"Ориентирование в жизни"
статья

Скорнякова Светлана Андреевна

Мы предлагаем новый вид занятий ориентированием – игра «Ориентирование в школьных дворах». Хочется привлечь к ориентированию как можно больше детей разного возраста, чтобы они могли пройти замечательную «школу жизни» во время специально организованных игр или соревнований. Кроме того, нам кажется, что занятия ориентированием в том виде, который мы предлагаем, могло бы стать прекрасным дополнением к школьным урокам физкультуры на свежем воздухе, заменить забытые в условиях бесснежных зим лыжные пробежки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_orient_shk_dvory.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Скорнякова С.А., педагог–организатор

Ориентирование в жизни

«Пойди туда, не знаю куда,

Найди то, не знаю, что»

 Из русской народной сказки

Народ мудр. Часто в жизни нам приходится решать именно такие, как в сказке задачи. Как научить наших учащихся справляться с ними? А главное, как воспитать уверенность, что такие задачи им по плечу? Идеи собираются и складываются в общую копилку.

Наблюдая учащихся на соревнованиях по ориентированию, мы поняли, что ориентировщики - люди какие-то особенные. Они более свободно общаются со сверстниками и взрослыми, у них нет проблем ориентирования в городе, незнакомом месте, просто ориентирования в жизненных ситуациях, потому что им постоянно приходится решать новые задачи, применять полученные теоретические знания на практике, брать на себя ответственность за приятые решение и действовать! Нам хотелось привлечь к ориентированию как можно больше детей разного возраста, чтобы они могли пройти эту замечательную «школу жизни» во время специально организованных игр или соревнований. Кроме того, нам кажется, что занятия ориентированием в том виде, который мы предлагаем, могло бы стать прекрасным дополнением к школьным урокам физкультуры на свежем воздухе, заменить забытые в условиях бесснежных зим лыжные пробежки. Мы предлагаем новый вид занятий ориентированием – игра «Ориентирование в школьных дворах».

Первые карты-схемы, которые создавались для юных ориентировщиков, были черно-белыми, нарисованы вручную и размножались на ксероксе. Ребята сами раскрашивали их цветными карандашами. Например, для рисовки первой карты-схемы местности между ЦДЮТТ и одной из школ основой послужила схема хозяйственных коммуникаций этого участка местности. Сейчас мы используем снимки со спутников (Яндекс. Карты) и обрабатываем их с помощью компьютерной программы OCAD, которая является специализированной программой для создания спортивных карт. Использование современных компьютерных технологий значительно облегчило процесс создания карт-схем.

Ориентируясь по этим простым картам-схемам, дети смогут получить элементарные навыки пользования спортивными картами, подготовиться к восприятию более сложных карт, используемых на популярных городских стартах, таких как «Снежная тропа» и др.

Предлагаемая нами игра дает возможность сотрудничать со школами района на различных уровнях.

Первый уровень – участие в игре, которая проводится специалистами ЦДЮТТ. 

Основная цель проводимой игры – познакомить детей с ориентированием, заинтересовать и привлечь к занятиям этим интересным, полезным, оздоравливающим и применимым в жизни спортом наибольшее количество учащихся; способствовать организации интересного и содержательного досуга для всей семьи. Создать условия для проявления качеств личности, таких как самостоятельность, решительность, самодисциплина, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях физических нагрузок.

Условия игры соответствуют правилам проведения соревнований по ориентированию. Команде или участнику предлагается карта с нанесенными на ней точками, где расположены контрольные пункты (яркие красно-белые листы с нанесенными на них буквами, цифрами или другими знаками). Необходимо найти эти пункты или в заданном порядке, или в произвольном (в зависимости от изначального задания) и правильно списать с них буквы или произвести необходимые математические действия. Можно использовать и другие варианты отметок.

Место проведения игры максимально приближено к месту жительства или учебы ребенка. Это не требует никаких материальных затрат и потерь времени на дорогу за город. Кроме того, ни ребенок, ни родители не будут бояться, что ребенок заблудится, потеряется.

Сценарий игры и необходимое оборудование и снаряжение предоставляется ЦДЮТТ.

Возможно проведение игр по различным вариантам:

  • Играют учащиеся одного класса (Первенство класса), когда каждый участник выступает сам за себя.
  • Играют учащиеся одной школы, одной возрастной группы, подразделяющиеся на команды от каждого класса (Первенство школы). Состав команды: 3 – 4 чел.
  • В Игре принимают участие семейные команды – родитель и ребенок (Семейное первенство).
  • Другие варианты.

Первой по созданной карте-схеме была проведена игра для учащихся 3 класса 355 школы. Были подготовлены формы стартовых и финишных протоколов, карточки участника (для отметки найденных пунктов), грамоты призерам и участникам игры, призмы контрольных пунктов (КП). На каждом КП на призме висели отрывные листки бумаги с буквами. Команда, найдя КП, отрывала листок с буквой и по окончании дистанции должна была сложить слово из набранных букв. Дети разбились на группы по 2-3 человека, придумали названия своим командам. В основном, они достаточно быстро поняли, что от них требуется, разобрались в условных знаках и смогли пройти дистанцию в заданном направлении – нашли все поставленные контрольные пункты и сложили слово.

После финиша детей переполняли эмоции, они наперебой делились впечатлениями о перипетиях поисков, бурно обсуждали свои успехи или промахи. Было видно, что они довольны случившимся с ними приключением и запомнят его надолго. На игре присутствовали классный руководитель и несколько родителей. Они очень заинтересованно следили за работой детских команд и постоянно рвались им помочь.

На другой день после окончания этой игры уже поступила заявка от другого класса на проведение такой же.

Изначально игра предназначалась для учащихся начальных школ, но после того, как мы провели игры для учащихся 9 класса (в усложненном варианте), стало понятно, что она вызывает большой интерес у ребят и этого возраста. «Интересная игра, потому что можно узнать свой район», «в следующий раз обязательно будем участвовать», «надо бы потренироваться, чтобы быстрее найти все КП» – говорили они.

Второй уровень – создание карты-схемы территории вокруг школы и проведение школами Дней здоровья и школьных соревнований по ориентированию.

Основная цель данного уровня взаимодействия – вовлечение школьников в общественно-полезную для школы деятельность (рисовка карты-схемы вокруг школы), создание условий для использования приобретенных в школе знаний и навыков (по рисованию, черчению, географии и др.), приобщение к природе и воспитание любви к родному краю, формирование чувства коллективизма через работу в команде, привитие навыков здорового образа жизни.

Для проведения школьных соревнований необходимо – нарисовать схему участка вокруг школы. На карте должны быть обозначены все дома и постройки, спортивные и детские площадки с их оборудованием, дорожки, тропинки, кусты, деревья и т.д. Рисовать необходимо с учетом масштаба. Для этого при первоначальном рисовании дети могут использовать миллиметровую бумагу или любую бумагу в клеточку. Таблицы с условными знаками спортивного ориентирования, которые необходимо использовать при рисовании, можно получить в ЦДЮТТ (если возникнут трудности, необходимые консультации дают методисты и педагоги спортивно-технического отдела).

Кроме этого нужно создать карту-схему в электронном виде на основе нарисованной школьниками схемы.

Школьники могут сделать это под руководством педагогов школ после консультации, полученной в ЦДЮТТ. Если это вызывает затруднение, мы приходим на помощь и делаем карту на своей технике (школы получают карту в электронном виде).

Проводить игру можно по готовому сценарию, предложенному ЦДЮТТ или разработать свой. К участию в игре допускаются все желающие без ограничений и специальной подготовки. Победители приглашаются на СУПЕР-игру.

Третий уровень – участие победителей школьных игр-соревнований в районной Супер-игре. 

Соревновательный дух игры привносит в это мероприятие азарт, свойственный детям и подросткам, заставляет их активно мыслить и действовать.

Итак, создана игра «Ориентирование в школьных дворах» – новое занятие для школьников района в любое время года. Надеемся, что большой воспитательный потенциал игры будет востребован в школах. «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что»! Это, конечно, сложное задание, но это и призыв к творчеству, к импровизации, к поиску нестандартных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"

Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"....

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...