Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья "Организация целеполагания на занятиях со студентами колледжа"

    Гаврилова Светлана Анатольевна

    Реализация требований ФГОС ООО к метапредметным результатам обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья18.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гаврилова С.А., преподаватель

    ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж» Петродворцового района

    Санкт – Петербурга

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

    СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

    Проблема целеполагания на уроках в колледже является весьма актуальной.  С одной стороны,  цели являются определяющим  фактором при проектировании любого педагогического процесса и во много определяют его эффективность.  С другой стороны,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к метапредметным результатам обучения, необходимо  формировать  у обучающихся  «умения  самостоятельно определять цели своего обучения,  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности».

    Под педагогическим целеполаганием А.В. Хуторской понимает  установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.

    Цель урока, как известно, – это предполагаемый,  мысленный результат работы учителя и учащихся на уроке.  Цели могут быть определены как для учителя, так и для обучающихся.  В последнее время,  вполне правомерно, особую значимость приобретают учебные цели -  т.е.  результат деятельности обучающихся  на уроке.  Именно  результат учебной деятельности  (что узнают и чему научаться студенты)  в конечном итоге  определяют образовательную эффективность урока.

    В педагогике определены общие  требования к целям урока:

    -  цели  предполагают законченность процесса;

    - конкретность,  достижимость  (указывают на конкретные результаты обучения);

    -  инструментальность,  технологичность  (должны определять конкретные действия по их достижению);

    - диагностичность (должны  поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной  деятельности). 

    Учебные цели урока «Технология приготовления блюд» определяются на разных уровнях усвоения учебного материала, например:   

    1. На уровне узнавания - «Ознакомиться с назначением инструментов для приготовления полуфабрикатов из мяса».

    2. На уровне представления - «Представлять  технологию  приготовления фарша».

    3. На уровне понимания - «Понять процесс  работы мясорубки».

    4. На уровне применения знаний (умений)  - « Уметь выполнять операцию «сборка мясорубки».

    5. На уровне мышления (анализа, оценки): «Научиться  анализировать (оценивать)  конструкцию объекта труда».

    Каждый из указанных выше уровней усвоения учебного материала  имеет свою характеристику и легко диагностируется учителем, в том числе и  с помощью тестового контроля.  Например,  чтобы  проверить получил ли представление студент об устройстве мясорубки,  достаточно, чтобы он по памяти назвал её основные части. Уровень понимания знаний характеризуется тем, что ученик может объяснить своими словами (интерпретировать) учебный материал, привести свои собственные примеры.   

    Учебная цель  может быть достигнута только с помощью  учебных действий обучающихся, которые могут определяться как учебные задачи.  Так, чтобы обучающийся научился выполнять операцию приготовления фарша, необходимо, как  минимум, чтобы он поставил и, в дальнейшем,  решил следующие учебные задачи: ознакомиться с технологией приготовления фарша, инструментами для  его приготовления; получить представление (образ действия)  о том,  как правильно следует выполнять приемы работы на мясорубке; выполнить упражнения и практическую работу по приготовлению фарша.

    После того,  как  учитель сформулировал предполагаемые учебные цели и задачи  урока,  важно продумать,  как  организовать целеполагание учащихся на уроке,  как подвести учеников к определению установленных им целей и задач,  как сделать так, чтобы они стали для них  значимыми. При этом необходимо учитывать, что собственные цели учеников далеко не всегда совпадают с тем, чего бы хотел учитель. Кроме того, сам процесс формулирования целей и задач урока представляет для учеников определенную сложность.

    А.В. Хуторской  считает, что целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

    Если говорить о конкретном уроке «Технология приготовления блюд», то на каждом его этапе организация целеполагания обучающихся имеет свои особенности. На начальном этапе урока, когда создается мотивация к учебной деятельности, могут быть использованы разные методические приемы целеполагания. 

    1. Домысливание.  Предлагается тема урока и слова – «помощники»: повторить…;  научиться…;  узнать…;  проверить… и др.  Данный прием создает условия для правильного формулирования деятельностного компонента  целей урока. 

    2. Постановка целей на основе структурно-логической схемы изучения технических объектов, явлений и процессов.  Представленные в схемах учебные  элементы  дают подсказку для определения и формулирования  содержательного компонента  цели. 

    3. Создание ситуации образовательной напряженности, когда  обучающиеся не могут определиться со своими дальнейшими действиями на уроке. В этом случае им  могут предлагаться, например, следующие задания: «Сформулируйте свою цель (задачи) на этапе вводного инструктажа», «Что надо делать после того, как мы изучили технологию приготовления фарша?» и др.

    4. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа,  направленная на выявление того, что еще пока не знают обучающиеся.

    5. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия. Грамотно сформулированные учебные цели и задачи помогают обучающимся лучше ориентироваться в структуре урока, его содержании, применяемых методах и средствах обучения. В процессе урока следует постоянно помогать  обучающимся поддерживать учебную  цель и задачи. Для этого на уроках используются следующие вопросы:

    -  Какую задачу мы решаем на этапе вводного инструктажа? Что мы делаем для этого?

    -  Как мы решаем задачу  по контролю  за  правильностью приготовления фарша? Удалось ли нам найти оптимальный способ решения данной задачи?

    -  Как решение задачи изучения строения мясорубки поможет нам в достижении цели урока?

    Постановка и поддерживание обучающимися учебных целей и задач  помогает им и в последующей рефлексии - осознании своих результатов обучения на уроке. Им предлагается ответить на ряд вопросов, например:

    1. Чему я научился сегодня на уроке, что узнал?

    2. Что мне не удалось на уроке, чего  не понял? Почему?

    3. Выполнил ли я сегодня на уроке то, что хотел, решил ли поставленные перед собой  задачи? 

    4. Достиг ли я на уроке своей цели, которую поставил?

    Рефлексия является своеобразным средством  диагностики результатов урока. Сочетание целеполагания и рефлексии  способствует тому, что некоторые  ученики  могут в дальнейшем уже  самостоятельно определять конечный результат своей деятельности на уроке, формулировать учебные   цели и задачи.  

    Таким образом, чтобы организовать целеполагание  обучающихся  на уроке  учителю необходимо:

    - сформулировать учебные цели урока  так, чтобы они были ориентированы на обучающихся,  предполагали законченность процесса, были диагностичными;

    - в соответствии с целями определить учебные задачи, которые позволят достичь поставленных целей.  В этом случае будет понятно,  что должны будут делать обучающиеся на уроке и  как организовать их учебную деятельность;

    - на начальном этапе урока помочь обучающимся самим определить необходимые учебные цели и задачи,  используя различные  методические приемы целеполагания. Это будет способствовать осознанию образовательных целей и появлению учебной мотивации у обучающихся;

    - обеспечить постоянное, на протяжении всего урока  соотнесение обучающимися своей деятельности с целью и учебными задачами. Для этого могут быть использованы специальные вопросы и задания.

    - использовать рефлексию в конце занятия как  отражение степени достижения поставленных целей обучающимися.

     

    Список литературы:

    1. Никитина Н.Н. и др.  Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – Режим доступа: http://www.school7keys.com/files/File/2015/10/18/Federal_nij_gosudarstve... 

    3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

    4.  Николаев В.В., Сазонова Л.В. Организация целеполагания обучающихся на уроках технологии в общеобразовательной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 36-42.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

    Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

    Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений

    Методика   проведения установочных занятий  со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...

    ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

    Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

    НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМ

                В статье проанализирована деятельность преподавтеля физической культуры и использование в учебном процессе метода круговой тренировки и элементов кросс...

    Методическая разработка "Использование ИКТ при создании аудио-визуального продукта на занятиях со школьниками"

    Процесс модернизации образования требует формирования у учащихся компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности ...

    Интернет-публикация методической разработки к занятию со студентами профессионального образовательного учреждения

    Интернет-публикация методической разработки к  занятию со студентами профессионального образовательного учреждения...

    Статья на тему: «Целеполагание на учебном занятии: аспекты требования ФГОС»

    В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают ...