Особенности разработки учебной программы по иностранному языку для I курса в учреждениях СПО
статья на тему

Статья содержит основные подходы к разработке учебных программ в учреждении СПО в процессе реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt31.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Голенкова Н.Ю.

Особенности  разработки учебной  программы по  иностранному языку

для I курса в учреждениях СПО

     В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями, в частности перед СПО, поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международными стандартами, новым Законом об образовании РФ. Пересмотр содержания образования, появление вместо хорошо знакомых в преподавательской среде знаний и умений новых понятий: «общих» и «профессиональных» компетенций, «профессионального опыта», накладывают отпечаток на деятельность преподавателей среднего профессионального образования, заставляют их искать пути решения поставленной задачи.

    Это особенно актуально сегодня, потому что процесс получения образования должен стать средством адаптации молодого специалиста к жизни и деятельности в социуме. Особую актуальность приобретает компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку в учреждениях  СПО,  который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций. Профессионально-ориентированное обучение основано на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста,  методист Н.Д. Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в  ссузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала необходимо соблюдение следующих условий:

 – четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;

 – формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;

благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

       Исходя из этого, можно подчеркнуть, что полноценное учебно- методическое обеспечение должно выполнять функцию ориентира в создании эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения, установленных федеральным образовательным стандартом. Обучение  иностранному языку в ссузе  начинается с I  курса  и продолжается  до его окончания (на IV курсе).  

    По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина Иностранный язык на 1 курсе относится к общеучебным дисциплинам и занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки. Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку в  ссузах как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам федеральных образовательных стандартов. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.

   Содержание образования, технологии обучения и формы контроля  реализуются посредством  рабочих программ.

   Рабочая программа учебной дисциплины – нормативный документ, являющийся составной частью учебно-методического комплекса дисциплины (УМК) и определяющий содержание дисциплины, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса по дисциплине, взаимосвязь данной дисциплины и других дисциплин учебного плана, формы и методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

   Нормативно-методической базой  для разработки РП являются:

  • ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;
  • основная образовательная программа (ООП);
  • учебный план по направлению подготовки.

     При разработке рабочей программы также учитываются:

- новейшие достижения в данной предметной области;

- требования организаций  – потенциальных работодателей  выпускников;

- содержание программ дисциплин, изучаемых  на предыдущих и  последующих этапах обучения;

- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных  федеральными органами образования;

- материальные и информационные возможности учебного заведения.

    При перечислении требований к результатам освоения дисциплины автор РП должен исходить из трех обязательных условий:

во-первых, каждая из компетенций, в формировании которой принимает участие данная дисциплина, должна найти отражение в требованиях к результатам обучения;

во-вторых, предъявляемые требования должны соответствовать трудоемкости дисциплины и планируемым формам учебной работы;

в-третьих, предъявляемые требования должны проверяться с помощью запланированных в программе форм текущего контроля и промежуточной аттестации.

 Исключение составляют результаты обучения, связанные с воспитанием, мировоззренческим развитием, формированием мотивационных установок, поскольку они, как правило, не могут быть проверяемы в рамках формализованных процедур промежуточной аттестации. Тем не менее, планировать такие требования принципиально важно с точки зрения логики компетентностной модели выпускника, а их реализация может проверяться при использовании активных форм обучения и соответствующих образовательных технологий.

Все выше перечисленные требования относятся и к рабочей программе по иностранному языку.

 Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» предназначена для изучения курса  иностранного языка в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по соответствующей специальности.

   Согласно «Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»  Иностранный язык в образовательных организациях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

      Рабочая программа  «Английский язык» для I курса всех специальностей нашего колледжа составлена  с учетом  примерной программы  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной  Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 23июля 2015 года.

    Рабочие программы согласуются и утверждаются в колледже в установленном порядке.

     Многолетний опыт работы автора данной статьи  в ссузе показал, что  при разработке  рабочей  программы  по иностранному языку  для первого курса  возникают  объективные трудности, связанные с тем, что: 

-  у  студентов не сформированы  основы коммуникативной компетенции  в ее основных составляющих (языковой, речевой,  социокультурной и др.);

- у  студентов не сформированы общеучебные навыки и умения;

-  студенты не обладают навыками рефлексии на самого себя:

«Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Все вышесказанное  определяет особенности разработки  учебной программы по иностранному языку для I  курса колледжа:

- необходимо соблюсти преемственность в изучении иностранного языка  в основной средней школе и профессиональном  среднем учебном заведении,  для этого следует предусмотреть  в программе входное тестирование  по иностранному языку  и  спланировать  вводный коррективный курс, исходя из  полученных результатов;

-  необходимо творчески подойти к использованию примерной программы и включить в  содержание  рабочей программы  материал, учитывающий  индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их интересы.

      -   для более плавного перехода  к последующим курсам обучения необходимо  разделить содержательную часть программы на основную  и профессионально – ориентированную (основной модуль и профессиональный модуль):

Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:

•  заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.;

•  заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы);

•  написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по предложенному шаблону;

•  составить резюме.

Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи.

При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:

•  аутентичность;

•  высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе   в ситуациях делового и профессионального общения;

•  познавательность и культуроведческая направленность;

обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (мотивированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.);

  -  на каждом занятии должно быть спланировано  использование для обучения ИЯ всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма (или перевода), а также работа с грамматическим материалом;

  -  необходимо прописать в программе используемые технологии, виды самостоятельной работы, доступ к интернет-ресурсам, виды внеаудиторной работы,  способствующие формированию  общих и профессиональных компетенций;

  -  при разработке учебной программы  необходимо учитывать связь с другими дисциплинами;

  -  необходимо спланировать формы контроля  формируемых компетенций

   (текущий, рубежный, итоговый),  самоконтроля и взаимоконтроля и подготовку оценочных средств.    

Так, например, текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий. Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением нового материала, его закреплением (практическим применением).

Текущий контроль успеваемости позволяет определить:

  • качество, глубину, объем усвоения знаний и умений в рамках усвоения отдельной темы;
  • имеющиеся недостатки, меры по их устранению;
  • степень ответственности студентов к работе, уровень развития их способностей и причины, мешающие работать;
  • уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития.

Кроме того, он стимулирует интерес будущих специалистов к специальности, активность в познании, привычку систематической самостоятельной работы над учебным материалом.

Следует учесть, что в условиях деятельностного обучения практически все формы текущего контроля выполняют одновременно и обучающую функцию (например, подготовка реферата может быть и формой учебной работы,  и формой контроля одновременно). Поэтому планирование текущего контроля неразрывно связано с планированием аудиторной и самостоятельной работы студентов и играет важную роль в обеспечении компетентностной направленности обучения;

-  необходимо  планировать итоговый контроль  в четком соответствии с изученным материалом и  формами работы,  которые использовались в ходе учебных занятий.

   Анализируя рабочие программы по английскому языку для первого курса текущего учебного года, можно отметить, что они соответствуют всем предъявляемым требованиям.   Однако не следует забывать, что программа – это «подвижный»  инструмент, и  в нее могут вноситься изменения в  течение учебного года. Программа реализуется преподавателем и адаптируется к каждой учебной  группе с учетом особенностей этой группы.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  продуманная, методически  выверенная и  методически обеспеченная рабочая программа будет способствовать  реализации целей обучения иностранному языку и формированию общих и профессиональных компетенций, при условии, что она  окажется в руках грамотного и творческого преподавателя.

                                                     

                               

Использованная литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный  государственный  образовательный стандарт

среднего (полного)  общего образования.

  1. Разъяснения по реализации программы среднего  общего образования

в пределах освоения образовательных программ профессионального

образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования от  10 апреля 2014года.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по английскому языку для 1 курса "Фармация" и 2 курса "Акушерское дело"

Материалы по английскому языку для 1 курса на базе 11 классов ( "Фармация") и 2 курса, поступивших на базе 9 классов ("Акушерское дело")...

Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...

Рабочая программа по немецкому языку по профессии "Сварщик" для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (немецкий) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный язы...

Рабочая программа по немецкому языку по профессии "Автомеханик" для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Представлена рабочая программа по немецкому языку по профессии "Автомеханик"  для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих 20...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Комплект оценочных средств по английскому языку для 1 курса (ОУД.03 Иностранный язык)

Комплект оценочных средств для проведения зачетов по предмету ОУД.03 Иностранный язык (английский язык) у студентов 1 курса...