Статья"Соединения хрома"
статья на тему

Мироничева Татьяна Викторовна

В статье приведен пример, как привлечь внимание студентов к изучению химиии, запомнить соединения хрома лучше в стихотворной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedinenie_hromastatya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

 « Как привлечь внимание студентов к дисциплине»

     Автор: Мироничева Т.В., Заликина Л.М.

Каждого преподавателя мучает вопрос : «Как заинтересовать студента? Как сделать так, чтобы он самостоятельно стремился к изучению дисциплин или модулей?»Так хочется , чтобы труд преподавателя не пропал даром, не уходил в никуда, а крепко поселился в головах студентов.Как сделать «пару» интересной? Ведь полтора часа – это приличное время для изучения нового материала или закрепления пройденного. Не надо забывать , что у студентов в день ,как правило по четыре «пары». И удержать их внимание на протяжении всего времени практически не возможно. Особенно, если Ваше занятие проходит после физкультуры. Какое тут освоение материала!? Психологи утверждают ,что на протяжении занятия необходима смена деятельности.Правда , большинство преподавателей считают, что это необходимо только в начальной школе.Но студенты устают не меньше.Потом школьники живут рядом со школой,а студенты приезжают со всех концов г.Москвы и Подмосковья. Мы сами замечаем, когда нас посылают на курсы повышения квалификации, как тяжело слушать и писать весь день. Так что же делать ? Программу ведь надо проходить. И не все темы интересные.Старшее поколение помнит то время, когда по радио передавали передачу под названием «Радионяня».В ней  представлялись уроки по русскому языку и математики в стихотворной форме для лучшего запоминания.

Мы  с преподавателем химии  решили  попробовать представить в стихах не весь урок, а только ту  часть,  которая  необходима для запоминания .

Начало темы выглядело так:

Многоликие соединения хрома

     Элемент хром  был открыт Вокеленом в 1797 году в  красной свинцовой руде,  минерале,  содержащем хромат свинца PbCrO4.  

     Вскоре хром был обнаружен и в других минералах. Нередко он встречается в алюминиевых минералах как заместитель алюминия, придавая им разнообразные цветовые гаммы. Это такие драгоценные камни как  рубины, изумруды, хромовые шпинели, турмалины, гранаты.

      Свое название хром получил от греческого  (хрома – разноцветный) , так как  разнообразные его соединения имеют все оттенки радуги. Недаром соединения хрома входят в состав пигментов красок. Хромовые краски отличаются красотой, устойчивостью к свету и на воздухе, высокой кроющей способностью. Их применяют в живописи, в печати, для раскраски обоев и фарфора, в производстве клеёнки, линолеума и др.

Дальше предлагались формулы с пояснениями в стихотворной форме:

       Попробуем осуществить цепочку превращений из соединений хрома и постепенно получить соединения меняющие цвет  в соответствии с цветами радуги.  

K2Cr2O7→CrO3→ Na2Cr2O7 →Na2CrO4 →CrCl3 →CrCl2 →[Cr(NH3)6]Cl2 →          

→[Cr(NH3)5]Cl2                                                                                 

-Это чудное явление, все мы ждали появленья, как свинцовая руда ,вдруг подарит нам сынка.

-Разноцветный и веселый: красный, желтый и зеленый. Элемент был назван Хромом

(Вам известны хромосомы?). Как меняют листья цвет ? Подскажи скорей ответ.

-Хром работает на совесть: краски с ним не блекнут вдруг, все устойчивые к свету, нас они к себе влекут.

-Где используется краска, что на долгиегода?Для фарфора, для обоев , для линолеума.

Реакции, лежащие в основе превращений:

  1.  K2Cr2O7  +  H2SO4 (конц., в изб.)→ ↓2CrO3  +  K2SO4  +  H2O – выпадают  красные кристаллы  ангидрида хромовой (H2CrO4) и дихромовой  (Н2Cr2O7) кислот. Они выпадают из  концентрированных растворов  солей шестивалентного хрома.

-Ну-ка радугу представим и все по цветам расставим:

Красный- оксид хрома всегда красный, в воде чувствует прекрасно.

  1. 2CrO3  +  2NaCl  + H2O → Na2Cr2O7  + 2HCl – раствор приобретает оранжевую окраску в результате получения дихромата натрия – соли дихромовой  кислоты. Дихроматы устойчивы в кислой среде.

Оранжевый-дихромат натрия. Дихромат.как апельсин, он оранжевый один. Кислая среда ему очень даже по нутру.

3)   Na2Cr2O7  +  2NaOH  → 2Na2CrO4 +  H2O – при добавлении к оранжевому раствору щелочи раствор приобретает жёлтую окраску вследствие получения хромата натрия, устойчивого в щелочной среде.  

Желтый-хромат натрия. Хроматы желтые ребята и устойчивы везде в щелочной они среде.

4)  2Na2CrO4  + 16HCl ( конц., в изб.)  → 2 CrCl3 + 3Cl2 + 4NaCl + 8H2O –  раствор приобретает зелёную окраску вследствие восстановления Сr+6 (окислитель) до Сr+3, восстановителем являются ионы Cl, которые окисляются до свободного хлора.

Зеленый- хлорид хрома –изумруд ,что еще добавишь тут?

  1. CrCl3  +  Zn → CrCl2  + ZnCl2 – при добавлении восстановителя раствор приобретает голубую окраску вследствие получения хлорида двухвалентного хрома.  При комнатной температуре образуются голубые кристаллы тетрагидрата  [Cr(H2O)4]Cl2

Голубой-  хлорид хрома есть второй, цвет небесно-голубой..

  1. CrCl2  + 6NH3  → [Cr(NH3)6]Cl2 – при добавлении раствора аммиака  к раствору хлорида хрома (II) в соотношении 1:6 по молям образуется аминокомплекс с шестью лигандами  аммиака синего цвета

Синий , чтобы получить –аммиак в состав включить.

  1.  [Cr(NH3)6]Cl2  +  HCl  → [Cr(NH3)5]Cl2  + NH4Cl – при добавлении соляной кислоты к гексааммиачному комплексу в соотношении 1:1 образуется раствор пентааммиачного комплекса хлорида хрома (II) фиолетового цвета.  

Фиолетовый –фиолетовый же цвет: аммиака почти нет, добавляется тогда соляная кислота  .

Интересно отметить, что соединения шестивалентного хрома: CrO3, Na2Cr2O7,  Na2CrO4 являются сильными окислителями. Например, маленьким кристаллом оксида хрома (VI) можно поджечь спиртовку.

На занятии все прошло удачно, студенты с удовольствием запоминали формулы и просили  чаще использовать рифму для лучшего освоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шиповое соединение УК-4

Презентация для уроков столярного дела в 7 классе  коррекционной школы. Презентация содержит наглядный материал по теме "Шиповые соединения"....

Соединение проводников

Цель: познакомить с параллельным, последовательным и смешанным соединением; закрепить и углубить знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей...

"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."

Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...

Технология соединения оцинкованных труб сваркой - статья на конференцию

Технология соединения оцинкованных труб сваркой Русак Виктор СергеевичГБПОУ «Катайский профессионально- педагогический техникум»Профессия «М...

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...

Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия

Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...