Выбор оптимальных методов обучения на уроках
план-конспект урока на тему

Львова Яна Игоревна

Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой необходимости на каждом уроке выбирать оптимальный, то есть наилучший на сегодняшний день, для данного этапа, вариант обучения с точки его эффекта и затрат времени студентов и преподавателя.

         Вариант обучения должен быть доступным для студентов определенного возраста и подготовки, должен соответствовать имеющемуся на изучение данной дисциплины времени. Только в этом случае он будет считаться оптимальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Всероссийский аграрный колледж заочного образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

На тему: Выбор оптимальных методов обучения на уроках

ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

Выполнена

преподавателем ветеринарных дисциплин

Львовой Яной Игоревной

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

ветеринарных дисциплин

Протокол № ____ от ___________

Председатель _________________

г. Сергиев Посад

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Применение проблемно-поисковых методов и КМД на уроках ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
  3. Метод самостоятельной работы с учебником с преобразованием текста и корректировкой жизненного познавательного опыта студентов.
  4. Организация самостоятельной работы студентов на уроке с использованием электронной контрольно-обучающей программы.
  5. Применение логических и технических приемов для обучения обобщениям в процессе преподавания дисциплины.
  6. Применение активных методов обучения при закреплении знаний по уроку.
  7. Список литературы.

«… Если обобщить следствия, вытекающие из принципов сознательности, активности, самостоятельности и наглядности обучения, то можно вести речь и о самостоятельном принципе, дидактике, предполагающем выбор оптимального сочетания различных методов обучения – словесных, наглядных, практических методов самостоятельной работы, проблемно-поисковых и репродуктивных.

В каждом конкретном случае необходимо выбирать такое сочетание  этих методов, в котором одни из них будут играть основную роль, а другие вспомогательную, в зависимости от тех задач, которые решаются на данном этапе урока, а также от специфики содержания возрастных и других особенностей студентов».

        Этим и обусловлен выбор темы данной методической разработки, которая посвящена вопросу оптимизации процесса обучения в курсе преподавания ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.

ВВЕДЕНИЕ

        Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой необходимости на каждом уроке выбирать оптимальный, то есть наилучший на сегодняшний день, для данного этапа, вариант обучения с точки его эффекта и затрат времени студентов и преподавателя.

        Вариант обучения должен быть доступным для студентов определенного возраста и подготовки, должен соответствовать имеющемуся на изучение данной дисциплины времени. Только в этом случае он будет считаться оптимальным.

        При выборе оптимальной структуры обучения необходимо помнить:

  • о принципе научности и доступности обучения;
  • о принципе сознательности и активности при руководящей роли преподавателя;
  • о принципе единства конкретного и абстрактного в обучении;
  • о принципе коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей студентов.

Оптимизация обучения предполагает, что преподаватель при подготовке к каждому року должен опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения новой темы, не допуская шаблона, трафарета, стандарта при построении уроков, не гиперболизируя отдельные методы, формы работы, не применяя все поровну, а находя самое лучшее их сочетание для данной ситуации.

Выбрать оптимальный вариант процесса обучения – это значит выбрать наиболее оптимальные задачи, содержание, методы, средства, формы, то есть все основные компоненты учебного процесса, а также должный темп и обеспечить хорошие условия для обучения.

        Для развития у студентов стремления к знаниям надо «идти» не с дисциплиной к студентам, а со студентами к дисциплине.

Лучшим способом здесь будет являться создание проблемной ситуации.

        Проблемная ситуация определяется из структуры дисциплины и определяется целевой установкой.

        Пользуясь рекомендациями педагогической деятельности, разработанными К.Я. Вазиной, на уроках целесообразно добиваться совместной работы преподавателя и студентов.

        В процессе оптимизации учебного процесса большое значение сегодня приобретают современные методы активного обучения, цель которых не просто дать содержание дисциплины, а представить изучение ее как нечто непрерывно усложняющееся и связанное между собой, как целое, в котором одни элементы зависят от других. В зависимости от усложнения материала выбирается и наиболее эффективный для данного урока и метод обучения.

Применение проблемно-поисковых методов и КМД на уроках

ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.

        Выбор наиболее эффективных для данного урока методов обучения – один из главных моментов оптимизации учебного процесса, т.к. методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленной на достижение цели образования, воспитания и развития студентов в процессе обучения.

        Так как любая деятельность в качестве неотъемлемого компонента имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяются на 3 большие группы:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Все эти методы обучения могут стимулировать, активизировать познавательную деятельность студентов. Методы обучения непрерывно совершенствуются. В последнее время широко используются поисковые методы благодаря внедрению проблемного обучения.

Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно, я считаю, применять эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала урока направлено на формирование понятий, законов. Перед применением поисковых методов необходимо подготовить студентов к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.

Для примера приводится содержание и ход урока ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, раздел «Методики диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных», тема «Методики исследования патологии обмена веществ и их диагностическое значение». Этот урок проводится с применением проблемно-поисковых методов и КМД.

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

План урока

ТЕМА  УРОКА:  ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ЦЕЛИ  УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование профессиональных компетенций; через КМД решить дидактические задачи:

  1. Умение умственной деятельности.
  2. Умение ситуативного поведения.
  3. Сознание содержания темы.
  4. Изучить механизм патологии обмена веществ, ее роль в сельском хозяйстве, ветеринарной медицине, обратив внимание на этиологические факторы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: развивать потребность к познанию, потребность к общению, потребность самостоятельно мыслить, чувство товарищества, чувство профессиональной ответственности.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие психологических качеств необходимых в профессиональной деятельности (память, внимание, самостоятельное мышление).

ТИП УРОКА: изучение новых знаний.

МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковый с применением КМД.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Ввод в проблемную ситуацию. Нарушение какого механизма в организме привело к данным последствиям? (СЛАЙД)
  3. Обозначение проблемы.
  4. Определение темы урока, постановка целей, определение плана и этапов решения проблемы.

ПЛАН  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

  1. Локализация патологического изменения.
  2. С какими процессами это связано.
  3. Этиологические факторы, вызывающие патологию обменного процесса.

Изучение материал по данной теме:

1-ый этап. Локализация патологического изменения.

1. Обзор вводного материала.

2. Просмотр кинофильма.

3. Обсуждение кинофильма (КМД).

4. Закрепление изученного материала. Составление опорного конспекта (КМД).

2-ой этап. С какими процессами это связано.

1. Задание для самостоятельной работы (КМД):

1.1 Определить по учебнику, какие процессы лежат в основе нарушения обмена веществ.

1.2 Составить сравнительную таблицу «Катаболизм и анаболизм».

2. Защита полученных результатов.

3. Обсуждение проблемы «Может ли измениться обмен веществ у животных под воздействием внешних факторов?»

 3. Просмотр кинофрагментов из кинофильмов.

«Нарушение обмена веществ».

4. Обсуждение вопроса «Каковы последствия данной патологии для животноводства».

3-ий этап. Этиологические факторы, вызывающие патологию обменного процесса. 

1. Задание для самостоятельной работы (КМД):

  • Установить причины развития патологии;
  • Заполнить обобщающую таблицу.

  1. Закрепление изученного материала, защита обобщающей таблицы, самостоятельные выводы по изученной теме.

Такой урок проходит всегда очень оживленно, студенты очень горячо отстаивают свои мнения, но в тоже время не отбрасываются высказанные студентами точки зрения какими бы наивными и нелепыми они не оказались.

Более того, отмечаю высокую устойчивость, выживаемость их жизненных, обыденных представлений.

Все студенты за урок получают оценки, в зависимости от их активности и вне зависимости от их точки зрения (если она активно защищается и аргументируется).

  1. Домашнее задание:

Установить причинно-следственную связь между этиологическими факторами и видами нарушения обмена веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Активные методы обучения на уроках математики

Приведены примеры активных форм обучения, применяемых на уроках математики для активизации познавательной деятельтности....