Психологическая культура современного педагога ОУ
статья по теме

Шевелева Вера Алексеевна

Сегодня в связи с современной парадигмой образования становится важным  использование психологических технологий и введение психологии в образование, что влечет за собой необходимость формирования психологической культуры, которая является одним из аспектов профессиональной культуры современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая культура современного педагога

В. А. Шевелева,

МБОУ «СОШ № 48», г. Кемерово

        Сегодня в связи с современной парадигмой образования становится важным  использование психологических технологий и введение психологии в образование, что влечет за собой необходимость формирования психологической культуры, которая является одним из аспектов профессиональной культуры современного педагога.

Общая психологическая культура –  составная часть базовой культуры, системная характеристика, позволяющая эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью.

Общая психологическая культура включает: глубину психологических знаний, грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения; способность к переносу психологических знаний в ситуации, гибкость поведения в отношениях с окружающими, адекватный выбор способов саморегуляции, гуманистически ориентированная ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации);  готовность к самопознанию, развитую рефлексию; навыки самонаблюдения, самоанализа, самооценки; способность влиять на людей и противостоять влиянию; творчество в деятельности.

При этом психологическая культура – важная составляющая, инвариант, профессиональной культуры педагога сегодня, поскольку профессиональная деятельность современного педагога регламентируется профессиональным стандартом, определяющим требования к компетентности педагогических работников.

Выполнение общепедагогической функции предполагает:  осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов,  участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения.  При этом педагог должен знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.

        

В рамках воспитательной функции педагог должен уметь: управлять учебными группами, создавать в учебных группах (классе, кружке) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Развивающая деятельность предполагает, что педагог выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, осуществляет оценку и формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, применяет инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития, использует психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся, оказывает адресную помощь, применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу,  формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся, владеет стандартизированными методами  психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, осуществляет (совместно с другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ, понимает документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) составляет психолого-педагогические  характеристики, разрабатывает и реализовывает индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей, использует  в практике культурно-исторический, деятельностный и развивающий психологические подходы.

Таким образом,  психологическая культура сегодня – важная составляющая профессиональной культуры современного педагога, необходимая для реализации профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2000. – № 11. – c. 14-20.
  2. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов [Текст]  – Мн.: Выш. шк., 2009. – 333 с.
  3. Кошель, Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования / Н.Н. Кошель [Текст] // Адукацыя i выхаванне. − 2005. − № 9, с.8-15.
  4. Семикин, В.В. Психологическая культура и образование [Текст] / В. В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – СПб., 2002. – С. 26–36.  
  5. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)  (воспитатель, учитель) : Профессиональный стандарт [Электронный доступ] // http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/15/prof_standart_psychologist.pdf.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

"Психологическая культура в деятельности педагога"

Профессиональное развитие педагога невозможно без психологических знаний. Педагогика должна строиться на основе данных педагогической психологии....

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

«Овладение музыкальной культурой как частью общей духовной культуры будущего педагога ДОО в процессе исследовательской деятельности студентов»

В  статье затрагивается проблема воспитания основ музыкальной культуры будущего педагога ДОО; говорится об  особенностях  содержания музыкальной культуры ребенка и педагога; показ...

«Влияние психологической культуры педагога на эффективность его профессиональной деятельности».

В центре проблемы модернизации российского образования находится педагог, культурный потенциал которого во многом определяет возможность развития компетентного творческого, свободного, социально актив...