Методические рекомендации
методическая разработка

Качан Раиса Николаенвна

Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, получения ими профессионального образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_ovz_vse_nozologii.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для преподавателей

по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  

в работе со студентами-инвалидами

и студентами с ограниченными возможностями здоровья

Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, получения ими профессионального образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.

Выбор педагогических технологий обучения студентов с особенными образовательными потребностями должен основываться на особенностях их жизнедеятельности, восприятия окружающего мира, степени выраженности ограничений в связи с  нозологией.

Использование мультимедийных технологий призвано облегчить усвоение и запоминание учебного материала,  индивидуализировать процесс обучения, позволяет студентам с разными уровнями знаний, с разными нозологиями на одном учебном занятии выполнять действия и работы, которые соответствуют их стадии обучения, психо-физическим особенностям.

Электронные учебные пособия позволяют максимально детально и подробно представлять изучаемый материал с оптимальной информационной насыщенностью и наглядностью, а зрительно-пространственные методы лучше всего подходят для достижения концентрации и внимания.

Рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  

со  студентами – инвалидами с нарушениями зрения

Специфика обучения студентов с нарушениями зрения:

- дозирование учебных нагрузок;

- применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов.

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями зрения заключаются в следующем:

• дозирование учебных нагрузок;

• деление сложного, объемного учебного материала на логические части с целью облегчить усвоение данного материала незрячим студентом;

• использование алгоритма для обследования предметов, усвоения определенного учебного материала;

• направленность учебного материала на личную заинтересованность (мотивацию) обучающегося с нарушенным зрением;

• использование выпуклых (объемных) схем, рисунков для уточнения, обобщения информации;

• возможность использовать на занятиях специальное программное обеспечение и специальное оборудование, позволяющее компенсировать зрительное нарушение;

• предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате, позволяющем переводить плоскопечатную информацию в аудиальную форму и выпуклопечатную электронную форму;

• предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;

• использование четкого и увеличенного по размеру шрифта и графических объектов в мультимедийных презентациях;

• использование инструментов «лупа», «прожектор» при работе с интерактивной доской;

• озвучивание визуальной информации, представленной обучающимся в ходе занятий;

• обеспечение раздаточным материалом, дублирующим информацию, выводимую на экран;  

• наличие подписей и описания у всех используемых в процессе обучения рисунков и иных графических объектов, что дает возможность перевести письменный текст в аудиальный;

• обеспечение особого речевого режима преподавания: лекции читаются громко, разборчиво, отчетливо, с паузами между смысловыми блоками информации, обеспечивается интонирование, повторение, акцентирование;

• минимизация внешнего шума и обеспечение спокойной аудиальной обстановки;

• возможность вести запись учебной информации обучающимися в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте);

• использование в процессе преподавания не только зрительных, но и иных сенсорных модальностей (слуховых, тактильных, вестибулярных), активизирующих процесс сенсорного замещения;

• увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на практических и лабораторных занятиях;

• минимизирование заданий, требующих активного использования зрительной памяти и зрительного внимания;

• применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного; еженедельного контроля выполнения заданий для самостоятельной работы, что способствует непрерывной аттестации обучающихся;

• активизация реабилитационного потенциала за счет применения рефлексивно-деятельностного подхода, специальных адаптационных дисциплин.

Рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  

со  студентами – инвалидами с нарушениями ОДА

Поражения ОДА часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной, в неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое, в письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр, начало письма и чтения с середины страницы. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями ОДА заключаются в следующем:

– возможность использовать специальное программное обеспечение и специальное оборудование, позволяющее компенсировать двигательное нарушение;

– гибкость в управлении процессом обучения;

– использование всех сенсорных модальностей;

– предоставление возможности предварительного ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по программе за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;

– применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

– опора на определенные и точные понятия;

– использование для иллюстрации конкретных примеров;

– применение вопросов для мониторинга понимания студентами с ОДА изучаемого материала;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

– наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

– увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на занятиях.

Рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  

со  студентами – инвалидами с нарушениями слуха

Обучение студентов с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,
  • индивидуализации,
  • коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха, в том числе  планшетов,
  • использования электронного контроля знаний обучающихся.

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями слуха заключаются в следующем:

перенос акцента на наглядные средства преподнесения учебного материала;

обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;

наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;  

наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал);  

разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении;

наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

обеспечение практики опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты;

обеспечение работы со зрительными образами и выделению главного;

четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с ее применением на каждом занятии;

четкое указание и соблюдение сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;

соблюдение принципов осуществления контроля: соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности; наличие вариантов кейсов заданий; использование заданий на активизацию познавательной деятельности (на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию и др.);

соблюдение требований к предъявляемым учебным текстам (разбивка текста на части; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств);

активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;

дозирование применения словесных и наглядных компонентов в учебных сообщениях;

предоставление возможности соотносить воспринимаемый вербальный материал с графическим;

комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;

включение обучающихся в групповую деятельность;

обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы;

создание условий для развития способности к организации эффективного делового общения;

подготовка материалов для самостоятельной работы студента: пересоздать  текст, подготовить конспект, проиллюстрировать, отобрать нужные аргументы, выстроить их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли;

при общении со студентом с нарушением слуха смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хорошо артикулируя, смотрите прямо на него;

проявляйте педагогический такт, создавать ситуации успеха для студентов с ОВЗ, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

Рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  

со  студентами – инвалидами с соматическими нарушениями

В обучении лиц с хроническими соматическими заболеваниями специальные технологии призваны облегчить усвоение информации и обеспечить:

 – профилактику астенических состояний и психоэмоционального напряжения, повышение физической и умственной работоспособности (более частый отдых, смена видов деятельности и проч.);

– предъявление изучаемого материала с опорой на различные анализаторы;

– четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

– активизацию всех компонентов учебной деятельности.

Методические аспекты образования обучающихся с соматическими нарушениями  заключаются в следующем:

 – нормализация психоэмоционального и функционального состояния обучающихся;

– повышение физической работоспособности;

– снятие утомления и повышение адаптационных возможностей студентов.

На занятиях педагогу рекомендуется:

– использовать наглядный метод обучения;

– вырабатывать самоконтроль у обучающихся;

– делать паузы по ходу занятия;

– предусмотреть смену видов деятельности;

– дифференцировать задания по степени сложности с учетом возможностей студентов;

– обеспечивать оптимальную пространственную и временную организацию образовательной среды;

– максимально расширять образовательное пространство за счет социальных контактов с широким социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....