тренинг трудоустройства
учебно-методический материал на тему

Ерофеева Татьяна Сергеевна

Тренинг трудоустройства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_trudoustroystva.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ «Я и профессия. Успешное трудоустройство»



Цель тренинга: Формирование навыков делового общения, необходимых для успешного прохождения собеседования с работодателем.

Ведущий. Найти хорошую работу – непростая задача. На рынке труда действуют свои законы, «ловушки» и подводные камни, приводящие к ошибкам того, кто к ним заранее не подготовился.

Процесс трудоустройства чем-то похож на сдачу вступительных экзаменов: кандидата придирчиво оценивают, задают ему каверзные вопросы, сравнивают с другими претендентами. И точно так же, как и перед экзаменами, его одолевают волнение, неуверенность в себе и сомнения в успехе. Наваливается стресс, который мешает сделать правильный выбор и заставляет необоснованно снижать свои запросы.

Этого допускать нельзя. Ведь нашей целью является найти работу лучше, а не хуже, предыдущей.

Знаете ли вы, по каким признакам  выбирают одного из нескольких подходящих кандидатов? Осознанно или нет, выбор осуществляется с учетом трех показателей: профессионального, поведенческого и личностного. По каждому из них успешный кандидат должен продемонстрировать совершенно определенные качества, иначе его ждет отказ.

Нужно понимать, что тренинг — не панацея от всех бед и не волшебная палочка. Но он дает возможность разобраться в себе, понять, что тебя по-настоящему интересует в жизни, какая деятельность помогает реализовать задуманное. Тренинг по трудоустройству позволяет стать чуть увереннее, позитивнее, интереснее для потенциального работодателя. Такой тренинг — это первый шаг на пути формирования имиджа настоящего профессионала.

Оснащение: флипчарт, листочки с липким краем.

Ведущий. Дайте ответ на вопрос «Что вы понимаете под подготовкой к собеседованию с работодателем?» (Готовность к деловым переговорам – резюме, этика деловых переговоров, примерные возможные вопросы работодателя соискателю, вопросы соискателя работодателю; внешний вид; уверенность; эмоциональная уравновешенность).

Студенты, озвучивая свои размышления, располагают листочки на флипчарте, обращая внимание участника тренинга на личные затруднения каждого в процессе подготовки к собеседованию.

Ведущий подводит итог.

Ведущий. Важно подготовить сценарий и эмоционально настроиться на встречу.

Оценка человека происходит в первые минуты. При этом 87 % информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, а только 9 % через слуховые и 4 % через другие органы чувств. У вас не будет второго случая произвести первое приятное впечатление.

Первое, на что обращают внимание – это внешний облик, а именно: лицо, телосложение (физический облик); одежда; манеры и поведение.

Внешность человека по отношению к его внутренней сущности выступает как форма по отношению к содержанию, они едины.

 Не забывайте, что по многочисленной статистике первой причиной отказа от кандидатов рекрутеры называют «жалкий внешний вид». Главные правила в стиле одежды – деловой костюм, тщательно отглаженный, чистая обувь. Для женщин – уместный, аккуратный, деловой макияж.

Вспомните о правиле «3 по 20»:

  1. 20 секунд – «встречают по одёжке»,
  2. 20 секунд – умение слышать, слушать, разговаривать,
  3. 20 секунд – умение строить коммуникацию (уметь общаться).

Упражнение 1. «Встречают по одёжке…»

Цель упражнения – закрепить представления участников об имидже делового человека.

Ведущий. Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гофман). Слово «имидж» переводится на русский язык как «образ». Одной из составных частей имиджа является одежда как часть эстетической среды. Выбор одежды, который вы делаете, создавая свой имидж, формирует определённое мнение о вас и о том, что вы сами о себе думаете.

Участникам предлагаются слайды с различными образами. Задача: отметить номера слайдов с образами делового стиля в одежде, найти ошибки в гардеробе образов на тех слайдах, которые не отображают деловой стиль.

Наряду с безупречной одеждой работодатель ждет от вас оптимистического эмоционального состояния. Поэтому важно уметь настроиться на успех: вспомнить все свои победы, можно использовать аутотренинг и средства самовнушения. И будьте готовы одинаково достойно воспринять и вежливый отказ в трудоустройстве, и активный интерес вплоть до приглашения на работу.

Упражнение 2. «Пять стульев» (по Н.И. Козлову)

Инструкция. «Перед вами — пять стульев, каждый из которых символизирует определенный уровень владения эмоциями. Эти пять стульев — пять ваших выборов.

Первый стул: «Я не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением эмоций».

Второй стул: «Внутренние переживания вне моего контроля, при этом я умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок».

Третий стул: «Я могу полностью контролировать внешнюю подачу себя, но мой внутренний мир малоуправляем».

Четвертый стул: «Я могу прекрасно контролировать внешние проявления моего поведения, но внутренний мир подвластен мне частично».

Пятый стул: «Я могу полностью контролировать как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу».

Вопросы и задания

· На каком стуле вы сидите сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

· На каком стуле вы хотели бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

· На каком стуле вам хотелось бы сидеть при проведении переговоров с работодателем?

Далее участники пробуют посидеть на выбранном стуле. После этого проводится обсуждение:

· Какие чувства я испытывал, сидя на выбранном стуле?

· Сложно ли было на нем сидеть? Что мне мешает реализовать выбранную позицию в жизни?

· Какие преимущества можно получить, находясь на выбранной позиции?

· Успешна ли будет выбранная позиция при переговорах с работодателем?

Упражнение 3. Деловые переговоры

Цель — выполнение упражнений, которые позволяют участникам отрабатывать навыки подачи себя работодателю в наиболее выигрышном свете.

Далее группа разбивается на подгруппы по три человека. В подгруппах разыгрывается ситуация собеседования с работодателем. При этом участники занимают следующие позиции: Работодатель, Посторонний наблюдатель, Кандидат на вакантное место. Кандидат на вакантное место должен стараться участвовать в собеседовании, находясь «на выбранном им стуле».

Каждой группе даётся задание-вопрос, которые они должны отработать.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в группе:

· соискатель рассказывает о своих ощущениях;

· работодатель дает оценку позиции данного соискателя;

· посторонний наблюдатель описывает ситуацию прохождения собеседования со стороны.

Ведущий. Идеальная схема собеседования, которую стоит планировать, выглядит так:

 - Краткий рассказ о себе, четко отрепетированный дома перед зеркалом (не более 5 минут).

- Ответы на вопросы работодателя.

- Активная часть ваших вопросов к работодателю.

- Завершение интервью в ключе: «Почему вы должны сделать предложение именно мне?».

 - Обсуждение компенсаций вашего труда и соцпакета.

- Обсуждение порядка дальнейших коммуникаций.

Интервью должно убедить работодателя принять именно вас, поэтому проследите, чтобы в вашем плане собеседования прозвучали три главных козыря:

- Ваши профессиональные компетенции подходят под требования вакансии, и вы готовы учиться и развиваться.

- У вас есть необходимые личностные качества и сильная внутренняя мотивация.

- Уровень оплаты труда соответствует вашим запросам, ваши карьерные планы – схемам продвижения сотрудников в компании.

Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании

Упражнение 1. Разыгрывается ситуация: вам необходимо ответить на вопрос: «Расскажите, чем вы занимались на последнем месте работы? (если нет опыта работы — в процессе стажировки, на практике)».

При выполнении задания следует проводить отработку следующего алгоритма ответа:

· Навыки и умения, которые вы использовали.

· На каком оборудовании вы умеете работать?

· Что входило в ваши обязанности?

· Навыки общения с другими людьми (коллегами по работе, клиентами, заказчиками).

· Продолжительность (если работали долгое время).

· Каков был ваш профессиональный рост (в случае, если получали повышение по службе)?

· Ваши обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе.

· Прохождение стажировок, повышения квалификации, обучающих тренингов.

Упражнение 2. Отработка навыков ответа на вопрос: «Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?» Участники должны научиться:

· отвечать во всех случаях «да»;

· описывать имеющийся реальный опыт профессиональной деятельности, позволяющий выполнять данную работу;

· в случае отсутствия достаточного опыта работы описывать другой имеющийся профессиональный опыт, свидетельствующий о профессиональных способностях, наличии навыков работы и знаний, возможности быстро вникнуть в суть дела, наличии живого интереса к будущей работе. Например: владение машинописью, иностранным языком, опытом работы с цифрами, навыками организаторской работы, хорошими навыками работы на компьютере и т.д.

Упражнение 3. Овладение навыком ответа на вопрос: «С какими машинами и оборудованием вам приходилось работать?»

Часто профессиональная деятельность предполагает использование машин, специального оборудования. Следует отработать навыки ответа с использованием следующего алгоритма:

· упомянуть имеющийся опыт работы с оборудованием, который может быть использован на том рабочем месте, по поводу которого происходит собеседование;

· описать опыт использования других видов машин, с которыми Вы знакомы;

· перечислить имеющиеся дипломы и свидетельства о специальной подготовке в области использования машин и оборудования.

Упражнение 4. Разыгрывается ситуация: Как ответить на вопрос: «На какую заработную плату Вы рассчитываете?»

Участники должны осознать наличие следующей дилеммы: при слишком больших претензиях можно не получить работу, при слишком низких требованиях будут стремиться постоянно недоплачивать.

В игровой форме необходимо отработать следующую стратегию поведения:

· избегать точного указания каких-либо цифр;

· быть уклончивым, но при этом разумным: «Я надеюсь на уровень оплаты, соответствующий качеству (объему, сложности) работы»; «Меня бы устроила оплата не ниже среднего уровня оплаты подобной работы».

Упражнение 5. Как ответить на вопрос работодателя: «Что вы знаете об этой организации?»

Перед прохождением собеседования желательно собирать информацию о компании (организации, фирме — ее продукция, режим работы, формы обслуживания клиентов, используемое оборудование и технологии работы, отзывы в прессе и т.д.). Желательно иметь информацию, позволяющую говорить о данной организации с позитивной стороны.

В процессе выполнения задания участникам тренинга необходимо отработать навыки сбора и последующего использования подобной информации. Отвечая на вопрос, участники должны упоминать, что организация занимается именно той работой, в которой они заинтересованы (видят перспективы для профессионального роста, видят возможность достойно зарабатывать, видят возможность профессиональной самореализации и т.д.).

Упражнение 6. Как правильно отвечать на вопросы: «Что вы можете нам предложить?», «Как вы думаете, почему мы должны принять на работу именно вас?»

Участники должны научиться перечислять свои положительные характеристики (даже если при этом им придется повторить то, о чем они уже говорили). Для этого используют следующую стратегию ответа.

Укажите:

· свою квалификацию;

· предшествующий опыт работы;

· профессиональные интересы.

Убедите:

· что вы надежный (исполнительный, инициативный, заинтересованный, трудолюбивый и так далее) работник;

· что вы способны выполнять данную работу качественно и в срок.

Упражнение 7. Что следует говорить, отвечая на вопрос: «Расскажите о себе»?

Участники отрабатывают следующий алгоритм ответа:

· выяснить, что интересует работодателя — профессиональные достижения или личная жизнь претендента;

· если работодатель заинтересован в ответе с акцентом на профессиональную жизнь, следует говорить о последних годах работы (о стажировках, прохождении обучающих тренингов и семинаров) делая акцент на своих профессиональных достижениях (реклама себя как профессионала).

Если работодатель заинтересован в информации о личной жизни, следует:

· показать, что есть интересы за пределами профессиональной деятельности;

· показать связь между личными интересами и профессиональной деятельностью;

· рассказать о своих семейных обстоятельствах в позитивном ключе;

· кратко рассказать о своей семье и воспитании (также в позитивном ключе).

Упражнение 8. Как правильно ответить на вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?» Участники обучаются находить и убедительно перечислять свои положительные качества по следующей схеме:

· профессиональное образование;

· профессиональные навыки;

· опыт профессиональной деятельности;

· профессиональные интересы;

· профессиональная ответственность и надежность;

· эффективность профессиональной деятельности;

· навыки общения с людьми (клиентами, деловыми партнерами, детьми).

Упражнение 9. Разыгрывается ситуация: следует ответить на вопрос работодателя: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Участники тренинга должны понять, что этот вопрос часто задают из вежливости. Поэтому следует научиться не спрашивать работодателя о частностях: примерном распорядке рабочего дня, возможности обедать в столовой и т.д. Участники в ходе выполнения упражнения должны научиться задавать один — два нейтральных вопроса, которые не повлияют на их восприятие работодателем негативным образом.

Примечание для ведущего. После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение: что получилось, что вызвало сложности. Группа может давать участникам рекомендации: как скорректировать свое поведение в более эффективную сторону.

Упражнение 10. Отработка навыков ответа на вопрос: «Почему вы ушли с предыдущей работы?» (если этот вопрос актуален для участников тренинга).

В процессе выполнения задания участники должны обучиться называть только те причины, которые характеризуют их с положительной стороны. Следует избегать таких ответов, как «Возникли разногласия с начальником, не устроил режим рабочего дня» и т.д. Работодатель должен быть уверен, что с новым сотрудником не возникнет нежелательных проблем. Примеры ответов:

· Работа была по контракту, срок контракта истек.

· Фирма закрылась.

· Направление работы было упразднено.

· Должность (но не вас) сократили.

· Приходилось слишком далеко ездить на работу.

· Появилось решение изменить сферу трудовой деятельности.

· Желание выстроить профессиональную карьеру.

Упражнение 4. «Трудоустройство»

Цель: тренинг процедуры собеседования с работодателем.

Трём участникам предлагается проиграть процедуру собеседования с работодателем.

Роль работодателей играют приглашённые специалисты с предприятия.

Остальные участники выполняют роль наблюдателей.

После завершения собеседования с тремя претендентами, ведущий задаёт вопрос участникам: «Кого, на ваш взгляд, работодатели взяли на вакантное место?», «Какие ошибки допустили не выбранные работодателями соискатели?

Заключительное слово ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр маркетинговых исследований и содействие трудоустройству выпускников

на сегодняшний день во всех СПО созданы подобные центры, делимся опытом о работе своего центра....

ККОС по предмету Основы поиска работы и трудоустройства. (профессия Электромонтер)

данный материал содержит тестовые задания, задачи для проведения зачетного занятия...

План-конспект урока по предмету «Основам поиска рабы , трудоустройства» для студентов 2 курса по профессии «Контролер Сберегательного банка»

План урока  написан на  тему "Технология поиска работы", освещены основные моменты ,которые необходимо рассмотреть на занятии. План урока  расписан по минутам: организационный мом...

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово

Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...

Проблема трудоустройства

В статье кратко рассказано об основных трудностях, с которыми сталкивается молодой специалист - выпускник техникума....

Статья: дисциплина «Основы поиска работы, трудоустройства», как неотъемлемая составляющая успешного трудоустройства выпускников

Статья посвящена правилам и способам поиска работы. Также приведен опыт успешного трудоустройства Колледжа...

Тренинг по успешному трудоустройству

Тренинг для выпускников по трудоустройству...