Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.
статья

Московченко Наталья Анатольевна

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая и социальная гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны их возрасту, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье студентов. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями подростков, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.

                Московченко Наталья Анатольевна

Калачеевский аграрный техникум

 

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая и социальная гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих подростков за период обучения в учебном заведении состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся обрела социальное значение. Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у ребят вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества обучающихся, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности  на занятиях, слабая успеваемость.

Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны их возрасту, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье студентов. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями подростков, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Поскольку я преподаю английский язык, то, конечно, меня больше всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на занятиях английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых занятий ребята учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На занятиях обучающимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Главной задачей преподавателя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у ребят положительной эмоциональной настроенности на занятиях. Преподаватель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию у студентов.

Я поставила перед собой цель: применять элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. На занятиях я использую методы позитивной психологической поддержки, учитываю индивидуальные особенности обучающегося и осуществляю дифференцированный подход к подросткам с разными возможностями. Каким же должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Для повышения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки ребят необходимо строить занятие в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. 

Во избежание усталости обучающихся, смена видов работ может быть следующая: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху студентов. Смена различных видов должна проводиться через каждые 10 минут.

В целях предотвращения утомления обучающихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз. 

Большую помощь преподавателю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия. В учебниках нового поколения, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают обучающимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми: как вести здоровый образ жизни, что такое вредные и полезные для здоровья привычки, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятии, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит ребят жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

     Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать ребятам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.

     Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Можно подобрать дополнительный материал: стихи, песни, скороговорки, пословицы, рифмовки на английском языке. Ребята с удовольствием их разучивают и таким образом легко, непринужденно все запоминают, эти элементы можно применять для снятия усталости в качестве физкультминутки. Хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком. 

    Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции обучающихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце занятия, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка.

    Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра - одна из форм релаксации. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
    Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у подростков положительной эмоциональной настроенности на занятии. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм студента. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.
 
     Главная задача нашего учебного заведения – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело преподавателей – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
 

   Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

     Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого обучающегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятии, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача учебного заведения – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье ребят.

           Литература

 

       1.Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе образования// Валеология.-   2004.-№1.-С.21-26.

3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

5. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Учебно-методическое пособие "Применение здоровье сберегающих технологий на урока"

Описание основных здоровьездерегающих психологических  технологий, которые могут применяться педагогами для укрепление психологического здоровья у обучающихся....

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Применение современных технологий на уроках английского языка

В школах России, в частности в Москве, представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.Ярким примером развития современных педагогических т...

Применение здоровье сберегающих технологий в моделировании и макетировании а также при занятиях техническим творчеством.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее....

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...