Роль воспитателя в процессе становления личности подростка, проживающего в общежитии
статья на тему

Татьяна Владимировна Бугаева

Особую роль в процессе становления личности студентов, проживающих  в общежитии, играет воспитатель. Логика деятельности воспитателя в общежитии заключается в переходе от опеки на первом курсе к организации студенческого самоуправления, проявлению максимальной ответственности за себя и свои поступки, формированию общих и  профессиональных компетенций на последующих этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в процессе становления личности подростка, проживающего в общежитии

Бугаева Т.В., воспитатель общежития

 ГБПОУ ВО «Хреновской лесной колледж им. Г. Ф. Морозова»

Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не законы и порядки, а коммуникабельность и уважение. Именно умение находить общий язык, умение договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы настоящей студенческой жизни.

Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под  воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития.

Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле.

Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому работа ориентирована на  направление желаний и усилий молодёжи к формированию активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту, здоровому образу жизни. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Особую роль в процессе становления личности студентов, проживающих  в общежитии, играет воспитатель. Логика деятельности воспитателя в общежитии заключается в переходе от опеки на первом курсе к организации студенческого самоуправления, проявлению максимальной ответственности за себя и свои поступки, формированию общих и  профессиональных компетенций на последующих этапах обучения.

Работа воспитателя в общежитии имеет свою специфику. Это, прежде всего:

  • необходимость адаптации студентов первого курса к новой социальной среде;
  • различный уровень познавательной мотивации студентов;
  • различия в уровне развития навыков самообслуживания;
  • специфика организации воспитательного процесса в общежитии;
  • проживание студентов отдельно от родителей, в общежитии.

Успех деятельности воспитателя во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений деятельности, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих адаптацию первокурсников к новой социальной среде.

Основными направлениями работы воспитателя в общежитии в адаптационный период являются:

  • проведение работы по ознакомлению студентов с правилами внутреннего распорядка;
  • составление социально - психологического портрета студентов;
  • изучение структуры межличностных отношений;
  • оказание практической помощи в период адаптации в общежитии;
  • формирование самостоятельности;
  • оказание помощи в выполнении домашних заданий.

Особая роль принадлежит здесь творческой, внеаудиторной деятельности, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также создания межличностных отношений, позволяющих снять проблемы в социальной среде студентов  общежития.  Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации, но и со становлением его как личности. В современных условиях воспитатель и сам должен быть творческим человеком.

Свою деятельность выстраиваю на основе личностно-ориентированного подхода, большое внимание уделяю индивидуальной работе со студентами, учитывая личностные, психологические особенности молодежи, особенности воспитания в семье. Разнообразные методы и формы работы, раскрывают потенциальные возможности студентов, способствуют раскрытию творчества, инициативы. В своей работе использую разнообразные технологии, которыми владею: проектная деятельность, деловая игра, ИКТ - технологии и другие.

Использование компьютерных технологий - одна из возможностей проявить свои творческие способности и найти еще один канал взаимодействия с коллегами и студентами. Внедрение их во внеурочную деятельность повышает познавательный интерес студентов, и поэтому данный ресурс использую для активизации воспитательной работы в общежии. Это значительно обогащает содержание, разнообразит методы и формы воспитания. Большинство мероприятий, проводимых мною, а также участие в конкурсах, акциях сопровождается презентациями,  видеоматериалами. Увлеченные моим примером студенты активно включаются в эту деятельность. Презентация конкурсов «Общежитие Наш  дом…», «Самый, самый…», «Полет нормальный…!» представлялась на мероприятиях в колледже. Владение информационными технологиями позволило организовать такое взаимодействие со студентами, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность, значительно расширяет аудиторию собеседников. В качестве обобщения опыта работы воспитателя общежития, создала мини сайт.

Студенты мобильные, увлекающиеся, заинтересованные и направляемые, активно участвуют в общественной жизни колледжа, будь то спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия или социальные проекты.

Это студенты-лидеры, обладающие теми или иными умениями и талантами, их обычно привлекают в Совет общежития.

В настоящее время студенческий совет общежития осуществляет следующие функции:

 1) Профилактику нарушений в общежитии

Для достижения снижения уровня нарушений студенческий совет проводит каждый раз в начале года собрания с первым курсом, а программа посвящения в жители общежития обязательно включает блок на знание правил общежития. Таким образом, студсовет работает на то, чтобы изначально дать студентам спокойное, безпроблемное для себя, администрации и родителей проживание.

 2) Адаптацию студентов первого курса к условиям проживания в общежитии.

 Первый курс – бывшие школьники, только уехавшие из дома, жить самостоятельно. Новая атмосфера, совместное проживание, самостоятельное обеспечение себя кулинарными блюдами, учебный процесс и незнакомая среда создают много стрессов. Программа адаптации направлена на то, чтобы студент избежал этого, и изначально втянулся в коллектив, сплотился и познакомился со всем курсом.

 3) Информационная деятельность:

Регулярное обновление стендов, организация собственного фотовернисажа в общежитии, обновление информации о ЗОЖ. Освещенность событий студенческим советом дает студенту возможность быть в курсе событий жизни общежития, а также поддерживать корпоративный дух.

 4) Досуговая деятельность студентов общежития.

Не все студенты реализуют свои творческие возможности в рамках колледжа, многие не против заниматься этим внутри общежития, где они коллективом не один год и прожили вместе. Деятельность эта развивает и объединяет студентов, не дает им запираться в комнатах и проводить там свои студенческие годы. Ряд мероприятий направлен на привлечение студентов к активному участию творческим, спортивным и развлекательным мероприятиям.

5) Деятельность по улучшению условий проживания в общежитии.

Работа со студентами по созданию комфортных условий, как своими силами, так и привлекая администрацию.

Пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью  воспитательного процесса. Ежегодно студенты ХЛК участвуют в спортивных соревнованиях. В состав спортивной сборной колледжа входят студенты, проживающие в общежитии.

Студенческая активность как вечный двигатель – однажды запустив, уже не остановишь. И в общежитии, где ВСЕ  едины, как одно целое, как одна семья, постоянно зарождаются яркие идеи, кипит работа, налаживается быт, проходят веселые праздники. Общежитие сближают людей – это давно известный факт. Оно учит определенным правилам жизни, учит дружбе и доброте, учит ценить друг друга и выручать в трудных ситуациях. Сделать жизнь в общежитии по-настоящему интересной и уютной посильно каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Роль воспитателя в становлении личности подростка, проживающего в общежитии

О значении воспитетельной работы в студенческом общежитии...

программа нравственно-полового воспитания "ПЕРЕКРЕСТКИ СТАНОВЛЕНИЯ" для обучающихся, проживающих в общежитии на 2015-2018 учебный год

Программа по нравственно-половому воспитанию способствует созданию целостной системы нравственного развития в общежитии образовательной организации. Содержание программы предусматривает формирование в...

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...

Роль классного руководителя в становлении коллектива группы и личности каждого отдельного студента.

Выступление из опыта работы на методическом объединении классных руководителей и мастеров производственного обучения...