конспект урока по предмету ОРКиСЭ
план-конспект урока

Волкова Валентина Александровна

конспект урока по ОРКиСЭ на тему "Дружба" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_druzhba.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  по учебному модулю «Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

«Дружба»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

П. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Общий прием решение задач.

Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Контролировать и оценивать свои действия.

К. Умение работать в команде.

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.

Цель урока

формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Основные понятия, изучаемые на уроке

Друг, дружба, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, ссора, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

В. Осеевой «До первого дождя».

Песни

«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

«Дружба крепкая не сломается» В.Шаинский

Пословицы о дружбе

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 минуты

1.Организационный момент.

 - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы  начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов.

-Давайте поприветствуем друг друга.  

Упражнение “Аплодисменты по кругу.

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (слайд 2).

Учитель читает стихотворение. (слайд 3)

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения слайд 4)

Подбор слов на каждую букву в слове ДРУЖБА (слайд 5)

Доверие,

Радость

Уважение

Желание

Благодарность

Активность

Работа с притчей. (слайд 6)

Притча «Бог Дружбы» 

Притча - это краткий, в большинстве случаев, вымышленный рассказ, который содержит в себе нравственное учение или духовное наставление. Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее.  Это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, вдуматься. И не всегда смысл притчи лежит на виду, надо понять саму суть того, что сказано

(Слайд 7)

            Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы.
 Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
– Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
 Человек задумался, и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать.
Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

(слайд 8)

  В чем смысл притчи?

 Чему должна нас научить эта притча?

Что наиболее ценно в жизни, по мнению авторов?

Игра «Собери пословицу ». (Работа в группах). Слайд 9)

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

  • … – ищи , а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без  …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.

5. проверка пословиц о дружбе. Слайд (10)

отличительные черты дружбы (слайд 12)

Работа по учебнику стр. 32-33 (слайд 13)

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (проблемный вопрос)

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

Познавательные УУД: «Прием информации»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

18 минут

Работа в группах с ситуациями

Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя»

- Сейчас я прочитаю вам рассказ  В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.  

- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.

Правила дружбы (слайд 15)

             Игра «Ромашка»  (дети работают в группах, ведут обсуждение, учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения)

Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Каждый из вас назовёт необходимое правило  дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё правило, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

 

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Личностные компетенции:

«Вижу

Регулятивные:

Оценка своих действий

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» -

Коммуникативные УУД: рефлексия в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

7 минут

Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста"Настоящий друг".

Предлагается три варианта ответов:

  • да - если вы полностью согласны с утверждением,
  • нет - если вы не согласны,
  • не знаю- если вы не имеете четкого ответа.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ -

1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искрен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда его нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов

За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минут

- Кто для вас настоящий друг?

– Каких друзей нам хотелось бы иметь?

– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

- Назовите свои правила дружбы.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Домашнее задание

Написать рассказ о своем друге.

Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.

Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»

Приложение к уроку

 «Дружба крепкая не сломается» В.Шаинский

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,
"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Нужным быть кому-то
В трудную минуту -
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

В.Осеева

«До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

  • … – ищи , а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без  …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету «Основам поиска рабы , трудоустройства» для студентов 2 курса по профессии «Контролер Сберегательного банка»

План урока  написан на  тему "Технология поиска работы", освещены основные моменты ,которые необходимо рассмотреть на занятии. План урока  расписан по минутам: организационный мом...

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс

Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...

конспект урока по предмету "Технология". Тема урока :"Профессиональная этика"

Предмет «Технология»                      .       преподаватель технологии...

Конспект урока по предмету Иностранный язык (Английский) "Conductors and Insulators"

Конспект урока по предмету Иностранный язык (Английский)Тема "Conductors and Insulators".Обучение переводу специализированного текста «Проводники и изоляторы» без использования с...

Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».

Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, ка...

Тема: «Сложный ритм тоновой» Конспект урока по предмету "Основы композиции"

Цели: - дидактические: дать понятие о сложном тоновом ритме и принципах построения ритмических композиций в тоновом ритме.- развивающие: развить умение разрешать противоречия: между тоновыми диапазона...

Конспект урока по предмету Пластическая анатомия : Мышцы спины

Конспект урока по Пластической анатомии "Мышцы спины" дает понятие об основных поверхностных мышцах спины  и их влияние на  пластику туловища человека....