Профориентационная работа на уроках английского языка
статья на тему

Профориентационная работа в средней школе начинается с начальной школы со 2 класса и продолжается вплоть до 11 класса. Работа ведется по нескольким направлениям, начиная с определения типа мышления и работы по развитию способностей учащихся. В средней ступени учебники предлагают тексты, тесты, анкеты, ролевые игры и тд. Сам английский язык может стать профессией для учащихся, кроме того он необходим для развития профессиональной компетенции  практически всех специальностей. Итак уроки английского языка играют одну из важнейших ролей в профессиональной ориентационной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО      ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАНДАРТА

И.Н. Шевцова,

учитель МБОУ «СОШ № 12» г .Байкальск

Современная молодежь находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии.  И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.

В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта,  темперамента и осознанно выбрать дальнейший  профессиональный путь.

Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий  системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком  является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у студентов коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
        Профориентационная работа  на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется в соответствии с ФГОС по следующим этапам:

1.  На начальном этапе обучения необходимо выяснить какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.

2. Рефлексия - современным веянием времени и неотъемлемая составляющая Федерального Государственного Образовательного стандарта. Каждое учебное занятие  включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа урока и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.

3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.

 Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
  • Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
  • Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы.  Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.

Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. В учебнике  Биболетовой М.З. «Enjoy English», тема «Профессия» вводится со 2 класса, где учащиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа  doctor, sportsman, dentist, pilot, computer programmer  и т.д. Более детально эта тема представлена в 9, 10, 11 классах, где учащиеся составляют резюме на английском языке, проходят тесты на профпригодность, учатся проходить собеседования в форме ролевой игры, обсуждают особенности и  функциональные обязанности  популярных в наши дни специальностей. Отдельной темой выделено «Выбор учебного заведения», где подробно рассматривается отличие колледжей от высших учебных заведений, бакалавриат и магистратура.

Учебник «Rainbow English», автор Афанасьева О.В., на который постепенно переходит МБОУ «СОШ № 12» вниманию учащихся предлагает тексты о легендарных личностях современности, которые достигли «профессиональных высот» благодаря таланту  и неимоверному труду, среди таких героев американский бизнесмен и основатель всемирно известной корпорации Стив Джопс, шведский изобретатель Альфред Нобель и многие другие. Изучение биографий и обсуждение их достижений создает благотворную  почву для постановки цели и решения профориентационных задач.  

В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию  как никакой другой  предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.

Используемые источники:

 https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-v-sovremennoj-shkole

 Вебинар «Новые технологии профориентации с учётом ФГОС»

https://infourok.ru

  http://journal.preemstvennost.ru

  http://открытыйурок.рф



Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО      ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАНДАРТА

И.Н. Шевцова,

учитель МБОУ «СОШ № 12» г .Байкальск

Современная молодежь находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии.  И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.

В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта,  темперамента и осознанно выбрать дальнейший  профессиональный путь.

Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий  системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком  является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у студентов коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
        Профориентационная работа  на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется в соответствии с ФГОС по следующим этапам:

1.  На начальном этапе обучения необходимо выяснить какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.

2. Рефлексия - современным веянием времени и неотъемлемая составляющая Федерального Государственного Образовательного стандарта. Каждое учебное занятие  включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа урока и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.

3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.

 Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
  • Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
  • Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы.  Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.

Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. В учебнике  Биболетовой М.З. «Enjoy English», тема «Профессия» вводится со 2 класса, где учащиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа  doctor, sportsman, dentist, pilot, computer programmer  и т.д. Более детально эта тема представлена в 9, 10, 11 классах, где учащиеся составляют резюме на английском языке, проходят тесты на профпригодность, учатся проходить собеседования в форме ролевой игры, обсуждают особенности и  функциональные обязанности  популярных в наши дни специальностей. Отдельной темой выделено «Выбор учебного заведения», где подробно рассматривается отличие колледжей от высших учебных заведений, бакалавриат и магистратура.

Учебник «Rainbow English», автор Афанасьева О.В., на который постепенно переходит МБОУ «СОШ № 12» вниманию учащихся предлагает тексты о легендарных личностях современности, которые достигли «профессиональных высот» благодаря таланту  и неимоверному труду, среди таких героев американский бизнесмен и основатель всемирно известной корпорации Стив Джопс, шведский изобретатель Альфред Нобель и многие другие. Изучение биографий и обсуждение их достижений создает благотворную  почву для постановки цели и решения профориентационных задач.  

В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию  как никакой другой  предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.

Используемые источники:

 https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-v-sovremennoj-shkole

 Вебинар «Новые технологии профориентации с учётом ФГОС»

https://infourok.ru

  http://journal.preemstvennost.ru

  http://открытыйурок.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык".

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык" к УМК 10-11 В.П.Кузовлев и др....

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....