«Наши пернатые друзья ».
учебно-методический материал на тему

Веселков Алексей Назарович

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Наши пернатые друзья ».103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки УР

Турстанция « Инвис »

Разработка занятия

Тема: «Наши пернатые друзья ».

                                                 Турстанция  « Инвис»

                                                 Выполнил: Веселков Алексей Назарович

                                                Должность: Педагог дополнительного образования

п. Ува

 2016г.

Введение

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основной экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей  природы, находятся в том возрасте, которой благодатен для формирования элементарных экологических понятий. Занятие « Наши пернатые друзья» проводится в игровой форме. Проводится занятие  по программе « Юный эколог».

 

Тема: « Наши пернатые друзья».

Цели: Закрепление изучения природы родного края, птиц, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе. Формирование представлений о птицах как живых организмах. Выявление уровня знаний учащихся о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с птицами, которые занесены в Красную книгу Удмуртии.

2.В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по теме:  « Птицы нашего поселка».

Методическое обеспечение: иллюстрации с изображением птиц, фонограмма птичьих голосов, Красная книга, телевизор, видеоплеер, видеосюжет « Зимующие птицы».

Ход занятия.

I Организационный момент.  Здравствуйте ребята. Я рад встрече с вами.

У. Сегодня у нас необычное занятие проведем его в игровой форме в виде викторины.  В этой игре вы должны показать, что вы являетесь лучшими знатоками птиц. Итак, начнем.

II Представление жюри.

1 конкурс « Представление команд».

( Максимальная оценка – 2 балла).

 Команда должна угадать у другой команды ее название.

1- команда « Синицы»

Головка в черной шапочке. На шее и груди – длинный черный галстучек. Спинка, крылья и хвост – темные. Грудка ярко – желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.  ( Синица).

        2 – команда « Снегири»

Красногрудая птичка с голубовато – серой спинкой, черной головкой, у самочек наряд более скромный. Мы украшаем нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.  ( Снегирь)

1 – команда   Мы отвечаем дружно,

          И здесь сомнений нет.

         Сегодня будет дружба,

         Владычицей побед

2 – команда  И пусть сильней кипит борьба,

                      Сильней соревнованье.

                      Успех решает не судьба,

                      А только наши знанья.

1 – команда : И соревнуясь вместе с вами,

                        Мы остаемся друзьями.

                        Пусть борьба кипит сильней,

                        И наша дружба крепнет с ней.

У. Послушаем жюри.

2 конкурс « Разминка»

У. Команды отвечают на вопросы. Первой отвечает та команда, в которой раньше поднимут руку.  ( За правильный ответ – 1 балл)

  1. Какая птица выводит птенцов зимой?  ( Клест)
  2. От чего страдают птицы зимой?  ( От голода)
  3. Какая птица ночует, зарывшись в снег? ( Тетерев)
  4. Как подает голос воробей? ( Чик чирик)
  5. Как называется столовая для птиц зимой? ( Кормушка).
  6. У какой птицы самый длинный хвост? ( Сорока).
  7. Какую птицу называют северным попугайчиком?  ( Клест)
  8. Назовите птиц, зимующих в нашей местности? ( Клест, снегири)

У. Что нам скажет жюри.

3 конкурс « Рассуждалки».

У. В этом конкурсе у вас будет возможность обсудить вопрос, порассуждать, прежде чем будете на него отвечать. Ответы  нужно будет доказать. Каждая команда получит по три вопроса.

( За подробный ответ – 2 балла. За правильный ответ без объяснения – 1 балл. Неверный ответ – 0 баллов).

- Почему сову называют пернатой кошкой?  ( Потому, что сова питается мелкими млекопитающими т.е. мышами и ведет ночной образ жизни).

- Почему клест выводит птенцов зимой?  ( В отличие от всех других зимующих птиц клест выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами).

- Почему дятла называют « помощником» других птиц? ( Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

- Почему птицу глухарь так называют? ( Когда глухарь начинает петь, у него закрываются ушные перепонки).

У. Послушаем жюри.

4 конкурс « Капитанов».

У. Ко мне подходят капитаны. Капитанам необходимо было приготовить материал о птицах, занесенных в Красную книгу Удмуртии. Выслушаем их сообщения.  ( Максимальная оценка – 5 баллов)

Капитан 1 команды. « Филин». Бесшумный полет, способность видеть темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые  в народе филина прозвали пернатой кошкой.

Организм филина приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Распространен филин по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах.

Крупные филины доживают в неволе до 60 лет. Из 144 видов этих птиц обитают у нас в Удмуртии 10 видов. Филин занесен в Красную книгу Удмуртии.

Капитан 2 команды. « Сокол – сапсан» В переводе с латинского сапсан значит « путешествующий». Этот сокол вполне заслуживает такого названия. Он путешествует почти по всему земному шару. Во время перелетов он посещает почти все северные страны Европы, Азии.

Сапсана еще называют перелетным соколом, или голубятником. Его основную пищу составляют птицы, начиная от небольших жаворонков и заканчивая грузными гусями.

Самка сапсана откладывает в мае или июне по 3 – 4 яйца. К сожалению, численность этой красивой птицы, в последнее время сильно сократилось, и теперь она взята под охрану.

Ребята что за книжка стоит на доске. Почему она так называется?

Д. Это красная книга.

У. Да, к сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. В результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания.

Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены растения и животные. Их еще можно спасти. Красный цвет – знак опасности, который приказывает нам: « Остановись!»

У. Жюри пока подводят итоги. Мы с болельщиками поиграем.

Игра с болельщиками.

У.

  1. Найдите спрятавшийся в этих словах птицу.

Автобус – сова.               Такси – аист              Нокаут – утка.          Грусть – гусь.

Филигрань – филин        Шнурок – коршун      Дудочка - удод  

У.  Что нам скажет жюри.

5 конкурс « Тройное решето».

У. В этом конкурсе вам надо с трех подсказок определить название птиц. ( Максимальная оценка – 1 балл).

1.

а) обитает в лесах;

б) питается насекомыми;

в) выдалбливает домики для других птиц.   ( Дятел)

2

а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;

б) питается насекомыми и грызунами;

в) ведет ночной образ жизни.    ( Сова)

3.

а) обитает в воде;

б) питается подводными частями растений;

в) нырять не может, погружает в воду голову и длинную тонкую шею. ( Лебедь).

4

а) обитает в лесах, гнездится в дуплах деревьев;

б) это птица лазает вниз головой, и обладает строительным интеллектом;

в) селится в лиственных и смешанных лесах. ( Поползень)

У. Послушаем жюри.

6 конкурс « Домашнее задание».

У. Приступаем проверке домашнего задания. Вам нужно было приготовить кормушки для птиц.  ( Максимальная оценка – 2 балла).

Д. Услышав, жалобы птиц мы решили сделать кормушки.

1 команда

« Птичьих столовых у нас много. За это, ребята, вам наше птичье спасибо. Но беспорядков много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженная, хлебные крошки  снег засыпал. То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня – густо, а завтра пусто.

Д. Они рассказывают, из чего сделали кормушки.

 2 команда

В сентябре мы просим ребят: не забудьте сделать для нас кормовые столики! В октябре мы радовались: ребята столики выставили! А в ноябре на них жалуемся! Не на всех, конечно, а на тех, кто с угощением ставит на столики западни. В клетку мы совсем не хотим, и не об этом мы вас просили.

Д.  Они рассказывают, из чего сделали кормушки.

У. Что нам скажет жюри.

7 конкурс « Загадка – плетенка»

У.  У вас на столах лежат листочки в них спрятались птицы. Отгадайте, какие. Побеждает та команда, которая впишет большее количество птиц за 1 минуту.

( За каждое правильное название – 1 балл).

1

В

Р

Б

Й

2

О

У

А

3

К

О

Е

4

К

К

Ш

А

5

Н

Г

Р

6

Г

У

А

Ь

7

0

О

Е

8

П

Л

К

Н

Ответы:  1. Воробей      3. Скворец          5. Снегирь         7. Соловей

                2. Попугай      4. Кукушка         6. Глухарь         8. Пеликан.

Игра с болельщиками.

У. Пока жюри поводят итоги, мы с болельщиками поиграем. На столах лежат разрезанные слова вам из них нужно собрать пословицы.

                      Подкорми птиц зимой, они тебе летом отплатят

                     Здоровое дерево дятел не долбит. Поэтому его как называют  (дятел)

У. Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет о наших зимующих птицах.

Подведение итогов. Награждение победителей.  Ребята спасибо за активное участие, за то что подкармливаете птиц, надеюсь, что мы будем продолжать подкармливать птиц и оберегать их.

Литература.

 1   М.М. Мартынова Твоя республика. Ижевск  « Удмуртия» 1982г.

 2 И.Г.Юдина  Нестандартные занятия и творческие задания. 1 – 4 класс. Издательство « Учитель» Волгоград 2002г.

 3 С.Н. Николаева. Методические пособие к программе « Зеленая тропинка» Издательство « Просвещение» Москва 2001г.

4.  М.А.Калугин Развивающие игры для младших школьников. Ярославль. Академия холдинг. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей групп «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей групп«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»...

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему "Животные - наши друзья"

Это внеклассное мероприятие посвящено теме "Животные - наши друзья". В этм меропятие  еть сценка с переодеванием, что немаловажно для интереса детей, повтор ранее изученной лексики, а т...

В гости к пернатым друзьям

Экологическая викторина, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля)....

Конспект "Наши новые друзья"

Конспет непрерывно-образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения....

Викторина для студентов 1 курса специальности 35.02.15 Кинология "Наши верные друзья"

Викторина для студентов 1 курса специальности 35.02.15 Кинология "Наши верные друзья"...