Индивидуальная траектория профессионального становления учителя математики
материал на тему

Описание и план индивидуальной траектирии становления преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traektiriya_stanovleniya.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная траектория профессионального становления учителя математики

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)


1. Дадатченко Татьяна Анатольевна

2. Стаж педагогической работы - 36 лет

3. Преподаваемый предмет - математика

4. Квалификационная категория - первая

5.Тема самообразования - “Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике”

Пояснительная записка


Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны».

Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности, соответствующим характеристикам профессионального стандарта педагога.

Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя, постановка цели и рефлексия собственной педагогической деятельности.

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

Актуальность выбранной темы самообразования заключается в предстоящем переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход в обучении, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.

Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать ( "Как мне этому научиться?"), он обеспечивает развитие метапредметных компетентностей. Чтобы быть готовым к работе по новым стандартам, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Как научить всех? Если учитель опытный, то он помнит все попытки решения этой проблемы, во многих участвовал сам, полного удовлетворения от результатов работы не получил, но многому научился. Молодой учитель более нетерпелив, сразу назовёт новую продуктивную методику.

Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по – разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих студентов. Как показывают многочисленные психолого–педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания все равно будут усвоены по-разному.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.

Необходимым условием профессиональной деятельности и роста педагога является его самообразование. Современное общество предъявляет учителю все более высокие требования: от знаний новых методик, до ориентирования в современных компьютерных технологиях. Учитель встает перед необходимостью поиска и анализа большого количества информации для передачи ее учащимся в более приемлемой для них форме. Желание творчества не дает ему останавливаться на достигнутом результате. Как только учитель перестает творить себя, он перестает быть учителем для своего ученика. Он должен быть интересен своими знаниями, личностными характеристиками.

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Индивидуальная программа профессионального развития (ИППРП) - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребенка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

Срок реализации ИППРП 5 лет

Цель: 

  • изучить методы и формы обучения, способы организации учебной деятельности, используемые в дифференцированном подходе, их влияние на развитие способностей обучающихся;
  • создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Задачи: 

  • изучить теоретический материал по данной проблеме;
  • использовать на уроках математики описанные методы и формы дифференцированного обучения, способы организации учебной деятельности обучающихся;
  • показать практическую значимость данного педагогического опыта для развития способностей школьников;
  • увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь поверить в свои силы, обеспечить его развитие в комфортных, безконфликтных и безопасных условиях.

Основные направления моей деятельности :


1. В информационной области: 

  • изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс;
  • использование Интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

2. В диагностико-прогматической области: 

  • изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта;
  • разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
  • диагностика учебной деятельности ученика;
  • диагностика мотивации учебной деятельности;
  • диагностика обученности учащихся;
  • прогнозирование результатов.

3. В области содержания образования: 

  • работа по изучению ФГОС основного общего образования;
  • изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся;
  • освоение и пропаганда новых технологий

4. В инновационной и экспериментальной области: 

  • проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов;
  • участие в работе методического объединения;
  • работа в творческих группах
  • разработка и апробация учебной рабочей программы по математике с применением ИКТ

5. В области повышения квалификации: 

  • переподготовка и повышение квалификации;
  • участие в методических выставках, фестивалях, конкурсах;
  • посещение уроков своих коллег.


2. Выбор темы по самообразованию (самоопределение)

Исходя из опыта работы, я выбрала данную тему «Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» для своего профессионального развития как учителя-предметника.

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, а также повышение качества образования.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Обычно группа состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Те, кто относятся к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно; один приучен организовано работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой – по принуждению.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках.

В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности.

При работе в лицее приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. малоспособные студенты ¬с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие студенты не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

педагогически запущенные студенты ¬(настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти студенты способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

студенты со средним уровнем развития ¬(обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти студенты составляют большинство – 60 – 70%);

способные, продвинутые ¬в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.

Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебнику студенты могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладения материалом на более высоком уровне, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Группы могут формироваться для работы на уроках, на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную, фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителю.

Важно, что студенты могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.


3. Программа работы над темой по самообразованию:

Содержание и виды работ

Дата реализации /реализация

I. Сбор информации

1. Анализ литературы

Анализ научно-методической литературы

регулярно

Обзор информации в сети Интернет

регулярно

Анализ опыта работы учителей по данной теме в  городе (округе, области)

регулярно

Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы по внедрению ФГОС ООО

регулярно

Изучение программного обеспечения, необходимого не только для учебного процесса, но и для внеклассной деятельности

регулярно

2. Наблюдение, беседы (с учителями и учениками), тестирование

3. Знакомство с опытом других учителей

Участие в работе лицейского методического объединения учителей математики

ежегодно

Посещение уроков

ежегодно

Участие в Интернет-конкурсах, Фестивале «Открытый урок», работе портала «Сеть творческих учителей»

ежегодно

Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах

ежегодно

Проведение семинаров, открытых мероприятий с целью обмена опытом

ежегодно

4. Мониторинг развития интеллектуальных способностей и исследовательских навыков учащихся

Мониторинг участия в олимпиадах, конкурсах по предмету

регулярно

Мониторинг качества знаний по предмету

регулярно

Мониторинг обученности по предмету

регулярно

II. Направления в работе

1.Изменения в содержании урока

Подготовка и внедрение новых технологий при проведении урока

ежегодно

Формирование исследовательской культуры учащихся

ежегодно

Развитие навыка и умения работы самостоятельно, поиска ответа на поставленный вопрос

регулярно

2.Изменение системы подготовки к олимпиаде

Участие в Интернет-олимпиадах

ежегодно

Проведение дополнительных занятий по решению нестандартных задач и применение нестандартных методов при решении задач

ежегодно

Участие в работе в исследовательской деятельности, в научно-практической конференции на уровне области

ежегодно

3. Изменение во внеклассной работе

Организация и проведение предметной декады

ежегодно

Индивидуальная работа с учащимися по предмету

ежегодно

4. Организация в школе развивающей среды

Организация в лицее развивающей среды

ежегодно

Организация и проведение открытых уроков

ежегодно

5. Пополнение «Портфолио учителя»

6. Повышения квалификации

Прохождение курсов повышения квалификации

ежегодно

Участие в методических выставках, фестивалях, конкурсах

ежегодно

Посещение уроков своих коллег

ежегодно




4. Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы являются следующие показатели:

Для учителя: 

  • повышение качества преподавания предмета
  • разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках математики;
  • разработка и проведение открытых уроков,
  • обобщение опыта по исследуемой теме.

Для учащихся: 

  • повышение качества знаний;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и исследовательских навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя изобразительного искусства

Тема: «Формирование личностных компетенций на уроках изобразительного искусства»...

Описание индивидуальной траектории профессионального становления преподавателя А.М.Мастеновой

Преподаваемые профессиональные модули, междисциплинарные курсы, учебные дисциплины: ПМ 02 «Эксплуатация и ремонт воздушных линий электропередачи», МДК 01.02 «Технология монтажа линий электропередачи»,...

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Примерный план профессионального развития составляется на каждый учебный год с корриктеровкой с предыдущего года, выясняяя что получилось, и над чем надо работать...

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя математики, информатики, ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» Мифтаховой Ании Миннисламовны 2018-2022 гг.

Цель:  Освоение Профессионального стандартаПедагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)Задачи: Изучит...

Индивидуальная траектория профессионального становления преподавателя специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»

Индивидуальная траектория профессионального становления преподавателя специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»...

Индивидуальная траектория профессионального развития

Индивидуальная траектория профессионального развития...

Индивидуальный план профессионального развития преподавателя математики и физики

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или...