Беседа с родителями «Что дают Вашим детям занятия музыкой и почему необходима система домашних занятий?»
классный час на тему

Афанасьева Надежда Сергеевна

У меня в руках книга Филипа Шеппарда – профессора по классу игры на виолончели при Королевской академии музыки в Лондоне. Преподаватель Королевского колледжа музыки и Глава Оксфордской школы игры на виолончели и руководитель образовательных проектов в Гарлемском центре в Нью-Йорке, основываясь на своём педагогическом опыте написал книгу «Развивающая музыка». А ниже под заголовком идёт: «Пусть ваш ребёнок слушает – и развивает интеллект». Книга –руководство для родителей.

Автор задаётся вопросом: действительно ли музыка может внести свой вклад в развитие ребёнка? И даёт ответ:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_roditelyami.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

«Что дают Вашим детям занятия музыкой и почему необходима система домашних занятий?»

        У меня в руках книга Филипа Шеппарда – профессора по классу игры на виолончели при Королевской академии музыки в Лондоне. Преподаватель Королевского колледжа музыки и Глава Оксфордской школы игры на виолончели и руководитель образовательных проектов в Гарлемском центре в Нью-Йорке, основываясь на своём педагогическом опыте написал книгу «Развивающая музыка». А ниже под заголовком идёт: «Пусть ваш ребёнок слушает – и развивает интеллект». Книга –руководство для родителей.

        Автор задаётся вопросом: действительно ли музыка может внести свой вклад в развитие ребёнка? И даёт ответ:

- музыка способна оказать глубокое позитивное воздействие на умственное и физическое развитие вашего ребёнка;

-каждый ребёнок от природы обладает музыкальными способностями и только от родителей зависит, получат ли эти способности своё развитие;

- прослушивание музыки благотворно влияет на детей, но ещё лучше, если они сами начинают музицировать.

        В книге даны подробные ответы о доказательства на многочисленные вопросы, касающиеся данной проблемы. Вот некоторые из них и краткие ответы:

Вопрос: - Обладают ли дети врождёнными музыкальными способностями?

Ответ: - Дети появляются на свет с разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности.

Вопрос: -  Как музыка может влиять на интеллект?

Ответ: - Интеллект – это способность учиться и понимать что-то новое. Музыка помогает приобретать социальные и речевые навыки, повышает творческий потенциал и позитивно воздействует на физическое и социальное развитие ребёнка.

Вопрос: - Участвует ли музыка в процессе умственного развития ребёнка?

Ответ: - Несомненно! Умственные способности взрослых музыкантов отличаются от способностей людей, не имеющих никакого отношения к музыке, особенно в таких областях, как умение слушать, языковые навыки.

Вопрос: - Может ли музыка способствовать развитию умственной и физической координации ребёнка?

Ответ: - Обучение игре на музыкальном инструменте развивает моторику и координацию, что, в свою очередь, создаёт прекрасную основу для овладения любыми полезными в жизни навыками и позволяет контролировать процесс психического торможения. Игра на музыкальном инструменте требует хорошо развитой координации между разумом и телом.

        На уроках приходится очень часто сталкиваться с этой проблемой. Дети сначала совершают какое-то действие на инструменте и лишь потом их голова соображает, что действительно необходимо было сделать в данный момент. А должно быть всё с точностью наоборот. Сначала подумала голова, а потом выполнили руки, а вовсе не наоборот. Вот это и есть координация между разумом и телом, которую необходимо довести до достаточно быстрого темпа.

Вопрос: - Благотворно ли влияет музыка на память ребёнка?

Ответ: - Для того, чтобы заниматься музыкой, необходимо задействовать различные виды памяти. Вот некоторые из них: зрительная, моторная, эмоциональная, слуховая. Поговорим о них. Что такое зрительная память? Существует русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрительную память ещё называют фотографической, так она позволяет создать и сохранять в голове образ увиденного объекта. Создаваемые образы врезаются глубже в нашу память и позволяют хранить их как на фотоплёнке. Тренированная зрительная память существенно расширяет возможности человека. Для ребёнка достаточно один раз прочитать материал, заданный в школе и он его запомнил.

        Моторная память - это память при которой преимущественно запоминаются и легко воспроизводятся движения и всё, что с ним связано.Этот вид памяти необходим для специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и тонких движений ( для хирургов, музыкантов, артистов балета, акробатов, жонглёров, спортсменов). Моторная память необходима для овладения такими навыками, как вождение машины, работа на станке. Для запоминания какого-либо текста людям с хорошо развитой моторной памятью достаточно прочитать этот текст, шевеля губами или переписать его.

        Эмоциональная память – память на эмоционально окрашенные события. Иногда её называют «яркой» памятью. Эта память сохраняет чувства, пережитые в той или иной ситуации, которые в дальнейшей жизни выступают как сигналы, побуждающие к какому-либо действию, либо, наоборот, удерживающие от совершения какого-то действия.

        Слуховая память – одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов.

        Занятия музыкой, в особенности игра на инструменте помогает развить все эти виды памяти.

Вопрос: - Может ли музыка помочь развить социальные навыки?

Ответ:- Музыка позволяет нам включиться в окружающий мир, а также выделить то, что отличает нас от других людей. При помощи музыки дети выражают свои индивидуальные вкусы и предпочтения. Музыка помогает нам выражать своё отношение к культуре и тем самым очертить контуры собственной личности, определить своё место в мире.

Вопрос: - Может ли музыка положительно влиять на здоровье детей?

Ответ: - Выяснилось, что музыка способна снижать в организме уровень гормонов, вызывающих стресс, а также приводить в действие эндорфины, вызывающие чувство удовольствия. Кроме этого музыку можно рассматривать как прекрасный стимул для физической активности, так как даже у маленьких детей она вызывает побуждение к движению.

        Как доказывает автор в своей книге, музыка способствует развитию речевых навыков и математических способностей  ребёнка.

        После всего сказанного давайте вместе подумаем, необходимы ли домашние занятия детям? Понятно, что занятия музыкой ( имеются в виду активные занятия, а не пассивное слушание) являются очень большой дополнительной нагрузкой для ребёнка. И вот здесь крайне необходима ваша родительская помощь. Нужно суметь как можно более чётко организовать день своего ребёнка. В дальнейшем это сделает вашего ребёнка более организованным в жизни, научит его рационально распределять своё рабочее и свободное время.

        Помимо этого ребёнок получает большое интеллектуальное развитие, которое ему дают занятия по слушанию музыки, уроки музыкальной литературы, посещение различных концертов.

        Как мне кажется, я сумела вам доказать, что занятия музыкой только благотворно влияют на ваших детей. Теперь мне бы хотелось поговорить на тему: « А что это такое – исполнение музыкального произведения?» Я своим ученикам говорю, что сыграть понравившееся музыкальное произведение – это то же самое, что прочитать интересную книгу. На одном из первых уроков я им объясняю, что ноты, которыми записывается музыка, не что иное, как музыкальные буквы. А буквы музыкальные только потому, что они записывают не простые звуки, а музыкальные. Буквы складываются в слова ( музыкальные мотивы), слова – во фразы, фразы – в предложения, предложения – в абзацы ( музыкальные периоды). Таково строение любого музыкального произведения. Так вот своей задачей я считаю научить их читать ( и не просто читать , а выразительно) любой музыкальный текст.

        Точно так же, как в школе дети учат буквы, точно также и мы знакомимся со всей нотной грамотой. Но есть только одно «небольшое» отличие. В общеобразовательной школе дети учатся ежедневно и ежедневно на уроках закрепляют пройденный материал, а у нас занятия проходят только 2 раза в неделю ( и то только по специальности), а такой сложный предмет, как сольфеджио так и вообще одно занятие в неделю. И о развитии какой памяти и каких навыков можно говорить, если вся наша классная работа не подкрепляется домашней ежедневной подготовкой? Даже в учебных программах, по которым работает школа, отдельной строкой записана самостоятельная домашняя работа. Она крайне необходима, так как хоть это и «прочтение книги», как я это называю, всё равно это всё новое. Возьмём к примеру пианистов. Мы играем двумя руками и нашей задачей является научиться читать одновременно две строчки. Нам необходимо воспитать навык чтения не только слева направо, но и снизу вверх, так как в фортепианной музыке много аккордовой фактуры, а также многослойной.  Вот для примера небольшой тест. Я даю вам небольшое стихотворение, которое записано на нотном стане. Попробуйте его быстро и выразительно прочитать. Вы сами видите, насколько это сложнее, чем читать обыкновенную книгу.

        Каждый навык, который мы приобретаем на уроках, требует своего закрепления. А это возможно только в ежедневной домашней работе. Вот почему я очень приветствую посещение уроков родителями на первоначальном этапе обучения, чтобы вы учились вместе со своим ребенком и могли проконтролировать его дома. Систему в занятиях надо вырабатывать с самых первых занятий. Пусть по 15 минут, но ежедневно ( на первоначальном этапе), затем постоянно увеличивая время занятий.

        Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что тяга к музыке – это естественная реакция, способствующая развитию человека как личности. Движение под музыку стимулирует умственное развитие. Музыка может оказаться важнейшим фактором в развитии способности слушать, впитывать информацию и быстрее её усваивать.

        И ещё несколько слов хотелось бы сказать о таком немаловажном факторе в жизни ребёнка, как режим дня. Не думаю, что среди Вас есть такие, кто считает режим дня не важным для вашего ребёнка. Подумайте сейчас каждый про себя, кто из Вас контролирует режим дня?  А без Вас, уважаемые родители в этом вопросе не обойтись. Ребёнок не может самостоятельно организовать свой день, правильно распределить физическую и эмоциональную нагрузку, которая выпадает на него в течение дня.

        Современные дети, а очень часто и их родители, часто жалуются на большую загруженность и усталость своих детей. Но причина часто кроется не в том, что очень большой объём работы пришёлся на этот день, а в неумении правильно организовать свою работу. Организованный ребёнок умеет правильно планировать свои действия, выполнять их последовательно и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Сформировать чувство времени не сложно. Для этого необходимо приучить его к режиму.

        Под понятием режим понимается установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

        Требования к режиму просты.  Необходимо, прежде всего, чередование видов деятельности, обязательная прогулка, желательно и пищу принимать в одно и то же время. А главное — отход ко сну не тогда, когда закончатся все телевизионные программы или незавершенные дела родителей, а в строго отведенное время. Для младшего школьного возраста это 21 час. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров и организован.

Врачи установили своеобразные пики работоспособности школьников младшего возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии — с 8 до 11 часов утра. Потом идет снижение работоспособности, и второй подъем определяется с 16 до 18 часов. Поскольку ваши замечательные дети учатся в 2-х школах, смотрите, что получается. Как раз второй подъём активности приходится на время выполнения домашних уроков. А в период снижения работоспособности ваши дети находятся в школе искусств. Но это не значит, что им здесь трудно учиться.  Наоборот. Произошла смена деятельности. Плюс в школе искусств совершенно другие отношения между учениками и преподавателями. Мы являемся для них, прежде всего, старшими товарищами, друзьями, с которыми они могут поделиться своими секретами, проблемами, особенно подростки. Они легко могут с нами пообниматься. Я не думаю, что в школе общеобразовательной это допустимо. Там дистанция между учителями и учениками всегда строго соблюдается.

Днем важны две вещи — это обед и прогулка. Если ребенок не обедает в школе, то горячий обед после школы обязателен. Он  тоже должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок. Ни в коем случае ни бутерброды, всякие  лакомства, пирожочки и тому подобное. Это очень вредно для организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка.

Очень важно пребывание детей на воздухе, прогулки пешком. И школа искусств опять в этом является помощником.  Если ваши дети пройдут пешком на уроки и обратно, это и будет отличной для них прогулкой. Конечно, мы сейчас живем в другое время, мы стали богатыми, у большинства из нас есть машины, у нас в городе появилось такси. И, как следствие, мы перестали ходить пешком. Транспорт, безусловно, экономит значительно время, но с другой стороны, влияет на снижение двигательной активности в ущерб здоровью детей.

     Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщаться со всеми членами семьи. Для родителей важно общение с ребенком так же,  как и ребенку с родителями. Поэтому можно и поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить школьные новости, проверить уроки, собрать ранец. Вот на это тоже хочу обратить ваше внимание. Приучите ребенка собирать портфель с вечера – без суеты, без спешки. Причём папку для музыкальной школы тоже. Это поможет днём сберечь  несколько драгоценных минут и избежать излишней суеты. Тогда он ничего не будет забывать и меньше будет проблем в школе, особенно в средних и старших классах.

        И последний режимный момент – сон. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки, поэтому сон с 21.00 до 7.00 только отвечает требованиям.

       Подросткам можно спать чуть меньше — 8-9 часов, соответственно им ложиться лучше не позже 22.00. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями. Главное условие — темы для разговора должны быть спокойными.

      Еще на один момент хочу обратить ваше внимание. С одной стороны хорошо, что родители и, особенно бабушки и дедушки, заботятся о своих детях и внуках, встречают, провожают их в школу искусств. Но я хочу вас предупредить, чтобы в этой благодарной работе вы не упустили момент воспитания в детях навыков самостоятельности.  И чем раньше этот навык будет выработан, тем легче детям, а потом и взрослым, будет идти по жизни.                

Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует здоровому образу жизни. Невыспавшийся, сонный, задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственны в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.

        

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как уберечь ребенка от насилия"

Как уберечь ребенка от насилияВЕЧЕРИНКА...

Беседа с родителями .

"Причины ранней алкоголизации подростков"...

Беседа с родителями на тему "Дети и тактика семейного воспитания"

Материал специально подготовлен для разговора с родителями учеников. Описывает важность эмоциональных проявлений в семейных отношениях. Включает в себя  советы известных педагогов, пожелания псих...

Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»

Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»...

беседы для родителей о мяче

Игры с мячем весьма популярны, встречаются практически у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными....

Беседа с родителями. Тема: "Семья-островок толерантности"

Родительское собрание  "Семья – островок толерантности " Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях ...

Беседа с родителями "Искусство воспитания"

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что остав­лять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там,...