Методическая разработка "Рисунок семьи"
методическая разработка на тему

Булкина Н.Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok_semi.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №7» Филиал «Новогиреевский»

Методическая разработка

внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Семья»

Вид: исследовательская работа с детьми        по методике «Рисунок семьи»

Дисциплина: «Психология»

Специальность: 34.02.01«Сестринское дело»;

31.02.01 «Лечебное дело»

Автор: преподаватель психологии

ГБПОУ ДЗМ «МК№7»

 Филиал «Новогиреевский»

Булкина Надежда Борисовна

Первая квалификационная категория

Москва 2016 г


Одобрена и утверждена

На заседании ЦМК

______________ дисциплин

Протокол №

От «__»_________2016г

Председатель ЦМК _______

Воронина Н.Г.

Утверждаю

Зам. Директора по УМР

Фетисов А.А. ________

От «__» ________ 2016г

Автор:

Булкина Надежда Борисовна - преподаватель психологии первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК№7» ф «Новогиреевский»

Рецензенты:

Соколова Н.А. –  педагог-психолог и преподаватель психологии высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7» ф «Новогиреевский»;

Соколовская Л.А. – педагог-психолог и преподаватель психологии высшей категории ГБПОУ ДЗМ «МК №2».

Методическая разработка внеаудиторной самостоятельной работы в виде исследовательской работы с детьми по методике «Рисунок семьи» по дисциплине Психология по теме «Семья» и «Психотерапия» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01«Лечебное дело» составлена в соответствии с Рабочей программой.


Мотивация выполнения данного вида работы.

   Данный вид самостоятельной внеаудиторной работы связан с практическим освоением одной из интереснейших проективных психологических методик. Эта методика предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

  Студенты медицинского колледжа, как в своей практической работе, так и в семейной жизни столкнуться с миром ребенка: его переживаниями, страхами, тревогами. Не всегда может ребенок словами определить свое состояние. Но внимательный взрослый, тем более медик должен быть очень чуток к миру переживаний ребенка,  особенно когда эти переживания относятся к психологическому климату семьи.

  Работа предназначена для воспитания в себе чуткости, эмпатии и аналитического мышления – всем качествам, необходимым медику.


Цели выполнения.

Общие.

  1. Повторение темы «Методы психологии», «Общение», «Семья».
  2. Освоение навыка практического выполнения самостоятельной работы.

Конкретные.

  1. Развитие коммуникативных умений при непосредственном общении с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста, создание доверительной атмосферы при выполнении ребенком творческого задания.
  2. Развитие наблюдательности за поведением ребенка при выполнении задания.
  3. Развитие аналитического и логического мышления при интерпретации рисунка.
  4. Практическое доказательство влияния эмоционального климата семьи на творчество ребенка.

Выполнение данного исследования развивает следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 2- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 7- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 11- Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 2.1- Предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2- Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.


Инструкция по выполнению задания.

Алгоритм действий по выполнению задания.

Уважаемый студент!

Исследовательская работа: «Рисунок семьи» выполняется в три этапа:

Первый этап – подготовительный.

1. Ознакомьтесь со всеми методическими материалами по проведению и интерпретации данного вида работы.

  1. Подготовьте чистые альбомные листы и цветные карандаши.
  2. Выберите из своего окружения ребенка до 10 лет. Это может быть ваш брат или сестра, соседи, родственники или дети знакомых.
  3. Заранее договоритесь со взрослыми о проведении небольшого занятия с их ребенком. Говорить ребенку о том, что за его рисунок вам поставят отметку, уговаривать его нарисовать вам, если он не хочет нельзя.

Второй этап – проведение рисуночной методики.

  1. Выберите удобный момент, когда ребенок ничем не занят и готов к сотрудничеству с вами. Предложите ему немного позаниматься с вами.
  2. Положите перед ребенком лист бумаги горизонтально и карандаши. Дайте вербальную инструкцию: «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок задает вопросы типа: «А бабушку рисовать?», то вы дайте уходящий ответ типа: «Я не знаю, кто входит в твою семью» или «Ты сам должен решить, кого тебе надо нарисовать».
  3. Во время рисования не стойте над душой ребенка, но и не уходите из помещения. Спокойно наблюдайте со стороны за творческим процессом. Если ребенка явно смущает ваше присутствие, сделайте вид, что читаете книгу. Рисование рядом, даже на другую тему будет мешать ребенку. На бланке фиксируйте основные моменты выполнения работы.
  4. По окончании рисования поблагодарите ребенка за его работу, обсудите все, что он изобразил и что не нарисовал. Дорисовывать нельзя. Похвалите за что-нибудь (за действительно хорошее): за усердие, аккуратность, яркость, красоту, что никого не забыл и т.д.
  5. Поговорите с ребенком: об изобразительном искусстве, о том, что он любит рисовать, что умеет рисовать. Покажите ему какие -нибудь новые приемы рисования.

Третий этап – исследовательский.

  1. Проведите анализ рисунка по предложенной схеме (в бланке), запишите короткие выводы.
  2. Прочтите интерпретацию теста «Рисунок семьи», сделайте контрольный анализ рисунка, напишите общие выводы.
  3. Сопоставьте данные рисунка с истинным положением ребенка в семье. Сделайте вывод.
  4. Подготовьте материалы к практическому занятию по психологии.

Требования к оформлению.

  Вся работа размещается на четырех листах форматом А 4.

1 – Титульный лист. Укажите название учебного заведения, вид самостоятельной работы, свои имя и фамилию, группу, год выполнения.

2 – Бланк наблюдения и первичных выводов.

3 - Выводы и свое заключение.

  1. – Рисунок ребенка.

В ходе выполнения работы можно получить консультацию у преподавателя психологии Булкиной Надежды Борисовны.

Критерии оценки.

«5» - отлично

  1. Выделение и указание существенных особенностей в исполнении рисунка, выдвижение предположений,  грамотный анализ рисунка.
  2. Составление и написание выводов относительно некоторых психологических особенностей ребенка: его самооценки, эмоциональных отношений с близкими родственниками и т.д.

«4» – хорошо

  1. Выделены и указаны особенности в исполнении рисунка, выдвинуты предположения, дан анализ рисунка. Возможны неточности, не все проанализировано.
  2. Выводы даны, но не полно.

«3» – удовлетворительно.

  1. Рисуночная методика проведена. Указана последовательность рисования фигур, время.
  2. Составление выводов затруднительно.

Бланк наблюдения и первичных выводов.

  1. Фамилия, имя ребенка, кем он вам приходится___________________________________________.
  2. Возраст ребенка _________.
  3. Дата выполнения рисунка ______________ .

Показатели

Регистрация

Выводы

Время выполнения

Заинтересованность

Старался; не старался

Речевые пояснения в процессе рисования

Сотрудничество или изоляция

Цветовой спектр

Полный неполный равномерный неравномерный

Заполнение пространства

Полное, частичное, крупно, мелко

Последовательность рисования людей

1)

2)

3)

4)

5)

Размер фигур, относительность величин друг к другу.

Взаимное расположение фигур на листе.

Поза и выражение лиц

Состав семьи

Полный, неполный, расширенный

Детали

Интерпретация  теста «Рисунок семьи».

  Эта методика предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. 

Размер фигур.

 Бывает, что в рисунке своей семьи все фигуры очень маленькие или очень большие, тогда как размер других рисунков средний. Это позволяет предполагать, что соответствующие особенности эмоционального состояния связаны именно с семейной сферой. Уменьшенный размер означает, что ассоциации, относящиеся к семейной ситуации, вызывают у ребенка подавленное, депрессивное состояние. Увеличение размера означает, что семейная тематика связана с переживанием тревоги.

  Относительная величина изображенной фигуры (по сравнению с другими членами семьи) – показатель степени значимости данного члена семьи. Изображение родителей очень большими, а себя – очень маленьким говорит об ощущении подавленности или заброшенности. Это бывает, когда родители повышенно требовательны или чрезмерно опекают ребенка (при гиперопеке типично очень крупное изображение матери). Особо мелкое изображение кого-либо из родителей отражает представление о его малой значимости в семье (папа, проводящий целые дни на работе, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная). Особо мелкое изображение брата или сестры часто говорит о конкурентных отношениях. Иногда, если ребенок считает, что родители предпочитают ему брата или сестру, они, напротив, изображаются значительно большего размера, чем он сам.

  Изображение себя самым высоким говорит о претензии на лидирующую роль в семье. Оно встречается у избалованных детей, привыкших командовать взрослыми; возможно, однако, что ребенок лишь стремиться к главенствующей роли, а не реально играет ее. Доминирование собственной фигуры может достигаться выдвижением себя на первый план, помещением на какое-нибудь возвышение (на стул, на горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой оказывается верхней точкой рисунка) и т.п.

Взаимное расположение фигур на листе.

  Показатели наличия контактов между членами семьи – это соприкасающиеся руки или тела, пространственная близость фигур, руки или взгляд, направленные друг на друга, совместная деятельность.

  Изолированность фигур – показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь этого члена семьи с остальными. Изображение себя отдельно от остальных говорит об ощущении своей изолированности в семье. При серьезных нарушениях внутрисемейного общения члены семьи бывают помещены в разных комнатах, рисуются на разных концах листа или на разных листах, отделены друг от друга перегородками, повернутыми в разные стороны.

  Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (обычно это сочетается: привыкнув к сверхтесному контакту, ребенок не может обходиться без него из-за низкой самостоятельности). Эта особенность часта в неполных семьях, когда у родителей возникает чрезмерная «замкнутость» на ребенке.

Интервалы между фигурами отражают близость отношений. Так, если ребенок изобразил маму рядом с папой, а себя – отдельно, то это может означать, что в семье он живет своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем он ощущает наибольшую близость.

Последовательность изображений.

Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования («кто главнее»), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От расположения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, последовательность изображения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоциональному отношению ребенка к данному человеку.

  Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

Поза, выражение лица.

Поза и части тела интерпретируются так же, как и в тесте «Рисунок человека», но применительно не к самому ребенку, а к его восприятию соответствующего персонажа. Так, если папа изображен в экстравертной позе, а мама – в интровертной, то это значит, что ребенок так их и воспринимает (и часто бывает прав). Руки широко расставлены – стремление к общению, руки уперты в бока – отказ от общения. Отсутствие рук у кого-либо из родных говорит об отсутствии контакта с ними у ребенка. Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, то это, вероятно, проявление проекции – идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывания им собственных особенностей.

  Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или эксплозивности (взрывчатости).

  Изображение кого-либо со спины – показатель конфликтного отношения. Если со спины изображен сам ребенок, то это признак либо конфликтного отношения к семье в целом, либо чувства отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Также трактуется изображение в профиль, если оно отвернуто от других членов семьи.

  Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка – положительное отношение, мрачная гримаса – негативное или двойственное отношение), либо представления

ребенка об отношении к нему. Большой рот с зубами – признак того, что данный член семьи проявляет вербальную агрессию (часто кричит).

Состав семьи.

  Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо о конфликтных с ним отношениях, негативных или (чаще) амбивалентных эмоциях по отношению к нему. Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с конкурентностью отношений. Отсутствие в рисунке себя – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. В этом случае полезно спросить: «А ты никого не забыл?». Если ребенок так и не вспоминает, что не нарисовал себя, то следует более прямой намек: «Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал». Если и это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий прямо говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Если даже после этого ребенок уходит от изображения себя (говорит, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т.п.), то это признак весьма сильного чувства отверженности.

  Появление членов семьи, отсутствующих в реальности, говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Чаще всего дополнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этом случае можно полагать, что у ребенка очень сильное желание иметь отца, полную семью. Включение в рисунок семьи посторонних людей (соседей, друзей и т.п.) – признак того, что отношение ребенка к членам семьи лишено особой теплоты и мало отличается от отношения к посторонним людям. Включение в состав семьи домашних животных обычно говорит о недостатке общения и попытке получить недостающее тепло от общения с животными.

Детали.

  Степень детализации рисунка – показатель эмоционального отношения к данному члену семьи. Более любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.

  Изображение большого количества предметов (мебели, стен комнаты, деревьев, если семья изображена в лесу) обычно встречается, когда в семье ослаблены или формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения. В этом отношении особенно показательны рисунки, которые начинаются не с изображения людей, а с изображения различных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.

  Предметы, находящиеся в руках персонажей, интерпретируются как и в тесте «Рисунок человека». Так, оружие, режущее или рубящее орудие труда говорят об агрессивности данного члена семьи (в восприятии ребенка).


Правила психологического истолкования             рисунка семьи.

Правило №1.

  Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает, как запретные. Например,  сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще лучше ничего не нарисую».
  2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы нет в эмоциональном мире ребенка.

Правило №2

  Если на рисунке отсутствует сам автор, то возможно:

  1. Это свидетельство трудностей самовыражения в отношениях с близкими людьми «меня здесь не замечают».
  2. «Я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «все уже схвачено в этой структуре, но меня это мало волнует».

Правило№3

  Размер изображенного предмета или персонажа выражает его субъективную значимость для ребенка.

Правило№4

После того, как ребенок закончит рисунок, спросите его, «кто есть кто», т.к. вместо реальных членов семьи могут присутствовать вымышленные персонажи.

Правило №5

  Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Эти потребности он удовлетворяет в своей фантазии, в воображаемых отношениях.

Правило №6

Персонаж, расположенный выше на листе, обладает большей властью, независимо от своей величины.

Правило №7

 Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической.

Правило №8.

  Пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И в нем человек стремиться занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько заслуживает. Поэтому, если человек мельчит изображение на листе, то у него низкая самооценка.

Правило №9

  Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. «Мне в жизни много чего хочется, но мало чего получится».

  Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким уровнем притязаний.

Правило №10

  Персонажи, соприкасающиеся друг с другом, пребывают в столь же тесном психологическом контакте.

Правило №11

  Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок, как бы, не решается его изобразить.

Правило №12

  Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка.

 Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Правило №13

  Самым «умным» членом семьи ребенок считает того человека, которого он наделил самой большой головой.

Правило №14

  Глаза – это орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами-точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, бояться попросить о помощи.

Правило №15

  Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с большими ушами больше, чем все остальные должен слушаться окружающих. Персонаж без ушей может игнорировать то, что о нем говорят.

Правило №16

  Рот – это орган нападения, чтобы кричать, ругаться, говорить обидные вещи. Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанный с осуждением и словесным воздействием. Персонаж безо рта или ртом-точкой не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Правило №17

  Шея – это способность к рациональному самоконтролю, контролю разума «головы» над чувствами «телом». Персонаж, имеющий шею, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, персонаж без шеи - не способен.

Правило №18

  Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере.

Правило №19

  Руки даны, чтобы прицепляться к телу матери и устанавливать контакт с близким человеком. И лишь впоследствии ребенок открывает 2 функцию рук – взаимодействие с миром предметов.

  Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным. Если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой – то в мире за пределами семьи – школа, сад, двор, если меньше – то более слабым, чем окружающие.

Правило №20

  Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки.

Правило №21

  Ноги – это опора в реальности и свобода передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Правая нога символизирует опору во вне семейной реальности, левая нога– в мире близких эмоциональных контактов.

Правило №22

  С точки зрения ребенка, опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на  нижней горизонтальной линии пола. Остальные, повисшие в воздухе, по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Правило №23

  Разрыв контура обозначает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается на голове:

  • разрыв с правой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального, вне семейного окружения;
  • разрыв с левой стороны головы – восприимчивость к мнению, давлению и оценкам интимного семейного окружения;
  • разрыв сверху головы, на макушке – податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов;
  • разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений и телесного самочувствия.

Правило №24

«Отрыв» конечностей от головы и тела или частей конечностей друг от друга символически выражает страх утраты той функции, которая символизируется данной конечностью.

Правило №25

  Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-либо из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи.

Правило №26

  Принцип линейной дистанции распространяется не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа.

Правило №27

  Принцип вертикальной иерархии распространяется также на мир предметов: то, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и авторитета. Солнце на рисунке является символом верховной власти и защиты, высшего авторитета.

Правило №28

  Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Правило №29

  Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом».

Правило №30

  Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.

Правило №31

  Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Это может означать законность его отвержения взрослыми, если они «устали».

Правило №32

  Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка наличие в семье тайны, к которой он не допущен.

Правило №33

  Внимание к прорисовке одежды объясняется по-разному. В рисунке ребенка одежда говорит о важности для него психосоциальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого одежда может обозначать совсем разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности.

  О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят  и «римские бюсты « на рисунке семьи.

Содержание методической разработки «Рисунок семьи».

  1. Мотивация.
  2. Цели.
  3. Инструкция по выполнению задания:
  • Алгоритм действий по выполнению задания.
  • Бланк наблюдения и первичных выводов (взять себе).
  • Интерпретация теста «Рисунок семьи».
  • 33 правила интерпретации рисунка семьи автора Лосева.
  • Требования к оформлению.
  1. Критерии оценки.
  2. Литература.
  3. Образец выполнения подобной методики: «Рисунок человека».

Литература.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998г.
  2. Проективная психология. Пер. с англ., М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-пресс, 2000.
  3. Лосева В.К. Рисуем семью М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.
  4. Карен Маховер. Проективный рисунок человека, изд. «Смысл», М, 1996г.
  5. Робертс, Бернс, С. Харвард Кауфман. Кинетический рисунок семьи, изд. «Смысл», М, 2000г.
  6. Дети видят все или Рисунок глазами психолога. Учит. Газета, 1993 №3, 12-14,30,43.
  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. Питер, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для практических работ по программе "Здоровье моей семьи"

Эти разработки позволяют воспитанникам закрепить теоретические знания и приобрести умения и навыки в выполнении простейших медицинских процедур....

Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми

Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»

Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а  могут закончиться такие отношения. Те...

Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...

Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"

Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья,...