Оптимальное чтение
статья по теме

Татьяна Ивановна Маршанкина

Что такое оптимальное чтение?

Это чтение в темпе разговорной речи. Согласно исследованиям, это темп от 120 до 150 слов в минуту.

Ребёнок, который не умеет читать, испытывает затруднения при выполнении домашних заданий. Ему бывает неинтересно на уроках, он неусидчив, не желает посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Скорость чтения – важный фактор, который влияет на успеваемость.

Что такое оптимальное чтение?

Зачем оно необходимо?

Эту проблему можно рассмотреть в нескольких аспектах.

  • Аспект обучения.

При обследовании одной из школ нашли ученика, который имел скорость чтения 38 слов в минуту. Такую скорость чтения имеют обычно ученики, обучающиеся в 1 классе. Так при таком чтении ученику надо около 3-х часов, чтоб раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения ученик, естественно, за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже девять часов; ёще прибавим 6 часов, которые ученик пробыл в школе – получится 15 часовой рабочий день.

       А надо ещё делать домашние задания

       Таким образом ученик обречен на неуспеваемость.

  • Аспект развития.

Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

  • Аспект воспитания.

Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 5 классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а исключительно троечника.

Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.

В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 5 классе?

Большинство учеников рассуждает следующим образом. Учиться хорошо – на «4» и «5» - недостижимо. Двойку всё равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

К концу 5 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 6 классе многие из них перестают выполнять домашние задания. В 7 классе увеличивается число трудных учеников, а в 8 классе некоторые из них совершают правонарушения.

  • Экономический аспект.

Например, в Японии большое значение придают образованию. Для японца образование – это средство выжить.

Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Еще пример. В некоторых странах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту.

Итак, рассмотрим необходимость оптимального  чтения в пяти аспектах. Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедить в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Вопрос: « Что делать?»

Этот вопрос всегда возникает в критических ситуациях.

Если  низкая техника чтения, то теряем 60-70% учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». В 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее освоению.

Все мы знаем известного педагога Сухомлинского. В своей книге « Разговор с молодым директором школы» он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе150-300 слов в минуту.

К концу 3 класса большинство учеников должна иметь скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Вы можете возразить. Реально ли это?

Разные ученики имеют разный темперамент.

Холерики, как правило, говорят и читают 150 слов в минуту. Некоторые  холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 130 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Им труднее достигнуть скорость чтения 120-150 слов в минуту. Но большинство наших учеников – холерики и сангвиники. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как добиться такого чтения?

Вот несколько рекомендаций.

  • Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сына, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Читай. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.» Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась порциями по несколько минут. Прочитать, пересказать содержание. Через несколько часов еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение нескольких часов за один прием.

Жужжащее  чтение.

Это чтение в классе. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать, каждый со своей скоростью.

Обучение чтению должно быть организованным и рациональным.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к их состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребенок не может читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ученик прочитает несколько строчек, затем получает кратковременный отдых.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.

Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов.

Как проводить зрительные диктанты?

Написать предложение, затем в течение определенного времени читать про себя, стараясь его запомнить. ( от 4 до 7 секунд). А затем, убрав предложение, записать его.

Возможно, кто-то скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в таком случае? Надо отреагировать очень спокойно.

Без раздражения, доброжелательно сказать: " Ну, хорошо, перепеши его, а в следующий раз постарайся запомнить".

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание другого предложения. Оно тоже записывается по памяти.

Зрительные диктанты можно писать ежедневно.

Как правило, такая работа способствует тому, что дети добиваются определенных успехов в обучении чтению, они легче усваивают смысл предложений.

Наиболее эффективными являются и такие упражнения, как чтение в темпе скороговорки, выразительное  чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Например, чтение одного отрывка несколько раз, но не более 3-х. Можно потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Здесь это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.

Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.

Упражнение длится не более 30 секунд. Затем следующее упражнение.

Прочитать текст, но чуть- чуть медленнее, зато красиво, выразительно.

Ребенок прочитывает знакомую часть текста до конца, не надо останавливать его. Он переходит на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения,при переходе на незнакому часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Конечно, его возможности не надолго хватит, но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время чтение улучшится.

Можно использовать самостоятельный замер скорости чтения. Прочитать одну минуту, подсчитать количество прочитанных слов. Завести дневник, записывать результат.

Целесообразно организовывать семейное чтение. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами. Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Помощь родителей необходима. Различные упражнения делают ее более эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_optimalnoe_chtenie.docx8 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое оптимальное чтение?

Это чтение в темпе разговорной речи. Согласно исследованиям, это темп от 120 до 150 слов в минуту.

Ребёнок, который не умеет читать, испытывает затруднения при выполнении домашних заданий. Ему бывает неинтересно на уроках, он неусидчив, не желает посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Скорость чтения – важный фактор, который влияет на успеваемость.

Что такое оптимальное чтение?

Зачем оно необходимо?

Эту проблему можно рассмотреть в нескольких аспектах.

  • Аспект обучения.

При обследовании одной из школ нашли ученика, который имел скорость чтения 38 слов в минуту. Такую скорость чтения имеют обычно ученики, обучающиеся в 1 классе. Так при таком чтении ученику надо около 3-х часов, чтоб раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения ученик, естественно, за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже девять часов; ёще прибавим 6 часов, которые ученик пробыл в школе – получится 15 часовой рабочий день.

       А надо ещё делать домашние задания

       Таким образом ученик обречен на неуспеваемость.

  • Аспект развития.

Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

  • Аспект воспитания.

Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 5 классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а исключительно троечника.

Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.

В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 5 классе?

Большинство учеников рассуждает следующим образом. Учиться хорошо – на «4» и «5» - недостижимо. Двойку всё равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

К концу 5 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 6 классе многие из них перестают выполнять домашние задания. В 7 классе увеличивается число трудных учеников, а в 8 классе некоторые из них совершают правонарушения.

  • Экономический аспект.

Например, в Японии большое значение придают образованию. Для японца образование – это средство выжить.

Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Еще пример. В некоторых странах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту.

Итак, рассмотрим необходимость оптимального  чтения в пяти аспектах. Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедить в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Вопрос: « Что делать?»

Этот вопрос всегда возникает в критических ситуациях.

Если  низкая техника чтения, то теряем 60-70% учеников. Далее они не могут учиться на «4» и «5». В 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее освоению.

Все мы знаем известного педагога Сухомлинского. В своей книге « Разговор с молодым директором школы» он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе150-300 слов в минуту.

К концу 3 класса большинство учеников должна иметь скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Вы можете возразить. Реально ли это?

Разные ученики имеют разный темперамент.

Холерики, как правило, говорят и читают 150 слов в минуту. Некоторые  холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 130 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Им труднее достигнуть скорость чтения 120-150 слов в минуту. Но большинство наших учеников – холерики и сангвиники. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как добиться такого чтения?

Вот несколько рекомендаций.

  • Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сына, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Читай. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.» Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась порциями по несколько минут. Прочитать, пересказать содержание. Через несколько часов еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение нескольких часов за один прием.

Жужжащее  чтение.

Это чтение в классе. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать, каждый со своей скоростью.

Обучение чтению должно быть организованным и рациональным.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к их состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребенок не может читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ученик прочитает несколько строчек, затем получает кратковременный отдых.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.

Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов.

Как проводить зрительные диктанты?

Написать предложение, затем в течение определенного времени читать про себя, стараясь его запомнить. ( от 4 до 7 секунд). А затем, убрав предложение, записать его.

Возможно, кто-то скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в таком случае? Надо отреагировать очень спокойно.

Без раздражения, доброжелательно сказать: " Ну, хорошо, перепеши его, а в следующий раз постарайся запомнить".

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание другого предложения. Оно тоже записывается по памяти.

Зрительные диктанты можно писать ежедневно.

Как правило, такая работа способствует тому, что дети добиваются определенных успехов в обучении чтению, они легче усваивают смысл предложений.

Наиболее эффективными являются и такие упражнения, как чтение в темпе скороговорки, выразительное  чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Например, чтение одного отрывка несколько раз, но не более 3-х. Можно потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Здесь это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.

Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.

Упражнение длится не более 30 секунд. Затем следующее упражнение.

Прочитать текст, но чуть- чуть медленнее, зато красиво, выразительно.

Ребенок прочитывает знакомую часть текста до конца, не надо останавливать его. Он переходит на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения,при переходе на незнакому часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Конечно, его возможности не надолго хватит, но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время чтение улучшится.

Можно использовать самостоятельный замер скорости чтения. Прочитать одну минуту, подсчитать количество прочитанных слов. Завести дневник, записывать результат.

Целесообразно организовывать семейное чтение. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами. Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Помощь родителей необходима. Различные упражнения делают ее более эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественный ремонт стиральной машины Киев по оптимальной стоимости

ремонт стиральной машины дешево В однин прекрасный день, во время, когда я пришел в квартиру, стиралка не стала отжимать. Я решил смотреть ремонт стиральных машин и откопал web-сайт по указанной т...

Моделирование процессов оптимального планирования

Разработка  учебно-методического комплекса (УМК)  по разделу «Решение задач линейного программирования»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к студенческой публикации "ОПЫТ ОЦЕНКИ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАСТЕР-СЕРВИС»

Вашему  вниманию  представлена    научно-практическая  работа  моей  студентки группы ЭК-131  Лагодиной  Анастасии (специальность 080114), выполненая ...

Студенческая публикация "ОПЫТ ОЦЕНКИ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАСТЕР-СЕРВИС»

Вашему  вниманию  представлена    научно-практическая  работа  моих  студенток  Полежаевой Марины  и Лагодиной Анастасии (специальность 080114), выполненая...

Выбор оптимальных методов обучения на уроках

Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой ...

Статья: Методика расчета оптимального размера заказа расходных материалов в салоне красоты (Экономические и правовые основы профессиональной деятельности в рамках Учебного плана 43.01.02 «Парикмахер»)

Статья поднимает актуальные вопросы применения современных логистических методов при осуществлении закупок расходных материалов для салонов красоты. Материалы могут быть использованы в целях формирова...

Проектирование оптимального состава машинно-тракторного парка для возделывания озимой пшеницы

Проектирование оптимального состава машинно-тракторного парка для возделывания озимой пшеницы ...