ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН
статья на тему

Батырова Н.Ш., Оглаева А.А.,

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

 

В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности, которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к познанию является использование в учебном процессе практико-ориентированного обучения. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на занятиях, являются:

-содержание учебного материала;

-стиль общения педагога и обучающихся;

-характер  и уровень учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-orientirovannoe_obuchenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

      ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ  

                                    СПЕЦДИСЦИПЛИН                      

Батырова Н.Ш., Оглаева А.А.,

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности, которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к познанию является использование в учебном процессе практико-ориентированного обучения. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на занятиях, являются:

-содержание учебного материала;

-стиль общения педагога и обучающихся;

-характер  и уровень учебно-познавательной деятельности.

При лекционном ведении занятия применяется проблемное изложение материала, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых выводов  всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся.

Например, изучение свойства пластичности грунта эффективно проводить на основе  действия закона диалектики «Переход количественных изменений в качественные» Из своего опыта студенты приводят примеры действия этого закона: научился кататься на велосипеде после долгих неудачных попыток и другие примеры, когда процесс увеличения количества приводит к переходу в новое качество и замечают, что переход в новое качество происходит резко, мгновенно, скачкообразно.

В беседе устанавливаем, что пластичное состояние грунта находится между  верхним и нижним пределами и каждому пределу соответствует ка-чественная и количественная характеристики. Созданный алгоритм работы по определению числа пластичности и вида грунта позволяет проанали-зировать работу и  правильно ее организовать, увидеть два параллельных этапа работы, увидеть как складывается результат, подумать, почему для определения влажности используется одна и та же формула.

                          Определение числа пластичности грунта.

Подготовка пластичного грунтового теста

Качественные показатели

Доведение грунтового теста

до границы раскатывания

Доведение грунтового теста

до границы текучести и испытание на балансирном конусе

Количественные показатели

Определение влажности грунта

на границе раскатывания           Wp=m1-m0/m0-m

Определение влажности грунта

на границе текучести

Wl=m1-m0/m0-m

Расчет числа пластичности

 Ip=Wl   - Wp

                                         

Определение вида грунта

Творческая работа над созданием запоминающихся ориентиров,  наглядность,  конструктивность способствовуют качественному выполнению работы, формированию необходимых профессиональных компетенций.  

Качественную и количественную  характеристики имеет такое важное     понятие  в грунтведении как оптимальная влажность.  Получив некоторый  опыт работы, студенты, изучив и проанализировав содержание лабораторной работы,  создают  структурно-логическую схему следующей  лабораторной  работы.

Некоторые затруднения вызывает у обучающихся задача на построение на местности высоты точки по заданной числовой  отметке при геометрическом нивелировании.

Определение отметки высоты точки и построение на местности высоты точки по заданной числовой  отметке являются прямой и обратной задачами.  Числовая отметка высоты точки рассчитывается по превышению или по горизонту инструмента. Т.к. уровнная поверхность линия невидимая, студенты не  всегда акцентируют себе, что в прямой задаче  задана высота-отрезок точки.

Для решения обратной задачи требуется построить отрезок-высоту точки, равный заданной числовой отметке. В этом случае  необходимо от линии луча инструмента по отвесной линии отсечь отрезок, равный вычисленному отсчету  по передней рейке и оставшийся отрезок от уровенной поверхности до точки касания с пятой рейки будет равен искомой высоте. Вычисленный отсчет по передней рейке отложить возможно, так как луч инструмента – линия видимая. Для прочного усвоения алгоритма решения обратной задачи, когда высота точки задана числовой отметкой нужно работать с отрезками, и построить отрезок, равный заданной числовой отметке. Для быстрого запоминания алгоритма работы полезно составить точный  рис.-схему местности, по которому легко определить, как подсчитать величину отсекаемого отрезка. Геодезисты- практики отмечают линию вычисленного отсекаемого отсчета,  повязывая по ней красную ленточку.

При объяснении залачи одна студентка привела пример, что однажды ей пришлось снимать мерки для шитья платья на тонкий поясок, разделяя их узелками. А уже дома она смогла записать  их, используя сантиметровую ленту. Она показала, что можно пользоваться как числовой, так и вещественной формой выражения параметра.

 Применение алгоритмов работ можно эффективно использовать при выполнении лабораторных, практических работ, решении многоэтапных задач. Применение алгоритмов работ повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность студентов.

Для повышения мотивации обучения  также широко используется разнообразный видеоматериал  (о применении проблемных грунтов, об улучшении свойств грунтов). Использование презентаций на уроках, выполнение презентаций на заданную тему самими студентами способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине. Использование обучающих и контролирующих тестов полезно  для усвоения определений, формул. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Оживляет занятие и использование исторического материала. 1-3 минуты, потраченные на сообщения студентов исторических фактов,  вызывают интерес, формируют познавательные УУД.

Повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Важный этап урока – подведение итогов занятия, студенты должны почувствовать удовлетворение от выполненной  работы и познания нового.

Активизирует познавательную деятельность и организация внеаудиторной работы студентов, привлечение  их к участию в студенческих исследовательских  конференциях и других мероприятиях.

Основной задачей общества, которое хочет получить квалифицированных специалистов, является активизация познавательной деятельности  обучающихся, чтобы их главной задачей стало получение прочных и стабильных знаний, умение их добывать, умение учиться всю жизнь.

                                                         ЗАЯВКА

на участие в научно-практической конференции

1

Наименование учебного заведения

Бюджетное профессиональное учебное заведение Республики Калмыкия «Элистинский политехнический колледж»

2

Адрес , телефон

358000, Республика Калмыкия,

город Элиста,

микрорайон 4, 38

телефон: 8(84722)2-44-37

3

Ф.И.О.

Батырова Надежда Шавхатовна,

Оглаева Алла Анатольевна

4

Должность

преподаватели спецдисциплин

5

Ученая степень, звание, почетное звание (при наличии)

-

Оглаева А.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия

6

Наименование статьи

Практико-ориентированное обучение на уроках спецдисциплин.

7

Телефон

Батырова Н.Ш.: 89618425275

Оглаева А.А.:    89093972292

8

Электронный адрес

elista_politeh@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Доклад "Реализация принципов обучения на уроках спецдисциплин"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум»        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБ...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»   ДОКЛАД  на предметно-цикловой комиссии по теме:    «Использование и...

«Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет»

laquo;Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет» Добрый день, уважаемые участники онл...

Практико-ориентированное обучение на уроках химии

Успешное применение практико-ориентированных задач в обучении химии возможно лишь при соответствующем дидактическом, информационном, лабораторном оснащении. Для выполнения экспериментально-расчетных з...