Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
план-конспект урока на тему

Курмакаева Зульфия Шамилевна

Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

Подготовила:Курмакаева З.Ш.

                                                                                    учитель начальных классов

2018

Цель: 

 формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

  развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; научить находить корень в однокоренных словах; развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

  воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты обучения:

1.Личностные УУД

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

- осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

- принимать и сохранять заданную учебную цель;

- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- адекватно понимать оценку взрослого;

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

- обобщать полученные знания;

- использовать знаково-символическое моделирование;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учится:

- слушать собеседника;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

-эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.

2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3. Чистописание

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Яя   яля    (на доске запись)

 4. Словарная работа.

-Запишите слова по картинкам.

Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.

-Поставьте ударение

-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)

-Составить предложение с одним из них

 Запасливый заяц собирал ягоду.

-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?

5.Актуализация знаний.

Посмотрите на экран

– Чему удивился мальчик Петя ?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

6. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

7. Развитие умений – применение знания.

а). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

-Я прочитаю вам сказку

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На экране  появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

-Посмотрите на экран

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

                         (Е. Измайлов)

-Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Как они называются? (Однокоренными.)

.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Запишите эти слова– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.

– Что для вас было новым? Непонятным?

б). Работа по учебнику.

Упр. 84 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

-Прочитайте слова

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь

-Спишите самостоятельно

 в).Умение находить корень

- На слайдах выберите однокоренные слова

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение

г). Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах.

 - А теперь  поработаем  в парах. Возьмите карточку.

- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес                                              сад

вода                                            больной

море                                           деревянный

садовый                                     лесной

боль                                            водичка

дерево                                        моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес                                               мёд

лесок                                           мёдик

лестница                                     медведь

лесник                                         медовый

лесной                                         сладкий

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?

-А кто 2?

8. Итог урока.

-Какие слова называются однокоренными?

-Как пишутся корни в  однокоренных словах?

-Оцени свою работу на уроке.

9. Рефлексия.

-Оцени свою работу на уроке.

- Дорисуйте кружочки  и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

                Резерв проверка на экране                    

      Игра

3 команды- 3 ряда

 Слайд 11  - Образовать и  записать родственные слова:

 1-й ряд к слову «дом»

 2-й ряд к слову «рыбак»

 3-й ряд к слову «берёза»

          Проверка

Слайд

- Почему эти слова родственные?

     1- Слова близки по смыслу.

      2- Есть общая часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология  проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....