Доклад «Актуализация содержания и технологий обучения с учетом результатов выполнения конкурсных заданий участниками олимпиад».
статья на тему

Мурыгина Марина Павловна

Методическое объединение преподавателей и мастеров производственного обучения по укрупненным группам специальностей: 07.00.00Архитектура,08.00.00 Техника и технология строительства, 22.00.00 Технологи материалов на 2018-2019 год. «Совершенствование подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям по ТОП-50 и ТОП-регион в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями». Выступление на РУМО по укрупненным группам профессий, специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Актуализация содержания и технологий обучения с учетом результатов выполнения конкурсных заданий участниками олимпиад».

Мурыгина Марина Павловна

 преподаватель

СГОБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Смоленская область, г. Рославль

В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития включает в себя:

  • разработку и осуществление мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан, приобщению их к участию в культурной жизни общества;
  • разработку и реализацию мер стимулирования особо одаренных молодых граждан в области образования, науки, техники и культуры;
  • проведение смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи.

Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение тематических конкурсов и олимпиад.

Таким образом, важнейшим компонентом для совершенствования качества подготовки творческих, компетентных специалистов является участие студентов в состязательных мероприятиях. К их числу относят: олимпиады, профессиональные конкурсы.

          Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у молодых людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.

Олимпиады по  укрупненным  группам  подготовки, состоящим из соревнований, в рамках которых проводится оценка комплексных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, готовят к будущей деятельности, формируют активную жизненную позицию. Их подготовка и проведение выполняет важнейшую функцию профессионального развития и социализации.

Олимпиадная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Важная роль олимпиад — это развитие знаний и умений, полученных студентами при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей, что должно обеспечивать высокий результат в олимпиадах, относящихся к профессиональной подготовке. 

Совместная деятельность в ходе олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.

В случае организации конкурса или олимпиады, проводимых с группой обучающихся специфика командной работы студентов во время состязаний приучает студентов к коллективному творчеству, работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствовать формированию таких общих компетенций, как:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Олимпиады профессионального мастерства обучающихся в системе СПО в соответствии с распоряжением Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров проводятся в целях:

  • выявления наиболее одаренных и талантливых студентов;
  • повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;
  • реализации творческого потенциала студентов;
  • повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.  

Основными задачами олимпиад являются:

  • проверка способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;
  • совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;
  • стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;
  • повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;
  • развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;
  • повышение престижности специальности среднего профессионального образования;
  • повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.

Государство стремится уделять значительно внимание поддержке талантливой молодежи, участвующей в профессиональных конкурсах и олимпиадах, а также развитию данного направления деятельности образовательной среды, как фактора, способствующего ее совершенствованию.

В комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы было определено «выстраивание системы конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи и молодых рабочих, что будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи» (доклад Дмитрия Ливанова).

Конкурсы, организованные в на первом этапе в колледжа являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, студентов.

Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества студентов к познавательной деятельности, стимулирование студентов к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ФГОС. Участие в этих мероприятиях позволяет студентам подчеркнуть свой социальный статус и показать значимость в современном мире образовательной составляющей. Студенты гордятся достигнутым результатом, подтверждением является факт демонстрации в социальных сетях наград и дипломов, фото с мероприятий.

Олимпиада – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и студентов из других учебных заведений, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами. Участие направлено на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций, таких как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Очное участие в конкурсах и олимпиадах направлено на формирование помимо вышеуказанных, таких общих компетенций, как:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Призовые места на региональной студенческой олимпиаде профессионального мастерства – это итог работы преподавателя со студентами не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке. Очень важно, чтобы приобретаемый опыт на предметных олимпиадах, на региональных и Всероссийских, был позитивным, а это возможно в том случае, когда результаты участия радуют и преподавателя, и студента, что, в свою очередь, придает дальнейший стимул для совершенствования преподавательской деятельности.

Таким образом, олимпиады являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине "Бухгалтерский учет"

Данные методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет предназначены обучающимся по специальности  СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)....

Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  36.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет».  Целью методиче...

Конкурсные задания олимпиады по специальности "Фармация"

Материалы по проведению олимпиады по специальности "Фармация"...

Конкурсное задание 5 Чемпионата «WorldSkills Russia» по компетенции "Сварочные технологии"

Конкурсное задание включает в себя:1. Введение2. Формы участия в конкурсе3. Задание для конкурса4. Модули задания и необходимое время5. Критерии оценки6. Приложения...

Методические указания по изучению дисциплины "Бухгалтерский учет и отчетность" и задания для выполнения домашней контрольной работы

Методические рекомендации по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность» предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация соци...