Организация внимания студентов на занятиях
презентация к уроку на тему

Гордиенко (Рыкова)  Ольга Александровна

Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться многим психологам. Многие трудности в обучении связаны с неумением (или неспособностью?) того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vnimaniya_studentov_na_zanyatii.pptx153.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внимания студентов на занятии Рыкова Ольга

Слайд 2

Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К. Д. Ушинский Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться многим психологам. Многие трудности в обучении связаны с неумением (или неспособностью?) того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Возможно, поэтому русская, затем советская и современная педагогика, следуя заветам К. Д. Ушинского, ставила задачу воспитания внимания на одно из первых мест и лелеяла надежду «на предохранение нашей молодежи от таких специфических зол в душевной организации русского человека, как рассеянность, неравномерность внимания, бедность произвольного внимания». Последние строки взяты из публикации в журнале «Столица» за 1915 год (!). С того времени многое изменилось, но данная проблема удивительным образом не утратила актуальности.

Слайд 3

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится действие, пока не будет достигнута цель.

Слайд 4

Основными функциями внимания являются:

Слайд 5

По степени волевого контроля различают

Слайд 6

Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека. Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Слайд 7

Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Слайд 8

Также для поддержания внимания необходимо применять и речевые приемы удержания внимания. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Слайд 9

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: вопросно-ответный прием: преподаватель ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам; переход от монолога к диалогу: позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных студентов, активизировать тем самым их интерес; прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять; опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям; демонстрация практической значимости информации; замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам урока (прием «тихий голос»); прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли; прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный; прием апелляции к собственным мыслям .

Слайд 10

1.Бусыгин А. Г., Бусыгина Т. А. Постановка вузовской лекции и оценка её качества / под ред. А.Л. Бусыгиной. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 32 с. 2.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М: Изд-во «Ось-89», 2000. 224 с. 3.Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. 536 с. 4.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М-Я / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с., ил. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593611 / http:// www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"

Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики...

«Организация самостоятельной работы студентов на занятии, внедрение способа само- и взаимопроверки»

Одним из условий успешной трудовой детальности и самостоятельного овладевания новыми знаниями является достаточно высокий уровень развития мышления и речи. Достижению этого уровня\' способствует обучен...

Организация работы студентов с соматическими заболеваниями на занятиях иностранного языка

Методическая разработка представлена темой «Мой будущий рабочий день» для студентов с соматическими заболеваниями, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование.Основой для...

Доклад "Поддержание внимания студентов при применении разнообразных средств и методов обучения"

Доклад включает в себя следующие вопросы: что такое внимание, основные функции и свойства внимания, характеристика непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания. Также описано применение...

2020 май заочная межрегиональная педагогогическая конференция статья Организация самостоятельной работы студентов на занятиях и во внеаудиторное время в рамках реализации ФГОС

2020 май заочная межрегиональная педагогическая конференция статья Организация самостоятельной работы студентов на занятиях и во внеаудиторное время в рамках реализации ФГОС...

Методические указания по организации и проведению практических занятий для студентов по МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развити...