Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагогов
статья на тему

Близнюк Оксана Викторовна

Статья содержит анализ требований к профессиональной компетентности пелагогов существующих на сегодняшний день стандартов (ФГОС СПО, Профессионального стандарта Педагог, стандарта WSR).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Требования современных стандартов

к профессиональной компетентности педагогов

Профессиональная компетентность педагога – обязательная  составляющая его профессионализма и педагогического мастерства.

Понятие "компетентность" получило широкое распространение сравнительно недавно. В конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. Смысл понятия "профессиональная компетентность" очень близок к смыслу таких понятий, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.

Содержательная сторона профессиональной компетентности педагога  давно находилась под пристальным вниманием исследователей. Но в настоящее время многие из аспектов этого понятия приобретают новое звучание и важность. Происходит это по причине появления разнообразных стандартов, которые предъявляют свои актуальные требования к людям педагогического труда.

Рассмотрим современные  стандарты и определим их влияние на понятие профессиональной компетентности педагога.

С 2011 года профессиональные образовательные организации начали активную работу по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, основной отличительной особенностью которого от предыдущего государственного образовательного стандарта  стало наличие следующих стандартизируемых моментов:

-структура программы подготовки специалистов;

- требования к условиям реализации программы;

- требования к результатам освоения программы.

В данном стандарте появляется понятие вида профессиональной деятельности (ВПД) и появляются следующие результаты освоения программы: знания, умения,  практический опыт, профессиональные компетенции и общие компетенции.

Обратим внимание на то, что  профессиональная компетенция от опыта деятельности отличается наличием результата и качества.

Под профессиональной компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений,  практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Под общей компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений,  практического опыта в различных профессиональных сферах.

Преподаватели профессиональных образовательных организаций знакомы с формулировками профессиональных и общих компетенций, которыми должен обладать выпускник СПО. Посмотрим, какие требования предъявляет ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование (утвержден Приказом Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426,  зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2016 N 40536).

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

 5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность:

 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность: способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12)

культурно-просветительская деятельность: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Обращает на себя внимание тот факт, что в стандарте высшего образования мы  прослеживаем достаточное количество профессиональных компетенций, связанных с воспитанием, индивидуализацией обучения и воспитания, что осталось пока недостаточным в стандарте среднего профессионального образования.  Почему это так? Дело в том, что ФГОС ВО уже учел многие требования Профессионального стандарта, который появляется в 2013 году.

На сегодняшний день существует два профессиональных стандарта:  Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утвержден в октябре 2013 года и не вступил в действие по сей день, планируется его введение с 1 сентября 2019 года) и  Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (утвержден в сентябре 2015 года и применяется с 1 января 2017 г.).

В профессиональном стандарте появляется новая терминология: обобщенная трудовая функция, трудовая функция, необходимые знания, необходимые умения. Однако, при ближайшем рассмотрении мы видим, что можно найти много общего между ФГОС и Профессиональным стандартом.

Приведем пример соотнесения требований профессионального стандарта  «Педагог» и ФГОС СПО по специальности 44.02.02  Преподавание в начальных классах

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»

ФГОС СПО

Обобщенная трудовая функция

 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ»

Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Вид профессиональной деятельности

 «Преподавание по программам начального общего преподавания»

Необходимые знания

Знать основы организации обучения младших школьников

Знания

Знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологии

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий

Умения

Уметь использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем предметам

Трудовые действия

Планирование и проведение учебных занятий

Практический опыт

Иметь опыт определения целей, задач обучения при составлении конспектов уроков

Профессиональная компетенция

Определять цели и задачи, планировать уроки.

Проводить уроки

В данной таблице отсутствует такой результат как общие компетенции. Дело в том, что содержательно общие компетенции пронизывают все содержание профессионального стандарта. Они встречаются и в знаниях, умениях, трудовых действиях. Вот,  например, какие требования предъявляются в стандарте к ИКТ-компетентности учителя.

Знать психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях

Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы

Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц.

В последние годы много внимания уделяется и требованиям стандартов WSR. В 2012 году Россия присоединилась к движению WorldSkills International, основной миссией которого является повышение престижа рабочих профессий. С 2015 года мы активно стали изучать стандарты WSR, которые предложены в техническом описании по каждой компетенции.

Приведем пример фрагмента технического описания по компетенции Дошкольное воспитание.

Здесь мы видим такие разделы, как:

- соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей;

- поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий;

- коммуникативные навыки, творческий подход.

Что это,  если не общие компетенции в образовательном стандарте!?

А само содержание этих разделов – знания, умения, профессиональные компетенции. Что же нового предлагает нам данный стандарт? Содержательная его сторона та же, что и в федеральном государственном образовательном стандарте  СПО, однако здесь нам предлагают быть более мобильными, призывают активно применять в работе новые средства обучения, методы и приемы, которые зачастую просто хорошо забыты.

Таким образом, рассмотрев требования современных действующих стандартов, можно сделать вывод: сегодняшний федеральный государственный образовательный стандарт СПО нас уже не устраивает, так как он не учитывает всех требований, предъявляемых на сегодня к педагогу профессиональным стандартом. В  него необходимо внести новые виды профессиональной деятельности, в частности профессиональный модуль о воспитании, работу с одаренными детьми, работу по реализации программ инклюзивного образования, работу с девиантными социально запущенными обучающимися, мониторинг и экспертизу качества обучения, соответствующие международным стандартам. Кроме того, регулярного пересмотра требует содержание многих междисциплинарных курсов и дисциплин, чтобы их содержание  соответствовало требованиям современных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"

В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...

Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем

Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);экономию учебного вре...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...