Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"
статья на тему

Рець Марина Сергеевна

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изучении любого иностранного языка, развитие навыков аудирования, это первый шаг к речевому общению, который  обязательно входит во все современные методики преподавания языка. Аудировании важно не только при закрепление лексики и навыков говорения на английском языке, но также интонации (ритм, ударение, мелодика языка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ   «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Обобщение педагогического опыта

Тема: «Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий

Разработала:

Рець Марина Сергеевна, преподаватель  первой квалификационной категории

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И одной из самых главных задач педагога является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый педагог старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи, поэтому пересматриваются традиционные подходы для обучения иностранному языку с целью их ознакомления с культурой изучаемого языка, внедряются новые технологии, одной из которых является игровая технология.

1. Концепция

Тема: «Применение игровых технологий на занятиях английского языка как способ повышения учебной мотивации обучающихся»

Цель:

Педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея моего опыта - развитие навыков аудирования, так как это первый шаг к речевому общению и обязательно входит во все современные методики преподавания языка. Аудировании важно не только при закрепление лексики и навыков говорения на английском языке, но также интонации (ритм, ударение, мелодика языка). 

Этой идеей обусловлено:

  • Создание благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
  • Обеспечение более высокого уровня знаний обучающихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к занятию;
  • Усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки вслух.

2. Условия формирования опыта

Начав свою педагогическую деятельность, я столкнулась с такой проблемой, что обучающиеся после школ обладают только такими навыками как, чтение и перевод. Но самым важным языковым аспектом, как аудирование, которое развивает коммуникативную компетенцию, он практически не обладали. Воспринимать информацию на слух и понимать сказанное вызывало в их глазах недоумение, а порой ужас. В связи с этим я стала искать такие формы работы, которые позволили бы повысить и улучшить навыки аудирования. Для достижения этой цели я стала применять игровые технологии в процессе обучения. Применяя игровые технологии на занятиях английского языка, я преследую комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, что является средством самореализации и самоопределения обучающихся.

В результате постоянной тренировки аудитивных навыков у обучающихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.

Таким образом, развитие навыков восприятия на слух можно разделить на три части по их месту в системе уроков и отводимому времени:

1.        Аудирование как широко используемый методический приём, инструмент работы, который не рассматривается ни как тема урока, ни как его задача;

2.        Аудирование занимает часть урока, как его неотъемлемая составляющая часть в виде тренировочного упражнения;

3.        Аудирование является основным содержанием урока или его важной частью в виде контрольной работы.

Собственно то, что мы называем аудированием, является не чем иным, как обучением навыкам восприятия устной речи на слух. Это может быть аудиозапись или видеофрагмент, соответствующим образом озвученный. Преподаватель также может зачитывать тексты сам. Но зачитывание текстов и прослушивание аудиозаписей очень утомляет студентов и снижает их мотивацию к пониманию услышанного. Поэтому применение игр нацеленных на развитие аудитивных навыков очень актуально, так как игра в большей степени мотивирует к изучению иностранного языка.

Из всего разнообразия активных форм проведения учебного занятия хочется выделить игру, как средство повышения эффективности урока иностранного языка».

Наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными умениями, знаниями и навыками является игра, так как это самый простой и близкий человеку с самого раннего детства способ познания окружающей действительности. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. В игровой ситуации каждый студент может проявить себя и показать свои творческие способности, освоить командную работу. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Часто в учебниках предлагаются специальные упражнения для обучения аудированию, но каждое из них, как и любой текст, при желании, преподаватель сумеет превратить в игру. Если на уроке создать атмосферу конкурса, придумать разнообразные задания к изучаемым текстам, которые в то же время должны оставаться доступными для обучающихся и интересными, то проведенное занятие никогда не станет скучным и однообразным.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают студентам стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.

Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» – человека – собирание своего «я». Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности студентов к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, их материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать аудитивные навыки, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Существуют различные виды и категории игр. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает глубже раскрыть личностный потенциал каждого студента, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию [4, с.5].

Согласно теории М.Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

  • лексические игры;
  • грамматические игры;
  • фонетические игры;
  • орфографические игры;
  • творческие игры [11, с.79].

Несмотря на то, что каждый вид игры нацелен на закрепление какой-то одной грамматической структуры, но все же в любой игре развивается аудитивный навык. Хотелось бы остановиться на каждом виде игре подробнее.

А чтобы вам было более понятно, как происходит развитие аудитивных навыков с помощью игровых технологий и насколько игра повышает интерес к изучению иностранного языка, то я предлагаю вам на некоторое время побыть студентами. Так как мы начинаем изучать язык практически с самого начала, поэтому игры включают в себя простую лексику, которая будет  понятна студентам даже с самым низким уровнем знаний.

Первый вид игры «Лексическая игра», целями которой являются:

  • тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;
  • развивать речевую реакцию обучающихся;
  • знакомить обучающихся с сочетаемостью слов.

«Последняя буква»

Цель: активизация лексики по изученным темам.

У вас на листках слова. Первый человек зачитывает любое слово, задача следующего найти слова начинающее на последнюю букву озвученного слова.

«Игра на знание цифр»

There are four corners in the room. There is one cat in each corner. In front of each cat there are three cats. How many cats are there in the room? (Four cats)

My dog has four legs,

I have only …

Eleven little boys playing ball with Ben

Two boys go away and there … (ten) [7, с. 35]

«Цифры»

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

«Грамматические игры»

Цели:

  • научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

«Лото»

Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм.

На картах – несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, чтение книги, игра в шахматы, и т.д. На фишке – одна картинка. Преподаватель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

Обучающийся находит у себя такую же картинку и отвечают: He is doing.

При правильном ответе он получает фишку.

«Орфографические игры»

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов, тренировка памяти.

«Буквы рассыпались»

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Игра «Выучи слова, используя рифмовку»

  1. Очень любит манку обезьянка — monkey.
  2. В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет — pig.
  3. Каждый из ребят поймет: птица — по-английски bird.
  4. Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица — fox.
  5. В цирке он большой талант, слон могучий — elephant.

Заключение

 Любая игра включает в себя элементы аудирования и повышает интерес к изучению иностранного языка.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Игровые методы обучения многообразны. В зависимости от педагогических целей, способов организации, уровня владения языком выделяют несколько групп игр. Сюжетно-ролевые и интеллектуальные, например, требуют высоких знаний лексики, так как предполагают спонтанные высказывания игроков. Игры могут быть представлены в виде игровых элементов, ситуаций, упражнений, и быть направленными на другие цели. Игровые методы различаются в зависимости от количества участников, времени проведения и так далее.

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.

Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.

Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации обучающихся в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения студента в мир языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...

Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...

Статья " Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...