Что готовит день грядущий библиотекам профессиональных образовательных организаций
статья по теме

Мельник Наталья Николаевна

 

«Страна не погибнет, пока в ней есть библиотеки».  Добавим:  библиотеки не погибнут, пока в них будут работать люди, преданные своему делу. Ведь именно в их руках находятся все накопленные веками знания, которые надо бережно сохранять и передавать читателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_den_gryadushchiy.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Что готовит день грядущий

 библиотекам профессиональных образовательных организаций.

Выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор Дмитрий Лихачев говорил примерно так:  «Страна не погибнет, пока в ней есть библиотеки».  Продолжая эту мысль, добавим:  библиотеки не погибнут, пока в них будут работать люди, преданные своему делу. Ведь именно в их руках находятся все накопленные веками знания, которые надо бережно сохранять и передавать читателям.

Не будем далеко ходить, меньше полувека назад в библиотеках собирались самые интеллигентные и образованные люди. Вспомним диалог главных героинь из фильма «Москва слезам не верит»:

- А я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала. 

- Зачем? 

- Представляешь, какой там контингент? Академики, докторы, философы.

        Прошло время, мир изменился, изменились и библиотеки. Да, доктора, академики и философы в крупных городах продолжают посещать библиотеки: они могут найти редкие интересующие их издания книг, полистать старые подшивки газет и журналов. Однако это отнимает время, а время дорого.  Поэтому все больше людей при необходимости используют возможность доступа к библиотечным фондам в электронном виде.

Успеют ли библиотеки (подразумеваем, библиотекари) перестроиться, перейти на новый уровень? Выбор таков – либо остаться книгохранилищем, либо стать медийным центром для получения знаний современными способами. Других вариантов нет. Д. Шумахер сказал: «Быть библиотекарем, значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестанете нажимать на педали и двигаться вперед, вы упадете». Конечно, любой библиотечный работник заинтересован в том, чтобы не стоять на месте. Но…

А сейчас самое время плавно перейти  к проблемам библиотек профессиональных образовательных организаций.

Основная часть   библиотек не  имеет такой  возможности –  двигаться

вперед, чтобы шагать в ногу со временем. И здесь во главу угла встает основная проблема - финансирование. Переход на подушевое финансирование должен был, по мнению законотворцев, стимулировать работу профессиональных образовательных организаций в конкурентной борьбе за обучающихся. Причем, почему-то совершенно не было принято во внимание катастрофическое падение рождаемости, как затяжное следствие периода «перестройки», а также  пресловутый ОГЭ, когда выпускники 9-х классов в течение от 1-го до 3-х лет не могут получить на руки долгожданный аттестат об основном общем образовании, уменьшая тем самым количество абитуриентов. Средств, выделяемых бюджетами субъектов Российской Федерации на содержание данных учреждений с учетом подушевого финансирования,  хватает, порой, только на оплату коммунальных и других услуг и начисление заработной платы. Где уж тут похвастаться хорошо технически оборудованным  помещением библиотеки, постоянно обновляемым фондом учебной и художественной литературы, отвечающим требованиям обеспеченности обучающихся, наличием цифровых и электронных образовательных ресурсов.

Атмосферу усугубляют и низкие зарплаты работников библиотек. Уровень средней зарплаты педагога-библиотекаря в России в 2017 году определен в пределах 12000 рублей (в Камчатском крае – 20000 руб.). А. Соколов, министр культуры (2004 год): «Библиотечные работники – это, по сути, последние святые на Руси, поскольку они преданы своему делу. Они абсолютно не надеются на то, что оно будет поощряться на достойном уровне, и, тем не менее, они не бросают свою работу. И питаются, видимо, исключительно святым духом». Такое впечатление, что за 13 лет практически ничего не изменилось. И библиотеки «выживают» за счет голого энтузиазма работников, возраст большинства из которых плюс-минус пенсионный. Говорят: «Незаменимых нет», ошибаются. Молодые специалисты на данных должностях не задерживаются. Так что, остается только уповать на помощь покровителя библиотекарей святого Лаврентия Римского? Или надеяться, что великая страна, чье культурное печатное наследие находится в руках библиотекарей, осознает глубину проблемы и найдет пути ее решения. Не было бы поздно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018

Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой....

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...