурсов, налаживании социальных контактов, обучении,  формировании навыков общения) в решении вопросов выбора будущей  профессии.

Профориентационная программа на базе  ресурсного центра профессиональной ориентации «Вектор»  предполагает разработку и реализацию в сетевом формате  программ пяти модулей:

Модуль «Кулинарные фантазии» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Повар, кондитер», формирование умений по оформлению кондитерских изделий и нарезки овощей и фруктов в технике «Карвинг».

Модуль «Сказки  Флоры» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Флорист», формирование умений по изготовлению различных композиций из растений и цветов.

Модуль «Технарики» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Водитель», «Тракторист-машинист», «Механик», «Мехатроник», «Робототехника», формирование знаний по правилам дорожного движения, моделирование сельскохозяйственной техники в технике «пазлы», виртуальное вождение автомобиля и комбайна на тренажере и индивидуальное вождение автомобиля и трактора на учебном полигоне.

 Модуль «Ты - предприниматель» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Предприниматель», формирование умений по разработке и реализации бизнес-плана собственного предприятия.

Модуль «Волшебная иголочка» направлен на ознакомление с особенностями профессии «Модельер» и «Швея», приобретение практического опыта по изготовлению швейных изделий, объемных и плоскостных аппликаций из ткани, работы с бисером.

Также была проведена тематическая неделя « Дороги, которые мы выбираем».  На которой были определены следующие задачи:

·  содействие раскрытию творческого потенциала школьников, выстраиванию ими осознанных личностных и профессиональных планов;

·  организация тематического общения учащихся;

·  популяризация рабочих профессий;

·  организация профессионального общения педагогов и обмена творческими находками по вопросам профессионального и личностного самоопределения школьников;

·  оказание помощи учащимся в выборе профессионального учебного заведения.

     В программе тематической недели дети  узнали о тех профессиях и специальностях, которые есть  в нашем техникуме. Были предложены следующие номинации:

1)  Компьютерная презентация профессии (не более 15 слайдов).

 Цель: Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи:

Понимать значимость профессии в жизни людей.

Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение; речь- доказательство).

Развитие элементов логического мышления.

Предварительная работа:

 Рассматривание альбомов «Профессии сельского хозяйства».

 Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.

  Видеофильм о профессии;

  Рекламный ролик о профессии (короткий видеоролик или презентация, основная цель которых – прорекламировать профессию);

2) Семейное профессиональное древо.

 Древо может быть составлено как по горизонтали, так и по вертикали. Необходимо представить не только констатацию профессий, но и их личностное осмысление, отношение к ней, мотивы выбора

 Цель:

Формирование семейных ценностей на основе изучения профессиональных интересов поколений.  Привлечение интереса к составлению родословных, изучение истории семьи путем создания и презентации генеалогического древа.

 Задачи:

. Способствовать активизации совместной деятельности взрослых и детей. Расширять границы представлений ребенка о профессиональном прошлом и настоящем его семьи.

 Повышать личностную ответственность школьников за формирование профессионального самоопределения.

Ход : Ребята перед вами макет генеалогического дерева. И задача ваша заключается в том, чтобы оживить это дерево, разместив на нем себя, своих родных и близких. Вам нужно написать какие профессии есть в вашей семье.  Какие вы хотели получить –когда были маленькими детьми, затем –когда немного повзрослели. А наверху -та профессия, которую вы выбрали сегодня

3)Личный профессиональный герб

 Цели: – разработка эмблемы  для дальнейшего использования в качестве символики.

Задачи:

·  создание яркой, запоминающейся эмблемы

·  стимулирование творческого самовыражения учащихся

·  обмен творческим опытом;

·  развитие эстетического вкуса

Герб должен содержать от 4 до 6 секторов. Возможная тематика секторов:- цель, миссия профессии; - мои качества, необходимые для этой профессии; - события (люди) повлиявшие на мой профессиональный выбор; - символ профессии; - девиз профессии; - роль данной профессии в жизни нашего города; - плюсы данной профессии. При оформлении герба используются символические обозначения, использование слов разрешается только в секторе «девиз профессии»);

Соответствие символики представляемой профессии Соответствие девиза представляемой профессии Актуальность (востребованность на рынке труда) Наличие секторов Раскрытие смысла секторов Оригинальность Эстетичность (художественное оформление)

4) Профессия в картинках

Цель: Повысить уровень ориентации учащихся в мире профессии.

Задачи:

Создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствовать формированию навыка сотрудничества.

Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся о мире профессий.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда и трудовой деятельности.

Ход

У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание идти вперед.

Здесь вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

Ваша задача, как можно быстрее раскрасить предложенные вам картинки и угадать, изображенную на ней, профессию

  Разминка:

Назовите профессии:

Самая зеленая ( агроном)

Самая вкусная (повар)

Самая денежная ( бухгалтер)

Самая быстрая ( водитель

Все направления определены с учетом Перечня 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых  и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, и перечня компетенций, утвержденных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров  WorldSkills для  Национального чемпионата «Молодые профессионалы».

В содержание модулей включены дифференцированные многоуровневые практические задания для детей трех возрастных категорий: дошкольный (3-7 лет); младший школьный (7-10  лет);  средний школьный  (11-16 лет).

Функционирует интернет-форум для участников проекта и всех заинтересованных лиц. Приобретено современное оборудование.

Профессиональная ориентация – важный этап для детей-сирот. Деятельность ресурсного центра «Вектор» на базе Григорополисского техникума способствует повышению эффективности процесса выбора профессии и построения успешной профессиональной карьеры.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

 Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

 Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательский час "Дороги, которые мы выбираем"

Основное назначение конспекта «Дороги, которые мы выбираем» -  ознакомление с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе, а также способствовать формированию пр...

Имена, личности, судьба которых связана с Горьковской железной дорогой

В статье рассказывается о выдающихся личностях, судьба и жизнь которых была связана с Горьковской железной дорогой...

Эссе на тему :"Профессия, которую я выбираю"

В данной работе я описала причины по которым приняла очень сложное и важное для себя решение. Я решила стать учителем начальных классов. Поэтому я написала данное эссе...

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ «НЕФТЯНИК»

ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ - «НЕФТЯНИК»Алиева Тамила и Сергеева Алина, студентки ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум», 3 курс Научный руководитель – Головина В...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...

Учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме «Правила дорожного движения для пассажиров» к образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения

В работе представлена учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме ««Правила дорожного движения для пассажиров» к о...