А зори здесь тихие
классный час на тему

Классный час по прочитанному произведению (смысловое чтнение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_zori_zdes_tihie.doc59 КБ
Файл viktorina.docx21.6 КБ
Файл klaster.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по прочитанному произведению

Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Ход мероприятия

Деятельность учителя

* * *

На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

Слово учителя:

Мы прослушали  стихотворение Юлии Друниной  «На носилках, около сарая…». Как вы поняли, речь сегодня пойдет о Великой Отечественной войне, о цене Великой Победы,  а точнее, о роли женщины в годы войны. Одним из самых пронзительных, глубоких и правдивых  произведений о Великой Отечественной войне является повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…».

Борис Васильев – участник ВОВ, в послевоенное время – военный инженер, затем кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - это его первое прозаическое произведение, которое было опубликовано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились и другие произведения разных жанров: «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но начало его литературной деятельности было положено именно этим произведением. Как вспоминает сам Борис Львович, замыслом повести послужил «толчок памяти». Когда, будучи вчерашним выпускником одной из смоленских школ,  9 июля 1941 года в качестве бойца комсомольского истребительного батальона по борьбе с диверсантами он вышел на свое первое задание в лес. «И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине…., я увидел двух мертвых деревенских девчушек.  Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом видел немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой, не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…».

 

Итак, тема нашей дискуссии – «У войны не женское лицо». Так называется документальная книга очерков советской писательницы Светланы Алексиевич. Именно это название наиболее полно отражает задачи, которые ставит перед нами, читателями,  автор повести «А зори здесь тихие…»   Борис Васильев.

Целью же нашей дискуссии будет доказательство этого утверждения. В этом нам помогут кластеры, которые лежат перед вами.

Чтобы достигнуть этой цели, мы будем параллельно решать несколько задач:

  1. заполняем кластер (в данном случае схему комплексного анализа текста), итоговым овалом которого служит определение смысла названия повести; кластер, как обычно при групповой работе, заполняет один из членов команды, остальные помогают товарищу;
  2. последовательно делаем доклады, темы и, соответственно, последовательность которых были распределены в результате жеребьевки;
  3. участвуем в дискуссии:  после каждого представления проекта задаем вопросы докладчикам;
  4. по результатам конференции индивидуально заполняем сопоставительную таблицу «Система образов  повести». 

Для наиболее плодотворной работы на столе каждой команды лежит памятка по работе в группах.  

Вписываем название и автора повести в  соответствующие овалы.

Кто же  в системе образов данного произведения является основным, стержневым, связывающим между собой другие? (Сержант Васков)

Итак, первый доклад по теме ….представляет команда…(номер или название команды).

Образ сержанта Васкова в повести Б. Васильева

 «А зори здесь тихие…». Вопросы для рассмотрения:

1.

Описание внешности в тексте.

2.

Речевой портрет.

3.

Отношение к людям; отношение людей к герою.

4.

Отношение к долгу, поставленной задаче.

5.

Смысл жизни.

6.

Что привело на фронт?

7.

С какими мыслями воюет?

8.

Как ведет себя в трудную минуту? Как погибает?

  1. Образ Риты Осяниной в повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…».
  2. Образ Жени Комельковой в повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…».
  3. Образ Лизы Бричкиной в повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…».
  4. Образ Сони Гурвич в повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…».
  5. Образ Гали Четвертак в повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…».
  6. Композиция  повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие…». Почему воспоминания довоенной, мирной жизни Лизы, Сони, Гали и Жени предшествуют  описанию  гибели каждой из них?

8. Почему все девушки в повести погибают?

Слово учителя

Мы услышали выступления всех, команды заполняют итоговые  овалы кластера «Смысл названия повести».

                        ***

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Вопросы  ученикам:

Итак, каков же смысл названия данной повести, по вашему мнению? Что хотел донести до нас, потомков, Борис Васильев? От чего предостеречь? С какой стороны автор раскрыл для вас сущность Великой Отечественной войны?

Сдаем кластеры.



Предварительный просмотр:

Викторина по произведению «А зори здесь тихие…»

1. В каком году разворачивается действие повести?

В 1941 г.

В 1942 г.

В 1945 г.

2. Почему Васков упорно писал рапорты на новоприбывших солдат?

Они не подчинялись приказам

Они постоянно пили и гуляли

Они были плохо обучены

3. Какое событие заставило Риту Овсянинову возненавидеть немцев тихо и беспощадно?

Смерть ее мужа на второй день войны

Смерть ее сына

Ранение ее отца и тяжелое положение матери

4. Как автор описывает Женю Комелькову?

Она строга, сурова и готова на все ради победы

Она стройная рыжая красавица

Она тихая и трудолюбивая девушка, на которой держится фронтовое хозяйство

5. Какой приказ получает Васков после того, как Рита заметила в лесу двоих Немцев?

Убить немцев

Поймать немцев

Подослать к ним одну из девушек

6. Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу?

Потому что ей с детства нужно было работать

Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью

Потому что она влюбилась в лесника и сбежала с ним из дома

7. Что происходит с Лизой после того, как старшина отправляет ее обратно к разъезду сообщить об изменении обстановки?

Ее замечают и убивают немцы

Она тонет в трясине

Ее берут в плен немцы

8. Зачем Васков берет с собой Галю в разведку?

Потому что Галя знает немецкий

В «воспитательных целях»

Он хочет приглядеть за ней

9. Как погибает Рита?

Ее убивает немец

Она просит Васкова ее убить

Она стреляет себе в висок

10. Как Васкову удается взять в плен четверых немцев?

Ему помогает появившееся подкрепление

Немцы сдаются сами, потому что не верят, что Васков на много миль один-одинешенек

Васков оглушает их гранатой

ОТВЕТЫ

1. В каком году разворачивается действие повести?

В 1942 г.

2. Почему Васков упорно писал рапорты на новоприбывших солдат?

Они постоянно пили и гуляли

3. Какое событие заставило Риту Овсянинову возненавидеть немцев тихо и беспощадно?

Смерть ее мужа на второй день войны

4. Как автор описывает Женю Комелькову?

Она стройная рыжая красавица

5. Какой приказ получает Васков после того, как Рита заметила в лесу двоих Немцев?

Поймать немцев

6. Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу?

Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью

7. Что происходит с Лизой после того, как старшина отправляет ее обратно к разъезду сообщить об изменении обстановки?

Она тонет в трясине

8. Зачем Васков берет с собой Галю в разведку?

В «воспитательных целях»

9. Как погибает Рита?

Она стреляет себе в висок

10. Как Васкову удается взять в плен четверых немцев?

Немцы сдаются сами, потому что не верят, что Васков на много миль один-одинешенек


Викторина 2

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»

  1.  Где происходит действие повести?
  2.  В каком году произошли эти события?
  3.  Каким было суровое ремесло девушек?
  4. Назовите имя, звание Васкова, сколько ему лет?
  5. Узнайте героиню повести по описанию внешности:

  а)  «Высокая, рыжая, белокожая. Волос густой, мягкий, медью отливает. А глаза детские – зелёные, круглые, как блюдца»;

  б)  «Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки»;

  в)   «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире. Здорова, хоть паши на ней».

  1. Назовите героиню повести по отрывкам из биографии:

  а)  «…страшно схитрила, повела лейтенанта самой дальней дорогой… а он всё молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у неё разрешения. И от этой робости сердце девушки падало прямо в коленки. Он погиб во второй день войны в утренней контратаке»;

  б)  «Ещё в университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестёр, серые и глухие, как кольчуги. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если доставались места на галёрке. Сосед по лекциям подарил ей тоненькую книжечку Блока».

     7.  Сколько было в лесу диверсантов?

8.  Как погибли девушки?

9.  Кого девушки хотели судить на комсомольском собрании за трусость, проявленную в бою растерянность?

10. О чём Рита просила перед смертью Васкова?

11. Зачем в Эпилоге автор ввёл письмо современника?

     12. Назовите режиссёра, который экранизировал повесть, в каком году?

     13. Назовите композитора, создавшего оперу «А зори здесь тихие…»

     14. Какой премией был награждён Б.Васильев за повесть «А зори здесь  тихие…»?

Ответы 2

  1.   Действие повести происходит в Карелии, на 171-м разъезде.
  2.   Это случилось в 1942 году.
  3.   Будни полувзвода зенитчиц.
  4.   Васков Федот – старшина, ему 33 года.
  5. а)   Женя Комелькова;

б)  Галя Четвертак;

в)  Лиза Бричкина.

     6. а)  Рита Осянина;

         б)  Соня Гурвич.

     7.   В лесу было 16 диверсантов.

     8.   Лиза Бричкина поторопилась и утонула по неосторожности в болоте.

           Соня Гурвич убита ножом во время поиска кисета.

           Галю Четвертак сразила пулемётная очередь, когда она побежала,                  

           испугавшись.

           Женя Комелькова уводила фашистов от раненой Осяниной и

           Васкова, расстреляли её в упор.              

           Раненая Рита Осянина застрелилась, чтобы не быть обузой для

           Васкова.

  1.   За трусость хотели судить Галю Четвертак.

10. Просила, чтоб Васков позаботился  о сыне Альберте.

     11. Автор ввёл письмо современника, чтобы связать современность с

           годами войны. Мы должны помнить, какой ценой завоёваны тихие

           зори.

     12. Экранизировал повесть режиссёр С.И. Ростоцкий в 1872 году.

     13. Оперу создал композитор К.В.Молчанов.

     14. Б.Васильев был награждён Государственной премией СССР.



Предварительный просмотр:

                                                                            Класс________ Дата______________                          

                                                                            Капитан_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как это было... Глава III. Великий Г.Ф. Морозов здесь жил и творил.( К 125- летию со дня основания ХЛК им. Г.Ф. Морозова)

Газета «Путь Ильича» от 03 февраля 1957 года. 90-летие со дня рождения  Г.Ф. Морозова.(1967 – 1957 г.). Установление   мемориальной доски. Газета «Путь Ильича» от 07 сен...

«Экономическая эффективность производства подсолнечника на примере хозяйства ООО «Тихий Дон»

Проектная работа на тему «Экономическая эффективность производства подсолнечника на примере хозяйства ООО «Тихий Дон»...

А зори здесь тихие ...

презентация к сценарию по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

А зори здесь тихие

Сценарий мини-спектакля по пьесе "А зори здесь тихие"...

сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева

Сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева. Сценарную разработку можно использовать в концерте к Дню Победы, к Дню Защитн...

"А зори здесь тихие..."

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «граж...