Кружковая работа: вышивание в детском саду: «Королева иголочка» подготовительная к школе группа
методическая разработка на тему

Иванова Евгения Николаевна

Кружковая работа: вышивание в детском саду:
«Королева иголочка»

            подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vyshivanie.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  - детский сад №26 общеразвивающего вида (здание 2 п. Кожино)

Кружковая работа: вышивание в детском саду:
«Королева иголочка»

            подготовительная к школе группа

                                                                                      Воспитатель:

Иванова Е.Н.

2018-19 уч.г.

Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

 

В.А. Сухомлинский 

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы. 

Актуальность проблемы: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Пояснительная записка: В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

Задачи:

 Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.

 Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

 Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».

 Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

 Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

Этапы воспитательно-образовательного процесса:

Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.

Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.

Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам

Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Техническое оснащение:

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7.Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Предполагаемый результат: К концу  года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

 

Перспективно-тематический план

 

Сентябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Разные иголки

«Разные иголки». Продолжить знакомство с иглой, с инструментами для шитья. Расширить кругозор детей.

Работа с родителями.

Разные иголки, познавательная литература.

2

История вещей

«История вещей». Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом.

Предметы для вышивания.

3

4

Цветные полоски

«Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

 

Октябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Веселые пуговички

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы.

2

«Гусеница». Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

3

«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями». Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы.

4

«Пуговичные узоры». Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.

Ноябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Подарок

ко дню

матери

«Изготовление игольницы». Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

2

3

4

 

Декабрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Нитяная графика

«Нитяная графика». Познакомить с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью.

Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные.

2

Узоры

«Узоры». Учить выполнять узоры по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

3

Снежинка

«Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

4

 

Январь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

2

Ёлочка

«Ёлочка». Продолжить учить работать с нитяной графикой, делать разметку для вышивки. Учить подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки.

3

Зимняя одежда

«Шапочка и шарфик для куклы». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией.

Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

4

 

Февраль

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Мешочки

«Мешочки для секретов». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

2

3

4

Салфетка

«Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

 

Март

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Салфетка

«Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук.

Салфетка, иголка.

2

Одежда

Беседа «Откуда одежда пришла». Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду.

Презентация «Откуда одежда пришла».

3

Ателье

«Ателье для кукол». Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

4

 

Апрель

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Дорожки

«Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

 

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

2

Радуга

«Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая.

3

4

 

Май

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Вышивание по замыслу

Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.

2

3

4

Наша

выставка

«Наша выставка» – выставка детских работ. 
Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.

 

 

Детские работы.

Диагностика: Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.

По мнению родителей, дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.

Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.

Список литературы:

1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.

2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой.

5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.

6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.

7. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.

8. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.

9. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1986. – 288с.

10. И. В. Новикова, И. В. Новикова.Обучение вышивке в детском садуАкадемия Развития, Харвест, ХарвестАкадемия Развития2010 г.

11. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.

 

 

Правила техники безопасности, которые были придуманы совместно с детьми.

  • Не бойся иголки, но уважай;
  • Иголку, где попало, не бросай;
  • Правило «хвостик – носик» соблюдай;
  • Вышивку чистыми руками бери;
  • Поработал – за собой прибери.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе «Бизнесмены»

Методический материал по организации сюжетно-ролевой игры "Бизнесмены"...

Проект по декоративно-прикладному искусству "Чудесный мир городецких и хохломских мастеров" (подготовительная к школе группа).

Проект по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе. Перспективный план....

«Туган ягым– Татарстан. Мой родной край - Татарстан» для детей подготовительной к школе группы.

На этом занятии дети расширяют знания о народах Поволжья; знакомятся и разучивают подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением...

Проект «День народного единства» в подготовительной к школе группе

Проект «День народного единства» в подготовительной к школе группе...