сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева
материал

Екатерина Евгеньевна Шмелева

Сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева. Сценарную разработку можно использовать в концерте к Дню Победы, к Дню Защитника Отечества, и как самостоятельный постановочный номер. В сценарии много женских ролей, музыкальных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий "А зори здесь тихие..."38.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция по мотивам

повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Оформление: маскировочная сеть, плащ-палатки, 4 куба, слеги – 6 шт., бинокль, пистолет, 5 винтовок, кисет с табаком и газетой.

Музыка (М. Таривердиев). Звуки деревни. Выходит современная Девушка.

Девушка – Как же хорошо у нас здесь, даже воздух не такой как везде…. сладкий какой-то. И зори здесь такие тихие!

     Люблю тебя, моя деревня,

     Мой милый сердцу уголок…….

Но так тихо было не всегда. Говорят, что в годы войны, почти на этом самом месте, бой был. И приняли его… девчонки, такие как я. Самой старшей было 20.  Старики рассказывали.

Девушка уходит за кулисы.

Сцена «Приезд девушек» (голоса из-за кулис)

Лиза – Ой, девчата, какое место тихое.

Соня – Хорошо-то как.

Галя – Как будто и нет войны.

Девушки появляются на сцене

Кирьянова – Вот это укрепрайон! Тут и защищать-то нечего.

Женька – Как? А тут же старичок есть, забавный такой, один остался, его и будем защищать (девушки смеются).

Кирьянова – Отставить смешки! Стройсь!.... Это вам не старичок, а товарищ старшина, наш командир, между прочим, Федот Евграфович Васков.

Лиза –  Ой! А он женатый?

Галя – Девчата, глядите, Лизка замуж за этого пенька собралась!

Соня - Гляди, как бы он от такой радости не помер!

Галя - Чо делать с ним будешь, кашу за него жевать? Зубов-то, поди, нету?

Женька - И зубов, и…..

Кирьянова – Отставить! Бричкина, это что за разговоры? О замужестве после войны будешь думать. А годов ему, между прочим, ну, чуть больше, чем нам с вами.

Выходит Васков

Кирьянова Отставить! Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта.  Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Васков – Это что такое? Я кого просил? Я просил непьющих!

Кирьянова и девушки – Так мы непьющие, товарищ старшина!

Васков — Извиняюсь, значит. И чтоб насчет, значит, женского полу, тишина, так сказать……Ну, чтоб, значит, проблем никаких.

Кирьянова – Так и с этим проблем никаких, Федот Евграфович.

Васков – Да мужчин я просил! Понимаете, мужиков! Чего я с вами тут делать-то буду?

Кирьянова – А мы вообще-то воевать сюда приехали, а не чего-то тут с вами делать!

Васков - Вояки, мать вашу. Вольно! (машет рукой)

Женька (поет частушки)

Я хотела выйти замуж,

Мать корову не дает.

А старшина такой попался,

Без коровы не берет.

     Говорят, картошку съели

Колорадские жуки,

Без картошки обойдемся,

Лишь бы были мужики.

Девушки отходят на задний план, оформляют задний план маскировочной сетью и остаются спинами к залу

Васков (скручивает цигарку) - Зенитчики оказались зенитчицами, да вдобавок ко всему, девахами шумными и задиристыми.

Старшина Федот Васков чувствовал, что попал в гости в собственный дом, боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти без стука, не могло быть и речи.

Всю свою 32 –летнюю жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и четко. Он любил армию. Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня спокойно.  А теперь…Вздохнул старшина, размышляя о своих зенитчицах.

Текст девушек идет на музыке

Рита (на своих словах каждая девушка поворачивается к залу и выходит вперед) - Рита была не из бойких…Замуж вышла рано по большой любви за лейтенанта Осянина. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной…..

Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата.

Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, но тотчас выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал.

— Помрет у нас мать-то, — строго предупреждал отец,

Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме и бегала в сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня.

Завтрашний этот день скрывался в чём-то сияющем и пока обходил стороной этот затерянный в лесах кордон, где жила Лиза с отцом-лесником. Но Лиза знала твердо, что жизнь существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня.

Галка Четвертак была этакая…… замухрышка. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки.

Она была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь, в котором размещался детский дом, не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Её долго дразнили и презирали, а она просто …… сочиняла сказку. После бородатого старика из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась…. Галя Четвертак.

      Война застала Галю на третьем курсе, и вскоре, придя вместе со всем курсом в военкомат, она оказалась в зенитчицах.

Реальный мир оказался суровым и жестоким. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

Женька Комелькова ничего не боялась: так ее воспитал отец. Он смеялся: «Дочка красного командира ничего не должна бояться». И Женька не боялась. Скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. А еще пела под гитару и крутила романы с молоденькими лейтенантами. Легко крутила, для забавы, не влюбляясь.

— Женька, совсем ты голову лейтенанту Сергейчуку заморочила. Докладывает мне сегодня: «Товарищ Евге... генерал...»

— Врешь ты все, папка.

Счастливое было время, веселое, а мать все хмурилась да вздыхала: взрослая девушка, а ведет себя...

— Женечка, нельзя же так. Знаешь, что о тебе в городе говорят?

— Пусть болтают, мамочка!

— Говорят, что тебя с полковником Лужиным несколько раз встречали. А ведь у него семья, Женечка. Разве ж можно?

— Нужен мне Лужин!.. — Женька передергивала плечами и убегала.

А Лужин был красив, таинствен и героичен: за Халхин-Гол имел орден Красного Знамени, за финскую — Звездочку. И мать чувствовала, что Женька избегает этих разговоров не просто так. Чувствовала и боялась...

Лужин-то Женьку и подобрал, когда она одна-одинешенька перешла фронт после гибели родных. Подобрал, защитил, пригрел и — прилепил к себе. Тогда нужна была ей эта опора, нужно было приткнуться, выплакаться, приласкаться и снова найти себя в этом грозном военном мире. Все было как надо, — Женька не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась.

Соня Гурвич еще в университете донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги.  У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была.

Соня долго не замечала тяжести этих платьев, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока…. и ушел добровольцем на фронт.

Через год и Соня надела форму. И сапоги — на два номера больше.

Музыка. Выходит современная Девушка.

Девушка – Они были моложе меня, девочки эти. Вот только повзрослеть им пришлось очень рано.

Господи, а ведь их жизнь только начиналась: закончили школу, мечтали о будущем, о любви…. Всё перечеркнула проклятая война, даже дотанцевать не успели.

Звучит «Рио-рита», девушки танцуют друг с другом, Васков тут же, протирает пистолет

Женя Товарищ старшина, а вы женаты?

Васков — Был женатый, боец Комелькова. Дезертировала жена с полковым ветеринаром, покуда я на финской был.

Женя — Понятно… А дети есть?

Васков — Дети?.. Был мальчонка, Игорь. Помер. Аккурат перед войной.

Лиза — Умер?..

Васков – Так точно, боец Бричкина.

Вбегает Рита

Рита – Товарищ старшина, там немцы!

Васков – Где?

Рита – В лесу.

Васков – Откуда известно?

Рита – Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках... 
         Васков Команду — в ружье: боевая тревога!

Галя – Ой, мамочки, немцы.

         Васков - Кирьянову ко мне. Бегом! 

Вбегает Кирьянова

Кирьянова – Да, товарищ старшина!

Васков – Давай, Кирьянова, 5 человек. Строй команду. Немцы в лесу.

Кирьянова Женечка, Галя, Лиза, Сонечка. Осянина идет старшей.

Васков - Погоди, Кирьянова. Ну что это «Женечка, Сонечка»? Немцев идем ловить — не рыбу. Стрелять-то хоть умеют?
     Кирьянова —
Умеют, товарищ старшина.
Васков
  Да, и вот еще. Может, немецкий кто знает? 
Соня — Я знаю. 

Васков — Что — я? Что такое я? Доложить по форме!

Соня – Боец Гурвич.

Васков - Хм! Как по-ихнему — руки вверх? 
Соня — Хенде хох. 
Васков — Точно. Ну, давай, Гурвич. Значит, так: идем на двое суток, надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести. На все – про все 40 минут. Выполнять.

Девушки разбежались

  Васков - Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. Не ворочай он в свои четырнадцать за иного женатика — по миру пошла бы семья. Тем более голодно тогда было, неустройства много. А он единственным в семье мужиком остался — и кормильцем, и поильцем, и добытчиком: отца медведь заломал. О том, что людям выходные положены, узнал к двадцати годам. Ну, потом армия. В армии солидность уважают, а он армию уважал. Так и получилось, что и на данном этапе он опять же не помолодел, а наоборот, старшиной стал. А старшина — старшина и есть: он всегда для бойцов старый. Положено так.

Девушки вернулись, построились

Васков - Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?
                                         Девушки захихикали

Васков  — Я сурьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши имеются.

Соня  — Я умею. По ослиному: и-а, и-а! (девушки засмеялись). 
Васков  — Ослы здесь не водятся.  Ладно, давайте крякать учиться. Как утки (показывает). Что молчите? Повторяйте.

Девушки пробуют повторить

Васков – Прекратили обучение.  Головной дозор, шагом марш! Двинулись.

Перестройка кубов

Васков - Дойдя до болота, остановились.

Васков - Стойте покуда здесь (выносит слеги). Вот это – слеги, тропу, значит, нащупывать. Пробуйте (девушки пробуют). Все, двинулись.

Звуки болота. Движение по кубам

Рита – Девушки шли через болото, а когда добредали наконец до твердой земли, то валились на жухлую прошлогоднюю траву замертво.

Соня – Мокрые, облепленные грязью, задыхающиеся, но……без стонов.  

Девушки приводят себя в порядок

Васков – Выбрав позицию, Федот Евграфыч, как положено, произвел расчет времени. По расчету этому выходило, что немцев ждать оставалось еще часа четыре, и поэтому разрешил он своей команде сготовить горячее из расчета котелок на двоих.

Лиза – Кухарить Лиза Бричкина сама вызвалась: старшина ей в помощь еще двоих выделил и дал указание, чтоб костер был без дыма.

Васков — Замечу дым, вылью в огонь все варево в тот же момент. Ясно говорю?

Лиза — Ясно….

Васков — Нет, не ясно, товарищ боец. А ясно тогда будет, когда у меня топор попросишь да подручных своих пошлешь сухостоя нарубить. И накажи им, чтобы тот рубили, который еще без лишая стоит. Чтоб звонкий был. Тогда дыма не будет, а будет один жар. (2 девушки уходят)

Женька – Старшина расположил своих бойцов и сам прикорнул, но не спал, переживал, на сколько времени они немцев обогнать успели, всё ли удалось подготовить как надо.

Соня – И пошел от бойца к бойцу, проверил, все ли ладно устроены. Вернулся на свою позицию, и Гурвич рядом с ним, по его приказу вела наблюдение.

Васков – Тихо было. Уже и в сон стало клонить.. Как вдруг…. Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Легким, кошачьим шагом они двинулись к озеру...

Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку.

Соня — Три... пять... восемь... десять... Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина...

Васков -  Вижу.

Музыка опасности

Васков – Ну что, девоньки? Бой нам предстоит неравный, страшный бой. Всё понимаю: вам бы ещё привыкнуть надо, душой зачерстветь, да времени уж на это нету: пропустить их на Синюхину гряду и дать взорвать железнодорожный мост не имею права. А они направляются именно туда, видите, тихонько, в обход. Ежели убьют меня, не поминайте лихом.

Девушки бросаются к нему, повисают на нём.

Рита – Товарищ старшина!

Галя - Федот Евграфыч!

Лиза – Миленький! Мы сможем!

Соня – Не пропустим гадов, товарищ старшина!

Женя – Не пропустим, Федот, ещё и до Берлина дойдём.

Васков – Девчонки, дорогие мои, подружки милые, конечно, сдюжим, ещё как сдюжим, мы немцам сейчас такой тарарам устроим, что пожалеют, что явились сюда. А сейчас тихо, тихо, спешить надо, позиции занять. Давайте, быстро, быстро.

Девушки убегают за кулисы

Васков - Федот Евграфыч переживал сейчас самый настоящий страх, прямо-таки звериный страх.  Эх, пулемет бы сейчас с полным диском и толковым вторым номером! Но не было у него ни пулеметов, ни мужиков, а была пятерка смешливых девчат да по пять обойм на винтовку. Оттого-то и обливался потом старшина Васков в то росистое утро… Да выбора не было, ни у него, ни у девчонок. Эх, сестренки, поехали!!! 

Васков остается на сцене

Слышны выстрелы

Галя – Выбора не было. Ни выбора, ни права, а потому и не пропустили они немцев, здесь остались, а не пропустили.

Девушки вышли из-за кулис, звучит «Музыка любви», идет текст девушек

Галя. Галя погибла первой. Фрицы оказались слишком близко к тому месту, где пряталась Четвертак, и Галино сердце не выдержало такого напряжения.

С шумом раздались кусты, и из них порскнула Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, ничего не видя и не соображая от страха….

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Соня. Соня побежала за кисетом Васкова: забыл он его на прежней позиции, и когда прозвучал этот странный выкрик, Федот Евграфыч, холодея, уже догадывался, уже знал, что он означает. Глянул стеклянно, сказал чужим голосом:

— Комелькова, за мной. Остальным ждать.

В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги, на два номера больше. А на гимнастерке были видны две дырочки, лишь две маленькие дырочки от лезвия.

Лиза. Лиза спешила в расположение своих, за подмогой. Идти по болоту становилось труднее. И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно споют, ведь обещался комендант. А там... Там посмотрим.

Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, что Лиза рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте. Земли не было. Ноги медленно и страшно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве.

— Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет — теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...

Рита. Несколько минут было выиграно: куснули они противника, показали зубы, и второй раз он в этом месте так просто не полезет. Не успел Васков своей диспозиции додумать: шаги за спиной. Оглянулся: Женька прямиком сквозь кусты ломит.

— Скорее!.. Рита!..

Что Рита, не стал Федот Евграфыч спрашивать: по глазам понял.

Осянина, скорчившись, сидела под сосной, упираясь спиной в ствол. Силилась улыбнуться серыми губами, то и дело облизывая их, а по рукам, накрест зажавшим живот, текла кровь.

— Чем? — только спросил Васков.

— Граната...

Положил Риту на спину, за руки взял и понял, что все... Даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все — и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живое, солдатский ремень…..

Женька. Женька вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.

А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и потом потихоньку уйти. Но там была Рита, там был Федот, и она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добивали ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо...

Звучит «Дьявольская музыка»

Васков - Тот, последний путь, он уже никогда не мог вспомнить.

  Эту поляну с прогнившим колодезным срубом и въехавшей в землю избой он искал, как гончая: по запаху, по нюху, ненависть вела, ненависть и боль. И когда нашел, эту сотню метров прошел беззвучно и невесомо. Он знал, что там враг, знал точно и необъяснимо, как волк знает, откуда выскочит на него заяц. 

Одним рывком рванул скособоченную дверь и прыжком влетел в избу:

— Хенде хох!..

И забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:

— Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!..

И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал...

Нет, не крика они испугались. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек. Не вмещалось это понятие в их, фашистские, мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел.

А Федот Евграфыч трясся в ознобе и рыдал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он смеялся сквозь эти слезы, и кричал:

— Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично…

Сознание его на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал.

И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули его, и он понял, что навстречу бегут свои. Русские...

Все девушки на сцене. Звучит вокализ.

Выходит современная Девушка

Девушка Хорошо у нас здесь, даже воздух не такой как везде…. сладкий какой-то. И зори здесь такие тихие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О Боге, вере и христианстве". Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 1025-летию принятия христианства

2013 год в Русской православной церкви объявлен юбилейным. 1025 назад, в далеком 10-м веке, Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира приняла христианскую веру и культуру. В этом году мы ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Этих дней не смолкнет слава" (Битве под Москвой посвящается...)

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Этих дней не смолкнет слава" был написан к 65-летию битвы под Москвой. Литературно-музыкальная композиция  "Этих дней не смолкнет слава" в 2007 году з...

А зори здесь тихие ...

презентация к сценарию по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"...

А зори здесь тихие

Сценарий мини-спектакля по пьесе "А зори здесь тихие"...

А зори здесь тихие

Классный час по прочитанному произведению (смысловое чтнение)...

"А зори здесь тихие..."

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «граж...