Словарь - мой друг и помощник
план-конспект урока на тему

К сожалению, современный молодой человек всё меньше и меньше читает серьёзную литературу, а словарь для многих книга, которую они никогда не брали в руки. Задача данного урока показать различные виды словарей, научить работать с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_slovaryah.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь - источник знаний

Цель урока: 

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению по теме «Виды словарей».

Задачи урока:

1) образовательная:  ознакомить учащихся  со словарями, видами и строением словарей, с их практическим применением, закрепить знания по этой теме, пополнить словарный запас учащихся.

2) развивающая:  развивать познавательный интерес, речь, память, развивать интеллектуальную, информационную и коммуникативную культуру школьников.

3) воспитательная:  воспитывать чувство любви к  русскому языку, коммуникабельность.

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма урока: интеллектуальная игра

Технология: ИКТ, игровые элементы.

Оборудование:  выставка видов словарей, высказывания о словах и словарях, интерактивная доска, эпиграф, слайды.

Ход урока:

 

I. Слово преподавателя

    Запишите ассоциации к слову словарь

       Человек не может знать обо всем на свете и хранить в памяти множество различных сведений. Что такое словарь, сегодня известно каждому. Если вы хотите узнать значение слова, его произношение, написание, особенности употребления, происхождение или вам нужно перевести это слово на другой язык, то пользуетесь словарями.

     Со словарями постоянно работают учёные, журналисты, писатели, преподаватели, студенты. Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями, - вот такое объяснение можно найти в «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова.

     Прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. В переводе с латинского «словарь» означает «собрание слов». Впервые оно было употреблено около 1225 года для названия книги, содержавшей латинские слова для запоминания. То, что принято считать первым, настоящим английским словарем, вышло в свет в 1552 году. Книга все ещё имела то же латинское название, но оказалась полезна тем, кто хотел научиться читать по-английски.

     Постепенно количество таких книг увеличивалось. Многие из них содержали только несколько тысяч слов, специально отобранных автором для какой-то определенной цели. Например, в одной книге слова размещались не по алфавиту, а по написанию или по произношению последних слогов. Как вы считаете,  для кого были предназначены такие словари? (Ответ учащихся.)

     Это был словарь рифм и предназначался он для поэтов. Составители первых словарей не делали попыток включить в книгу все слова – их целью было объяснить значение только трудных слов. Это было началом создания современных словарей. Огромным событием в России XIX века было издание «Большого энциклопедического словаря»

Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона в 86 томах. Его можно найти в библиотеках и в наши дни.

 

II. Эпиграф

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

(Самуил Маршак)

III. Запись в тетрадях. Выделяют два типа словарей:

 

 

Филологические                                                        Энциклопедические      

 

 

Толковые

 

Иностранных слов

 

Орфографический

 

Этимологический

 

Орфоэпический

 

Словарь фразеологизмов

 

Словари синонимов, антонимов,

Омонимов или паронимов

 

Топонимический и др.  

Двуязычный

Словарь-тезаурус-глоссарий

-Чтение словарных статей слов:

  • Словарь – 1.Собрание слов (в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другом язык. 2.Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном предложении, предложениях.

Тезаурус – 1.Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы. ( С греч.Сокровище)

  • Глоссарий – примерно то же, что словарь, только в него входят специализированные термины в какой-либо области. Каждый термин в глоссарии снабжен подробными комментариями и примерами

 4. Из какого словаря мы узнаем о значении и употреблении слов? (Из толкового.)

                             Словарь толковый – друг навеки,

                             Он сможет все растолковать.

                             Поможет он любому человеку

                             Умней и образованнее стать.

     Толкование слов не только литературного языка, но и народных диалектов вы найдете в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. Он был создан ещё в XIX веке, но до сих пор остается самым большим словарем: в нем свыше 200 тысяч слов.

     А все ли из вас знают и могут объяснить значения данных слов (карточка 1) со словами:

коверкать (портить, уродовать; неправильно, искаженно излагать, произносить);

строить (возводить, создавать какое-либо сооружение, здание или конструкцию; организовывать; созидать; выражать, формулировать; делать что-либо и пр.);

абориген – коренной житель страны, местности;

биография –описание жизни человека;

соболезновать – сопереживать, сострадать, сочувствовать в горе.

 

     5. В каком словаре собраны толкования иностранных слов? (Словарь иностранных слов.)

                             Всегда он показать готов,

                             Как без ошибки написать

                             Слова из разных языков,

                             И их значенье показать.

                           

                              А ты значенья этих слов

                             Без словаря назвать готов

                             И то же самое опять

                             Словами русскими сказать?

  

 Итак, вам нужно дать толкование иностранных слов (карточка 2) со словами:

 Игнорировать - не замечать ;

Вульгарный – пошлй, грубый, бестактный;

Толерантный – снисходительный, терпимый;

Актуальный – важный, насущный;

Оптимизм – жизнелюбие, жизнерадостность;

Миссия – роль, задание, поручение.

 

 

    6. Какой из словарей поможет вам писать грамотно? ( Это орфографический словарь ).

                             Он поможет тебе

                             Очень грамотным стать,

                             Он научит тебя без ошибок писать.

                             И подскажет всегда, слово как изменить,

                             Чтоб тебе не пришлось впросак угодить.

 

     Первый орфографический словарь Д. Н. Ушакова вышел в свет в 1934 году. Он предназначался для учащихся начальной и неполной средней школы, но стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и всех тех, кто имел дело со словом. В этом словаре имеется не только информация о написании слов и их вариантов, но и сведения о значении слов, их произношении.

     Нередко возникают трудные ситуации, когда очень сложно просклонять слово. М. Зощенко написал рассказ «Кочерга». В нем истопник одного учреждения (тот, кто нанимается топкой печей), просит директора обеспечить его шестью кочергами, поскольку ходить с одной раскалённой по коридорам и лестницам неудобно, да и небезопасно.

     Учащийся: «Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад.Шагая по комнате, директор диктовал: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесавши затылок, сказал машинистке: «Что за чёрт. Не помню, как пишется – пять коче…Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – тоже понятно. А пять? Пять – чего? Пять …»

      На этот вопрос не смогли ответить ни секретарь, ни ещё два служащих. Предложили позвонить в Академию, но решили обойтись своими силами и составили такую бумагу…»

    «До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать ещё пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать – пять штук».

    Как же все-таки правильно? (Ответ учащихся)

     Правильный ответ – кочерёг – дается в орфографических словарях. Желательно, чтобы словарь, которым вы пользуетесь, был издан недавно. Ведь с течением времени нормы русского языка меняются.

     Предлагаю вам выполнить задание: образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных (карточка3) со словами:

апельсин – апельсинов

качели – качелей

макароны – макарон

помидоры – помидоров

носки – носков

чулки – чулок

 

    7. Обязательно стоит хотя бы иногда заглядывать в словари этимологические. В них объясняется происхождение слов.

                                Ты загляни в него. Словарь

                                Всех слов истории расскажет,

                                И как что называлось встарь

                                Тебе напомнить может даже.

                                Здесь слово старое дано.

                                Подумай-ка, а что оно

                                Давно когда-то означало,

                                Каким сейчас названьем стало?

     Очень часто, читая произведения народного фольклора, древнерусской литературы, мы встречаем такие слова, которые сейчас совсем не употребляются. Ваша задача – записать современные названия устаревших слов. (Карточка 4) со словами:

Око – глаз

Перст – палец

Длань – рука, ладонь

Уста – рот человека, губы

Ланиты – щеки

Рамена – плечи

Чело – лоб

  8. Очень распространенной ошибкой при произношении тех или иных слов является неправильная постановка ударения. Чтобы избежать таких ошибок, надо пользоваться орфоэпическим словарем. Давайте проверим ваши знания в области орфоэпии

 ( карточка5) со словами:

    

Звонит, договор, торты, баловать, творог, красивее, каталог, жалюзи, феномен.

  9. Фразеологическое богатство русского языка собрано во многих словарях фразеологизмов.

                          Его раскрой скорее, тут

                          Слова крылатые живут

                          С пословицами рядом.

     Предлагаю вам расшифровать фразеологизмы (карточка 6) с оборотами:

Мартышкин труд – напрасный;

Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным;

Зарубить на носу – запомнить;

Ни к селу ни к городу – ни к чему;

Белая ворона – не такой, как все;

После дождичка в четверг – неизвестно когда;   

Море по колено – все равно;

 Обвести вокруг пальца – обмануть, обхитрить.

 10. Словарь может толковать не все слова, а какие-либо группы. Таковы словари синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. Словарь синонимов дает вам возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, помогает другими словами выразить ту или иную мысль, назвать тот или иной предмет.

                          Наш русский язык и велик, и богат,

                          Синонимы это всегда подтвердят.   

                          И разные с виду слова эти все же

                          Всегда говорят про одно нам и то же.

                          Сейчас докажешь это сам,

                          Найди синонимы к словам (карточка 7) со словами:

    

Человек – лицо, личность, персона, особа, индивид;

книга – труд, том, сочинение, сборник;

друг – доброжелатель, приятель, товарищ;

бояться – пугаться, опасаться, беспокоиться;

грустный – мрачный, невеселый, печальный;

опрятный – аккуратный, подтянутый, чистый.

 

     Словарь антонимов предложит нам слова, противоположные по смыслу.

                          Тем этот словарь интересен, что тут

                          Слова несогласно друг с другом живут,

                          Противоположны у слов здесь значенья,

                          Ведь это главное их назначенье.

 

Предлагаю подобрать антонимы к словам (карточка 8):

Радость – печаль;

Глупость – мудрость;

Нападение – защита;

Правда – ложь;

Горевать -  веселиться;

Отважный – трусливый.

11.Двуязычные словари (Словари-переводчики)

Задание: Переведите слова с иностранного языка на русский.

В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет? (Меч)

  • На языке коми: «син»- глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык слово «синлыс» (ресницы).
  • С итальянского языка это слово переводится как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово? (банкрот). Скажите по французский «пыль» (Пудра)
  • Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое? (Витраж)
  • Какой спортивный термин переводится с норвежского как «след на склоне»? (Слалом)
  • Какая известная нам порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии? (Спаниель)
  • По порядку он 9-й, а название его с латинского переводится как «седьмой». О чем идет речь? (Месяц сентябрь).

 12. Есть словари, которые помогают нам разъяснить то или иное название географического места. Это топонимические словари.

 

     Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. В этом вам помогут словари, справочники, энциклопедии по этике и культуре речи. Давайте учиться языку!

 

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

«Проверь себя»

  • Какой словарь объясняет значение слов?
  • Какой словарь показывает, как правильно писать слова?
  • Какой словарь рассказывает о происхождении слов?
  • Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?
  • Какой словарь объясняет значение заимствованных слов?
  • Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам?
  • Какой словарь содержит слова, имеющие противоположное значение?
  • Какой словарь помогает из одного слова образовать другие, используя суффиксы, приставки, окончания?
  • Какой словарь объясняет происхождение географических названий?
  • Какой словарь содержит историзмы и архаизмы?
  • Какой словарь содержит словоизменения и строения слов разных частей речи?

V. Подведение итогов урока.

Обобщение. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок.

VI.Домашнее задание: в качестве домашнего задания можно предложить составить один из несуществующих словарей (объемом 15 – 30 слов). Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) словарь моих любимых слов, 2) словарь самых главных (важных) слов,  4) спортивный словарь,5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т. д.

Карточка 1

  1. Строить – возводить, создавать какое-либо сооружение, здание или конструкцию; организовывать; созидать; делать и пр.
  2. Коверкать –
  3. Абориген –
  4. Биография –
  5. Соболезновать –

Карточка 2 1.Игнорировать – не замечать

2.Вульгарный –

3.Толерантный –

4.Актуальный –

5.Оптимизм –

6. Миссия –

 

Карточка 3

1. Апельсин – апельсинов

2. Качели –

3. Макароны –

4. Носки –

5. Чулки –

6. Помидор –

  Карточка 4

1. Око – глаз

2. Перст –

3. Длань –

4. Уста –

5. Ланиты –

6. Рамена –

7. Чело –

Карточка 5

Звонит, творог, договор, торты, баловать, красивее,  каталог, жалюзи, феномен

Карточка 6

1. Мартышкин труд – напрасный

2. Выйти сухим из воды –

3.Зарубить на носу –

4. Ни к селу ни к городу –

5. Белая ворона -

6. После дождичка в четверг -

7. Море по колено -

8. Обвести вокруг пальца –

Карточка 7

1. Человек - лицо, личность.персона, особа, индивид.

2. Книга –

3. Друг –

4. Бояться –

5. Грустный –

6. Опрятный -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Он.Она. Как понять друг друга

Вступая во взаимоотношения с противоположным полом, каждый человек надеется оправдать свои ожидания. Кого- то устроят ничего не обязывающие отношения, кому-то такой подход претит и хочется романтики и...

"Люди существуют друг для друга" (Учимся общению)

Тематический час с элементами тренинга призван помочь учащимся понять необходимость и ценность общения, сформировать представления о правилах общения....

Методическая разработка классного часа "Узнаем друг друга лучше"

Подборка различных конкурсных заданий направленных на сплочение коллектива....

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Давайте говорить друг другу комплименты»

Давайте говорить друг другу комплиментыЦель классного часа: развитие умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических ф...

ПЗ 40+словарь ПЗ 41+словарь

практические второго курса...

Анализ классного часа по теме «Нам нужно лучше знать друг друга»

Анализ классного часа по теме «Нам нужно лучше знать друг друга»...